СТИЛЯ МОДЕРН» В ИСКУССТВЕ XX ВЕКА 41

мышленности - фарфора в Дании (художник К. Томсен и другие), цветного стекла во Франции (Э. Галле и другие) и опалового в США (Л.К. Тиффани), способствует подъему народных художественных ремесел.

Соединение высокопрофессиональ­ного художественного творчества и производства бытовых изделий -едва ли не самая широкая мечта­тельная идея «стиля модерн», за­ключающая в себе, однако, вну­треннюю неустойчивость. На прак­тике резко разделяются дорогосто­ящие изделия и дешевые поделки, в которых, например, штамповка и цветное стекло имитируют кованый драгоценный металл и камень. Одни становятся принадлежностью элитарного круга, другие - «массо­вой культуры». Вся эта деятель­ность возникает в момент непро­чного слияния художественного ре­месла и художественной промыш­ленности, индустриализация кото­рой разрушает это единство. Ма­шинное производство вызывает к жизни новый тип художественного творчества - дизайн, конструирова­ние массовых изделий, наделенных стандартным уровнем качества, способствует развитию рациональ­ной эстетики, в корне отрицающей хрупкую декоративно-орнаменталь­ную стилистику «модерна». Этот перелом обозначился в 1907 году, когда возникла организация «Не­мецкий веркбунд», объединившая на новой основе промышленников, архитекторов, художников. Прин­ципы художественного конструиро­вания были подхвачены аналогич-


42 ИСКУССТВО 1901-1917/1918 ГОДОВ

ными организациями в других стра­нах. Пионерами их проведения в жизнь выступили П. Беренс в своих проектах электроприборов для не­мецкой фирмы АЭГ (1909-1910), создавший ее «фирменный стиль», Франсис Журден, основавший во Франции мастерскую дешевой ме­бели «Ателье модерн», и другие. В массовом обиходе господствовал еще «стиль модерн», но первый не­отразимый удар по нему уже был нанесен в эти годы. Живопись и скульптура в меньшей степени, чем другие виды ис­кусства, были затронуты «стилем модерн». Альянс с символизмом, который давал ему содержание в конце XIX века, распадается. Лишь немногие мастера, как Я. Тоороп в Голландии, придерживаются в на­чале XX века этого единства, а бук­вально единицы, как Ф. Штук в Гер­мании, следуют собственной фанта­зии «стиля модерн», создающей свой мир необычайных образов. На­иболее стойкий из них - австриец Г. Климт сочетает в своих росписях и картинах многоцветный орнамент со стилизованными, но увиден­ными в их натуральной привлека­тельности или неприглядности фи­гурами людей («Три возраста», 1908, Рим, Национальная галерея современного искусства). Активную роль играют в это время не идейно-содержательные свойс­тва «стиля модерн», а разработан­ная им стилистика, которая ши­роко распространяется за его стро-


гие рамки в других течениях ис­кусства, например, в жанровой и пейзажной живописи (у француза Э. Бернара, Э. Мунка и других), в движениях национальной роман­тики и неоклассики, вобравших в себя большое количество живопис­цев, скульпторов и графиков раз­ных стран, причастных к симво­лизму и «стилю модерн», в том числе и одного из основоположни­ков последнего - швейцарца Ф. Ходлера. В не меньшей мере «стиль* модерн», в соответствии с выдвинутыми им идеями создания новой всеобъемлющей художест­венной среды, оказал воздействие на подъем искусства монумен­тально-декоративных росписей, способствовал формированию типа картины - панно. В скульптуре же он оказался причастен к зарожде­нию замыслов ансамблей, содержа­щих обобщающие идеи и предста­вляющих собой сложные про­странственно-изобразительные ком­позиции, вовлекающие человека в свой художественный мир. Именно в первые десятилетия XX века такие замыслы, частью осуще­ствленные значительно позже, ча­стью оставшиеся в проектах, возни­кают у норвежца Г. Вигеланна (ансамбль Фрогнер-парка в Осло, посвященный жизни человечества, 1900-1943), француза П. Лан-довски (проект «Храма человека», 1908), русского И.Д. Шадра (проект памятника «Мировому страда­нию», 1916).


«СТИЛЬ МОДЕРН» В АРХИТЕКТУРЕ XX ВЕКА

В архитектуре «стиль модерн» рас­цвел бурно и пышно. Он в значи­тельной мере окрасил собой целый период в истории архитектуры конца XIX - начала XX века. Однако нигде «стиль модерн» не стал государственным стилем: для официальных зданий не пришлись его романтические вольности. Здесь предпочиталась солидная, традиционная архитектура. В клас­сическом духе в начале XX века со­оружаются или достраиваются там, где их не успели возвести в XIX веке, многочисленные парадные здания: Новый Хофбург в^ Вене (1881-1913, Г. Земпер и К. Хазе-науэр), памятник Виктору-Эмману­илу в Риме (1885-1911, Дж. Сак-кони), собор в Берлине (1894-1905, Ю. Рашдорф), Старый риксдаг в Стокгольме (1898-1906, А. Юхан-сон и другие), парламент в Берне (средняя часть, 1891-1902, X. В. Ауэр), официальные здания в Белграде (А. Бугарский), огромное количество парадных построек в США.

Мотивы романского, готического стилей или Северного Возрожде­ния свойственны зданиям парла­мента в Будапеште (1884-1904, И. Штейндль), ратуши в Копенга­гене (1892-1905, М.Нюроп), соору­женному в стиле «Ваза-ренессанс»


Северному музею в Стокгольме (1892-1906, И. Г. Классон), кирпич­ной с металлическими конструк­циями бирже в Амстердаме (1897-1903, X. П. Берлаге), твор­честву прибегавшего к железобе­тону А. де Бодо во Франции, Т. Фи­шера в Германии и целой группы английских архитекторов; в псевдо­готическом духе сооружались мно­гочисленные церкви в США. На Востоке Европы зодчество этого на­правления обращалось к средневе­ковому , зодчеству византийского круга: церковь Воскресенья-на-крови в Ленинграде (1883-1907, А.А. Парланд и другие), «стиль Брынковяну», созданный Й. Минку 4 в Румынии и др.

Не получил «стиль модерн» и безу­словного столичного признания. Его главными центрами стала не «художественная столица мира» тех времен - Париж, а прежде всего Вена и Брюссель. Конечно же, и в Париже строили в «стиле модерн», например, павильоны Ме­ждународной выставки 1900 года или магазин «Самаритен» (1905, Франц Журден), но стройная школа этого стиля сложилась в провин­ции - в Нанси. В России же цен­тром архитектуры «стиля модерн» стала Москва, в Германии - Мюн­хен и Дармштадт, в Великобрита­нии - Глазго, в Испании - Барсе­лона, в Италии - Турин. Вместе с тем «стиль модерн» не смог ши­роко распространиться и в массо­вом зодчестве, прежде всего по­тому, что его архитектурные фанта­зии требовали солидных затрат. Таким образом этот стиль обрел