Ж. Руо. Старый король. 1916-1937. Питсбург. Институт Карнеги

ку», сыграл особо важную роль. Но аналогичный перелом происходит также и в Италии, где сторонники футуризма и «метафизической жи­вописи» К.Карра, Дж. Де Кирико и другие обращаются к поискам ста­бильных пластических ценностей искусства, впитывающего опыт классики и впечатления от реаль­ного мира. Немецкие художники, можно сказать, целыми рядами пе­реходят от дадаизма и футуризма к предметной реальности, либо огра­ничивая свои интересы зримым об­ликом вещного мира, либо тре­вожно откликаясь на таящийся в нем внутренний смысл, либо, как Г. >Грос, О. Дике, Р. Шлихтер, Г.Шольц и другие, проникая в соци-



188 ИСКУССТВО 1917/1918-1945 ГОДОВ


88 Р.Шлихтер. Марго. 1924. Берлин.

Меркишес-музей


ется сейчас возможным выявить подлинные природу и характер ху­дожественного явления. Сущест­венную часть реалистического дви­жения образует искусство, целе­устремленно связывающее реализм с демократической идейной про­граммой. Часть течений, использу­ющих термин «реализм», имеют к нему лишь внешнее, формальное отношение: таков «магический ре­ализм» в живописи 20-х годов, смысл произведений которого за­ключается не в том, что в них изоб­ражалось, а в намеках на скрытую за реальными формами туманную


ВОЗРОЖДЕНИЕ РЕАЛИЗМА 189

загадочность. Часть художествен­ных течений, которые сами избе­гают в это время названия «ре­ализм» и по строгой классифика­ции не могут быть целиком отне­сены к нему, вместе с тем образуют явление, в котором осуществляют себя некоторые важные реалисти­ческие тенденции. К этому разряду мы вправе отнести неоклассическое и во многом сближающееся с ним (по форме и по признанию образов прошлого фундаментальной куль­турной ценностью) национально-ро­мантическое течение, неопредмет­ное и наивное искусство.


 


альное содержание современной жизни. Следует заметить, что эти художники не миновали характер­ную, особенно для 20-х годов, по­лосу своего рода «цинического ре­ализма», превращающего изобра­женные впрямую отвратительные стороны жизни в предмет эстетиче­ского переживания. Подобные явления в меньшей мере сказались позже также в живописи Франции (Ж. Фотрие), Англии (С. Спенсер), США (Дж. Левин и другие) и ряда других стран.

Вместе с тем понятие «возрожде­ние реализма» не может быть отне­сено к искусству обширных групп мастеров разных стран, никогда не порывавших с реалистической тра-


дицией, и шире - к целым нацио­нальным художественным школам (например, Восточной и Южной Ев­ропы) и таким регионам, как Ла­тинская Америка. Таким образом, реалистическое движение в целом переживает не­сомненный историко-художествен-ный перелом, включивший в себя «возрождение реализма». Уже на рубеже XIX-XX веков оно образо­вало несколько течений. Тем более начиная с 20-х годов это движение выступает не в том гомогенном виде, как это было в классическом' реализме XIX века, а образует со­бою нечто вроде целого комплекса «реализмов с эпитетами». Без них, 0ез этих «эпитетов», не представля-



новый