ИРРАЦИОНАЛЬНЫЕ ТЕЧЕНИЯ. СЮРРЕАЛИЗМ 195


 


 
 


биоморфных знаков в живописи Ж. Миро, француза А. Массона, порождать чертежно-плоскостные (у чилийца Р. Матта) или про­странственно-пластические компо­зиции отвлеченных форм (в карти­нах француза И.Танги). Оно может пересекаться с неоклассикой у П.Пикассо и Дж. Де Кирико, с нео­предметностью у немецких (К. Шад), голландских (А.К. Вил-линк), североамериканских худож­ников (П. Блум). В последнем слу­чае нередко в изображении появля­ются незаметные сразу сдвиги, ко­торые преображают его примерно так же, как измененная буква мо-


жет придать слову совсем другое значение.

Но при всем этом сюрреализм соз­
дает и свою хрестоматийную на­
глядно-предметную стилевую
форму, в которой выражается его
идейно-художественная концепция
неправдоподобности и обманности
реальности, ее темных сил лично­
сти и социума.

Таковы в первую очередь картины бельгийца Р. Магритта и каталонца С.Дали, представляющие собой ир­рациональные сочетания сугубо предметных фрагментов реально­сти, воспринятых в натуральном виде или парадоксальным образом