М.Вламинк. Окрестности Шартра. 1930. Париж. Городской музей современного искусства , i


ферии искусства даже таких тита­нов, как А. Матисс. Особо показателен новый тип за­казного и выставочного буржуаз­ного портрета. Начиная с 20-х годов он широко вбирает в себя умерен­ный, адаптированный модернизм, приводя к общему салонному зна­менателю и живопись К. ван Дон-гена, и манерно-академичные, с формальными декоративными эф­фектами работы уроженки Вар­шавы Т. Лемпицкой, предметно-на- туральную манеру француза А. Курме и многое иное в других странах, включая сюда офици­ально-академическую портретную живопись англичанина А. Манин-гса, выхолощенный реализм салон­ных портретов американца Р. Хенри


и даже ряд произведений нередко терявшего в своих портретах содер­жательность человеческого образа мексиканца Д.А. Сикейроса. На небосводе художественной жизни межвоенных десятилетий мы без труда насчитаем немало уже погасших «звезд», свет от которых еще продолжал бежать к зрителю, и сравнительно немного новых крупных светил. Скажем больше: проходит или, точнее говоря, начи­нает уходить в прошлое время вели­ких «звезд». История искусства все чаще встречается с многолюдными шеренгами равнозначных фигур. Все более заметным становится по­ворот от создания художественных ценностей к деятельности, реша­ющей средствами искусства некие иные личные и общественные за­дачи, которые отвечают его эстети­ческим возможностям, но все же не составляют коренную сущность ис­кусства как духовного творчества. Все больше и больше энергия и предприимчивость художника, по­иски им социальной целесообраз­ности своего труда устремляются в прикладные виды творчества - ху-


дожественную промышленность, полиграфию, рекламу и т.д. и т.п. Эти поиски встречаются с расту­щей заинтересованностью в худо­жественном труде, который погло­щается и растворяется массовой индустриальной продукцией, что сообщает ей эстетические качества. В жизни искусства утверждается новый тип художника - прилично оплачиваемого дизайнера-стилиста, работающего в промышленной фирме или ином предприятии. Его деятельность воздействует на об­щественную эстетическую среду куда более глубоко и всепроника-юще, чем произведения иного мэ­тра «чистого искусства». Таковы некоторые сдвиги, изменив­шие общее состояние художествен­ного творчества, а также отноше­ние к нему общественного эстети­ческого вкуса в его, условно говоря, среднем выражении. Это состояние превращается в динамический про­цесс под воздействием идейно-худо­жественных движений, пронизыва­ющих художественную жизнь. Крупнейшие из них имеют транс­континентальный характер.