ИДЕАЛЬНОЕ И РЕАЛЬНОЕ В ИСКУССТВЕ ФРАНЦИИ

Так, в искусстве Франции в том или ином виде, приглушенно или ак­тивно, развились едва ли не все ме­ждународные течения. Заметную роль здесь сыграло наивное искус­ство, представленное поздним твор­чеством М. Утрилло, новой группой живописцев (К. Бомбуа и другие), а также частью примитивными, ча­стью салонно-академическими кар­тинами Бальтюса (Б. Клосовский де Рола). Но главную линию опреде­лили мастера, объединенные идеей гармонии мира и искусства. Эта гармония находит свою опору в ре­альности, которую при этом вос­принимают лишь в тех параметрах, что отвечают идеалам безмятежно просветленного гуманизма. Она утверждается в творчестве,- обра­щенном к натуре, но воссоздающем ее в соответствии с концепцией эстетической ценности, которая опирается на классическую тради­цию культуры. Не случайно гра­фики, живописцы и скульпторы так часто обращаются в это время к книжной иллюстрации, а в произве­дениях не только французских ма­стеров, но и представителей «па­рижской школы» звучат мотивы классического и национального ху­дожественного наследия. Напри­мер, у Фудзиты Цукахару, который наряду с натурными сценами ис-


полняет рисунки, навеянные ста­рым японским искусством. В берегах такого искусства, дав­шего свою меру соотношения иде­ального и реального, находит естественное продолжение и разви­тие творчество французских скуль­пторов, проявивших на рубеже 1910-1920-х годов интерес к круп­ным, героическим темам: «По­беда» А.Бурделя (1918, Париж, Му­зей А. Бурделя), памятник павшим в Мон-де-Марсан (1920-1922) Ш.Деспио, «Иль де Франс» А.Май-оля (1925, Париж, Музей Пти-Пале). В дальнейшем проживший долгую жизнь Ш. Деспио выступал главным образом со строгими нео­классическими по духу произведе­ниями («Ася», 1937, Париж, Центр Помпиду), а А. Майоль в числе дру­гих своих работ создал скульптур­ную фигуру «Река» (1939-1943, Нью-Йорк, Музей современного ис­кусства), найдя в ней тонкое равно­весие идеального и жизненного на­чала, замкнутой в себе пластики и открытого^ в окружающее простран-хтво движения.

В живописи и графике Франции развивается в это время тема цвету­щей, благодатной природы и благо­денствующего на ее лоне человека. В импульсивном виде она раскрыва­ется в сериях пейзажных акварелей П. Синьяка и А. Дюнуайе де Сегон-зака, в таких картинах, как «Окно на острове Бреа» (1924, Цюрих, Кунстхауз) М.Шагала и «П.Синьяк с друзьями на парусной лодке» (ок. 1924, Цюрих, Кунстхауз) П. Бон-нара, который главным образом -склоняется к тихим интерьерным


ИДЕАЛЬНОЕ И РЕАЛЬНОЕ В ИСКУССТВЕ ФРАНЦИИ 203

венным ракурсам, объемной форме, светотени и своего рода вкус к ва-лёру, побуждающий (в отличие от былого «упрощения живописи») разыгрывать увлекательные сочета­ния многозвучных красок, соста­вляет устойчивое новое свойство искусства Матисса, который осуще­ствляет в своих картинах 20-х, а за­тем и 30-х годов некую реальную -нереальную гармонию, внуша­ющую людям добрые чувства. Известное отчуждение от событий­ной реальности свойственно и дру­гим мастерам. Оно служит усло­вием создания художественного мира, в котором уже во всей несом­ненности действует правда челове­ческих характеров, переживаний и настроений. Именно поэтому в жи­вописи П. Пикассо, А. Дерена, А. Метценже, X. Гриса, Дж. Севе-рини появляются в это время изоб­ражения арлекинов, пьеро, цирко­вых артистов.

В живописи А. Дерена этот прин­цип сочетается с художественной концепцией реального мира, кото­рый мыслится как нечто фундамен­тальное и внушительное, проникну­тое строгой архитектоникой, реши­тельно противостоящей драме, дис­гармонии, хаосу. Чуждый доктри­нерства, Дерен ряд работ 30-х годов пишет в свободной живописной ма­нере. Но главное в это время соста­вляют темные, почти монохромные натюрморты, в которых выявля­ются незыблемые объемы пред­метов («Кухонный стол», ок. 1921-1922, собр. П.Леви), и графи­ческие и живописные пейзажи («Полуденный пейзаж», 1931, Па-


204ИСКУССТВО 1917/1918- 1945ГОДОВ