деформированных. Изображение человеческой фигуры с картотечными ящиками в животе (С. Дали «Антропоморфный шкаф», 1936, Дюссельдорф, Художественное собрание Нордрейн-Вестфален), ботинки с человеческими пальцами или охотник, засасываемый кирпичной стеной (Р. Магритт, «Красная модель», 1935, Париж, Центр Помпиду, и «Всеобщая гравитация», 1943, части, собр.), и т.п. содержат в себе программное отношение художника к миру и к своему творчеству. Ощущение причудливости, неожиданности явлений этого мира порождает в таком искусстве
представление о его непознаваемости, об абсурдности бытия, которое является художнику в пугающе-кошмарном или забавно-фантасмагорическом обличьях. Действительный трагизм, однако, редчайший случай в сюрреалистической картине. Едва ли не уникальный пример тому - полный отчаяния химерический «Аадел очага» М.Эрнста (1937, части. Собр.). В своей массе в живописи С. Дали, начинавшего с обстоятельных и подчеркнуто-предметных работ («Девушка у окна», 1925, Мадрид, Испанский музей современного искусства) и Р. Магритта, в манерно-эротических композициях бельгийца П. Дельво и в картинах других сюрреалистов над размышлением и чувством решительно преобладает выдумка. Умышленное или спонтанное (С.Дали называл свой метод «кри-, тически-параноическим») изобретательство, а также вольно либо невольно сопровождающая его нотка иронии и самоиронии проявились на Международной выставке сюрреализма в Париже в 1938 году. Все знаменитые его сторонники представили туда обряженные по своему вкусу дамские манекены, что явилось удивительным зрелищем. Развитие сюрреализма идет нарастающим порядком. К рубежу 20-30-х годов он проникает в живопись других стран Европы - Англии (Г.В.Сазерленд, П.Нэш), Швеции (Э.Х. Ольсон), Чехословакии (Ф. Музика и другие) и т.д. В ЗО-е годы достигает Латинской Америки, Австралии, Японии. Главным образом, сюрреалисты обра-
196 ИСКУССТВО 1917/1918-1945 ГОДОВ
щались к композиционной картине и графическому листу, позволяющим свободно развернуть фантазию художника. Однако сюрреализм затронул и скульптуру, возбудив интерес к текучим отвлеченно-пластическим мотивам, чаще всего органическим формам во Франции у X. Арпа и А. Лорана, в Англии у
Г. Мура. С сюрреализмом сбли
жался и Ж. Липшиц, связанный с
традициями кубизма и
обращавшийся также в эти годы к реалистическому портретному творчеству. В искусстве ряда художников (П. Клее и других) пересекались иррациональные и рационалистские тенденции.