ИСКУССТВО 1901-1917/1918 ГОДОВ

1900 году В.Лейбль, а традиции ре­ализма XIX века приносят в XX век такие мастера, как А. Менцель и многое воспринявшие от импрес­сионизма М. Либерман, Г. В. Трюб-нер, работавший в Мюнхене австриец К. Шух, а также М. Клин-гер, связанный главным образом с течением символизма. В Бельгии реалистические демократические традиции хранят в начале XX века скульптор К. Менье и живописец Л. Фредерик. Это искусство, сло­жившееся в XIX веке, представлено в начале XX века мастерами стар­шего поколения многих стран - от Скандинавии (К. Крог - в Норве­гии, К. Вильхельмсон - в Швеции, П. Халонен и другие - в Финлян­дии) до Балканского полуострова (Дж. Кристич - в Сербии, Н. Ли-трас - в Греции, Я. Вешин - в Бол­гарии, Н. Григореску - в Румынии) и от Польши (Ю. Хелмоньский) и Словакии (Д. Скутецкий) до США (У. Хомер, Т. Эйкинс). В Италии же к началу XX века заканчивает свой путь движение веризма, умирает его ведущий мастер - скульптор В. Вела. Здесь, как и во многих дру­гих странах Европы, в том числе в России, Германии, Бельгии и др., на рубеже XIX-XX веков образуется новая волна реалистического дви­жения, идеи и стилистика которых существенно отличают его от клас­сического реализма XIX века. Это движение развивается в XX веке, оставляя за собой недолговечные течения, возникшие на рубеже двух веков. В соответствии с этим мы об­ратимся к нему в дальнейшем. К началу XX века исчерпывает себя


 

 

6 Э.Нольде. Белые стволы. 1908. Берлин. Музей «Моста»

целая группа художественных дви­жений XIX века, возникших на основе эстетизма, не признающего реальную действительность источ­ником прекрасного. В их числе -так называемый неоидеализм в не­мецкой и швейцарской живописи (А. Фейербах, X. фон Маре, А. Бё-клин), традиции которого отчасти сохраняют в XX веке лишь не­сколько мастеров (X. Тома и дру­гие). Полностью иссякает движе­ние «прерафаэлитов» в Англии. Во Франции кончается деятельность группы «Наби», объединявшей


пейзажам острую одухотворен­ность. Последовательный симво- + лизм представлен в XX веке еди­ничными фигурами, например, по­здним творчеством О. Редона во Франции, А. Вельти в Швейцарии и А.П. Райдера в США, ранним твор­чеством П.В. Кузнецова и несколь­кими близкими ему художниками группы «Голубая роза» в России. Характерным становится также сближение творчества символистов с идеями и художественными мето­дами других течений в искусстве начала XX века: демократического



30 НС КУССТВО 1901-1917/1918 ГОДОВ

ТРАДИЦИИ XIX HI К Л В ИСКУССТВЕ СТРАН ЕВРОПЫ И США НАЧАЛА XX ВЕКА 31