П.Пикассо. Герника. 1937. Экспо­зиция павильона республиканской Испании на Всемирной выставке в Париже в 1937 г.


кий художественный символ все­мирной катастрофы. Символичны и живописные формы этого произве­дения. Оно все наполнено фрагмен­тами, обломками реальных и фан­тастичных, узнаваемых и деформи­рованных, изобразительных и от­влеченных мотивов культурной и дикой, живой и неживой природы, которые рушатся, разламываются, смятенные чудовищным -вихрем. Эти фрагменты связаны своего рода калейдоскопичной компози­цией, которая (как это и происхо­дит в узорах калейдоскопа) уклады­вает хаотично смещающиеся, пере­секающиеся друг с другом формы строго на свои места в безупречно выверенном порядке. Конечно же, «Герника» - это ком­позиционная картина, содержащая в себе свой, живущий по своим за­конам художественный мир, как это свойственно станковой живо­писи. Но вместе с тем черно-белой гамме этой картины, сочетаниям угловатых линий и плоских пятен присуща резкая нацеленная экспрессия, которая выбрасывается вперед за пределы холста, подобно тому, как это бывает в агитацион­ной графике. Огромной по разме­рам и грандиозной по замыслу и на­пору чувств «Гернике» свойствен и монументализм строения формы. Художественное пространство кар­тины соразмерно среде, в которой находится зритель, сообразовано с нею. Крупные живописные формы воспринимаются издали, их воздей­ствие пронизывает эту среду, и по­тому картина приобретает двоякий эффект. Это живопись на холсте,


предназначенная для созерцания и углубления в ее внутренний мир, и своего рода распахнутые врата, че­рез которые врывается к людям, низвергается на них ужас необъят­ной катастрофы.

Так, в картине, которую можно было бы назвать монументальной графикой, созданной живописными средствами, Пикассо осуществляет невиданный синтез нескольких ви­дов творчества, предпринимает свой опыт художественного реше­ния политических задач искусства, в котором пересеклись два - вну-триэстетический и социально-дей­ственный - отклика на потрясения жизни. Было бы грубой ошибкой оценивать такое пересечение по­средством оговорок: дескать, чи­стый художник зачем-то увлекся политикой или - политический бо­рец страдал, однако, формальным эстетизмом. Органичная и на ред­кость емкая натура Пикассо вклю­чила в себя оба этих начала, кото­рые отныне в разные периоды его творчества выступают в различных взаимодействиях. В канун второй мировой войны великий художник XX века обращается к главному конфликту действительности, в ко­тором решались судьбы века. Его творчество, откликнувшееся на уже состоявшиеся трагедии и содержа­щее ощущение грядущего, заняло свое место в антифашистской борьбе, в которую вступили силы французского искусства, осознав­шие, что высокие светлые идеалы гуманизма надлежит отстаивать в ожесточенной реальности сегод­няшнего дня.