СТРАН ЕВРОПЫ

В Италии программный интерес к классическим ценностям и упоря­доченности искусства, обращение к классике и современной реальности объединило крупнейших художни­ков, которые образовали недолго­вечную группу «Валори пластичи» (1918/19-1921). К.Карра ищет в это время сочетание мудрого величия Джотто с безыскусной ясностью на­ивной живописи («Пиния у моря», 1921, Лозанна, части, собр.). Ф. Де Писис в своих пейзажах, а осо­бенно Дж. Моранди в многочислен­ных натюрмортах с бутылками об­ращаются к тонкой валерной живо­писи, несложные мотивы которой насыщаются большой эмоциональ­ной содержательностью. Дж. Де Кирико пишет в эти годы целую се­рию автопортретов, а затем возвра­щается к «метафизическим» ком­позициям и создает сюрреалистиче­ские салонные портреты. В жанро­вых скульптурных композициях А. Мартини, где сопрягаются реаль­ное и изображенное «художествен­ное пространство», участвуют пер­сонажи, поражающие муляжным веризмом, - их фигуры напоми­нают гипсовые отливки тел погиб­ших помпеянцев («Сон», 1931, Ита­лия, частн, собр.). Несмотря на различие дарований входивших в нее мастеров, эта


группа дала толчок для дальней­шего движения итальянского ис­кусства по вполне определенному пути - ведущее значение в нем приобретает неоклассика. Она фор­мируется в Италии как движение, тяготеющее к чрезвычайной значи­тельности образа, к риторическому идеалу. Жизненный мотив излага­ется в этом искусстве на языке сум­рачно-высокопарной ритмической прозы. Оно покоится на рациональ­ных пластических канонах, скон­струированных по впечатлениям от искусства Древнего Рима и кватро­ченто и доведенных до уровня чет­кой дисциплины. В соответствии с ней реальность переформируется в живописи в систему скупо отобран­ных объемных форм, заключенных в жесткие оболочки и размещен­ных в безвоздушном перспектив­ном пространстве. В духе этого искусства работают различные художники: Ф. Казорати, проявивший в своих рисунках живое восприятие натуры, тяготев­шие к характерному портрету У. Оппи и П. Маруссиг - члены за­родившейся в 1921-1922 годах группы «Новеченто». Но главным образом это движение насаждают наиболее догматические члены «Новеченто», придавая ему значе­ние национальной художественной программы. Со временем группа «Новеченто» получает поддержку фашистского режима, усмотрев­шего в церемониальной неоклас­сике средство для пропаганды шо­винистических лозунгов «величия нации» и идеала «сильной лично­сти». Режим придал этому движе-


 


НЕОКЛАССИКА В ИСКУССТВЕ ИТАЛИИ И ДРУГИХ СТРАН ЕВРОПЫ 215