ПРЕДМЕТНАЯ РЕАЛЬНОСТЬ И ЭКСПРЕССИЯ В НЕМЕЦКОМ ИСКУССТВЕ

В заряженной глубокими со­циально-политическими конфлик­тами послевоенной Германии раз­вилось искусство, обостреннейшим образом чувствительное к драмати­ческим противоречиям жизни. Вслед за дадаистскими волнениями рубежа 1910-1920-х годов и однов­ременно с энергично развивав­шимся рационалистским конструк­тивистским движением в начале 20-х годов происходит массовый по­ворот к реальности, различное по­нимание и образное истолкование которой создавало сложные сплете­ния идейно-художественных тече­ний.

Во многих из них своего рода услов­ный общий знаменатель составило обращение к предметной изобрази­тельности, что дало повод, опять-таки весьма условно, называть эту волну в немецком искусстве «новой вещественностью» (термин предло­жен в 1923 г. Г. Хартлаубом; в 1925 г. в Маннхейме была открыта выставка под названием « Новая ве­щественность - магический ре­ализм»). В строгом смысле такое название может быть отнесено к группе художников, упорно, чуть ли не с фанатизмом утверждавших са­моценность предметных явлений мира, которые воплощались в их произведениях в устойчивых, гео-


метризированных формах. Но и здесь, с одной стороны, проявилось тяготение к иррациональности и к метафизической неоклассике ита­льянского типа (в мертвенных на­тюрмортах и пейзажах А. Каноль-дта, в портретах К. Мензе, фигур­ных композициях Г. Шримпфа), а с другой - такие живописцы, как А. Редершайдт, склоняются к отвле­ченно-рационалистской трактовке жанровых мотивов. В то же время не менее характер­ным для немецкого искусства 20-х годов становится резкая экспрессия, которую вызывает в нем прикосновение к воспаленной ткани современной жизни, проник­новение в присущие ей мерзости. Нигде и никогда ранее действитель­ность не представала в искусстве в столь кошмарном обличье, как в ряде ранних работ Г. Гроса, О. Ди-кса, Р. Шлихтера и некоторых дру­гих художников, в том числе в ци­нично-натуральных и сюрреалисти­ческих работах К. Шада. Здесь возникает коллизия ис­кусства, сопереживающего челове­ческим страданиям, и деятельно­сти, терзающей людей при помощи художественных средств; искусства, исторгающего из себя стон отча­яния, и творчества, критически су­дящего о жизни с социально-этиче­ских позиций. Эти тенденции пере­секаются в графике и живописи Г. Гроса, запечатлевших со множе­ством подробностей отвратитель­ный облик немецкой буржуазии. В портретных работах О. Дикса стре­мление к острой характерности приводит к тяжкому гротеску («Ро-