Ш.-Э. Ле Корбюзье и другие, Министер- ство образования в Рио-де-Жанейро. 1937-1943

В индустриальных странах Европы, в США и Японии этими архитекто- рами разрабатывается тип каркас­ной заводской постройки со сплош­ным остеклением стен или ленточ­ными окнами (фабрика «Ван Нел-ле» в Роттердаме в Голландии, 1928-1930, И.А. Бринкман и Л.К.ван дер Влюгт), с железобетон­ными конструкциями, позволя­ющими перекрывать обширные пространства (фабрика «Эдер» в Париже, 1919, О.Перре), со стенами из стеклянных блоков, искусствен­ным освещением и кондициониро­ванным воздухом (завод «Де Сото» в Детройте в США, 1938, А. Кан). Некоторую оппозицию этому дви­жению составила немецкая архи­тектура 20-х годов, прибегавшая в заводских постройках к утриро­ванно суровым и мощным формам,


 


 


164 ИСКУССТВО 1917/1918-1945 ГОДОВ

символизирующим «германский дух » (заводское управление « ИГ Фарбениндустри» в Хёхсте, 1925-1926, П. Беренс). Редчайший пример национальной символики в промышленной архитектуре за пре­делами Германии дает плотина Ма­рафонского водохранилища в Гре­ции (1926-1931), облицованная те­саным камнем и украшенная не­большим мраморным храмом. Архитекторы-рационалисты модер­низируют тип железнодорожного вокзала (Центральный вокзал во Флоренции, 1930-1936, Дж. Мике-


луччи и другие), создают новые типы транспортных сооружений; остекленный гараж Марбёф в Па­риже (1929, А. Лапрад), подземный гараж Гдардиола в городе Мехико в Мексике (1940-1942, К. Обрегон-Сантасилья), аэропорты в Антвер­пене в Бельгии (1931, С.Ясинский) и Рио-де-Жанейро (на засыпанной землей части бухты Гуанабара; 1944, братья Роберту). В Копен­гагене строится радиоцентр (1938-1945, В.Т. Лауритсен). Инже­нерное совершенствование и эсте­тическое осмысление железобетон-


76 И.А.Бринкман и Л.К. ван дер Влюгт. Фабрика «Ван Нелле» в Роттердаме. 1928-1930

ных конструкций позволяют дости­гать динамической выразительно­сти таких сооружений, как мосты, построенные в 30-х годах в Швейца­рии Р. Майаром, которому принад­лежит также эффектная декоратив­ная тонкостенная арка из железобе­тона, возведенная в 1939 году для выставки в Цюрихе. В учебных и научных зданиях на­шли себе применение рационализи­рованные неоклассика (городская библиотека в Стокгольме в Шве­ции, 1924-1927, Г.Асплунд; Акаде­мия художеств в Блумфилд-Хилее в