К.Фёлькер. Вокзал. 1924-1926. Галле Государственная галерея Морицбург


Особо мощный импульс оно сооб­щает тем видам творчества, кото­рые по своим содержанию, форме и способу общественного существова­ния предполагают энергичное воз­действие на массовую аудиторию. Таковы тиражная публицистиче­ская графика, расцветающая по­всюду, и монументальная живо­пись, развивающаяся там, где, как, скажем, в Мексике, складываются для нее особо благоприятные усло­вия (нам предстоит специально рас­смотреть их ниже). Станковое искусство сосредоточи­вается на художественной теме че­ловека и среды, в которой выра­жает свое представление художни­ков о социальных конфликтах и демократическом типе героя. В наследующих опыт жанровой картины рубежа XIX-XX веков по-


лотнах американцев братьев Сойер и Р. Марша, в лирической сцене на фоне заводских цехов X. Балушека «Вечер праздничного дня» (1925, Берлин, Меркишес-музей) сочувст­вие человеку, затерянному во вра­ждебной ему среде большого го­рода, приобретает сентименталь­ный привкус. Ожесточенное же изобличение этой среды придает народно-бытовым сценам в живо­писи и графике Ханса и Леа Грун-диг, Р. Бергандера, К. Феликсмюл-лера и ряда других немецких ху­дожников чрезвычайную резкость, переходящую в гротеск. Для мно­гих художников характерным ста­новится острое ощущение воздей­ствия на человека грозных социаль­ных стихий, смутно неясных в их реальной природе. Они оставляют свой оттиск на суровых образах лю-


дей, тяжеловесно-грубоватых фор­мах живописи французского ху­дожника М. Громера («Фламандс­кий косарь», 1924; «Война», 1925, обе - Музей современного ис­кусства Парижа), превращают ре­альную сцену в яростную и сумбур­ную драму чувств в картинах немца Г.Эмзена («Расстрел», 1919, Ленин­град, ГЭ), предстают как символы всечеловеческих бедствий в графи­ческих циклах немецких художни­ков О. Дикса, О. Панкока на темы войны, голода и т.п., проникнутых устрашающей, деформирующей все на свете экспрессией. Социальный гуманизм дает другой поворот таким темам в графиче­ских циклах К. Кольвиц «Война» (1920-1924, ксилографии), «Голод» (1924, литографии), «Смерть» (1934-1937, литографии), в ее кси-


лографическом реквиеме «Памяти К.Либкнехта» (1919-1920), в лито­графических плакатах, которые вы­полняет художница по заказам ком­партии, и в ее антивоенных скуль­птурных произведениях (памятник павшим близ Диксмёйде в Бельгии, 1924-1932; «Башня матерей», 1937-1938). В русле такого ис­кусства Ф. Мазерель создает свой жанр графических циклов - «ро­ман в картинах». Его образуют остро трактованные черно-белые ксилографии, которые, подобно ка­драм киноленты, складываются в сумме в изобразительное повество­вание, позволяющее углубленно и многопланово развить обобща­ющую тему. В своих циклах худож­ник развертывает программу во­инствующего гуманизма, выступа­ющего в защиту человека от угнете-