К. Кольвиц. Отец. Статуя памятника павшим близ Диксмейде. Гранит. 1924-1932


ния и милитаризма, прославля­ющего светлую, солнечную идею, пробивающую себе путь в мире, в реальном облике которого сплета­ются его увлекательная, многооб­разная красота и бесчеловечная же­стокость («Крестный путь чело­века», 1918; «Мой часослов», 1919; «Идея, ее рождение, ее жизнь и смерть», 1920; «Город», 1925; «Си­рена», 1932, и др.). И наконец, революционные худож­ники развивают новаторский опыт воплощения в станковой картине темы человека и среды, понятых в их социальной сути и увиденных в той сложности пространственной и временной динамики, которую эта среда приобретает в реальной жизни XX века. Немецкий худож­ник К. Фёлькер в своей картине


«Вокзал» (1924-1926, Галле, Гос. галерея Морицбург) дает расширен­ную трактовку огромного, необъят­ного пространства и движущейся по лестнице людской массы - це­лого социума, вмещая их в станко­вые рамки с помощью веерооб­разно развернутой перспективы, ко­торая напоминает эффект, создава­емый широкоугольным объекти­вом. Венгерский живописец Д. Дер-кович не только запечатлевает мно­гоплановое физическое движение («Вдоль железной дороги», 1932, Будапешт, Венгерская нац. гале­рея), но в картине «Три поколения» (1932, Будапешт, Венгерская нац. галерея), изображающей чита­ющего рабочего, отраженных в зер­кале его жену и ребенка, висящий на стене портрет К. Маркса, создает


художественный образ движения истории. Кроме того, станковое ис­кусство предпринимает опыты объ­единения в одной композиции раз­новременных и разнопространст-венных мотивов, что превращает политические картины таких живо­писцев, как много работавший в СССР немец Г. Фогелер, в своего рода идеограммы. В 20-30-е годы определился некий идеал единства идейности и ре­ализма. Под этим знаком сближа­лись разные течения передового ис­кусства. С одной стороны, это было движение к реалистической изобра­зительности, которую осуще­ствляют сторонники авторитетных авангардистских течений. Средства художественной выразительности, почерпнутые из экспрессионизма и


близких ему движений М. Пехш-тейном в Германии, из рациона­листских движений Ф.В. Зайвертом в Германии, П. Алма в Голландии и другими, сообщают их произведе­ниям на революционные темы эф­фект современного «левого стиля». Все это свойственно во Франции картинам Э. Пиньона «Митинг» (1933) и «Смерть рабочего» (1936, Париж, Центр Помпиду), серии гу-ашей Ж.Люрса «Крестьянская вой­на» (до 1934, Москва, ГМИИ), про­изведениям чехословацких живо­писцев Й. Чапека, Й. Шимы и дру­гих в драматичных символических антивоенных и антифашистских композициях конца 30-х годов. С другой стороны, это было движе­ние, выраставшее из обширного массива художественного твор-