ХУДОЖЕСТВЕННЫЕ ДВИЖЕНИЯ В ДРУГИХ СТРАНАХ ЗАПАДНОЙ ЕВРОПЫ, СЕВЕРНОЙ АМЕРИКИ И АВСТРАЛИИ

Международные движения в ис­кусстве 20-30-х годов и течения, которые в концентрированном виде развились во Франции, Италии и Германии, распространяются и в других странах сообразно складу их национальных художественных школ. Так, в Голландии приобрел большой вес рационалистский гео-метричный абстрактивизм. Среди многочисленных течений в ис­кусстве Англии, Бельгии, Швеции активную позицию занял сюрре­ализм. Но одновременно здесь раз­вивается демократическая реали­стическая живопись; целые группы графиков, создающих лирические и экспрессивные сцены народной жизни, работают в это время и в Голландии (Ф. Месс и другие) и в Бельгии (братья Кантре и другие). Застойное в целом в 20-е годы ис­кусство Испании выдвигает мастера мрачноватых и жестких жанровых портретов X. Солану, а многие пред­ставители главным образом бурно развивавшейся каталонской школы работают в других странах, включа­ясь в международное течение аван­гардизма; в их числе - скульптор П. Гаргальо - один из изобретате­лей метода «контрформы», при ко­тором изображение создается не посредством пластических объемов, а с помощью контуров и плоско-


стей, ограничивающих очертания фигуры. Швейцария дает миру одного из лидеров рационалист­ского движения Ш.-Э. Ле Корбю­зье, одареннейшего колориста П. Клее, причастного едва ли не ко всем течениям модернизма, и рабо­тавшего также по преимуществу за пределами своей родины А. Джако-метти, который со временем создал свой тип скульптурной фигуры, экспрессивно хрупкой и подчерк­нуто вытянутой, словно бы образ­ованной застывшими сгустками те­кучей материи.

Как бы то ни было, однако массо­вую художественную среду здесь образует в межвоенные десятиле­тия то обращенное к реальному миру искусство, сторонящееся ка­кой-либо идейной программы и стремящееся извлечь из общения с реальностью эффект чистой худо­жественности, которое примени­тельно к тому времени было опре­делено нами выше как «новый традиционализм». В его широком многоцветном потоке можно выде­лить острохарактерную портретную живопись, наследующую навыки «живописного реализма» начала XX века (бельгиец И. Опсомер, ан­гличанин О. Джон, ирландец У.Орпен и другие). Различия, свойс­твенные искусству, генетически связанному с постимпрессионист­скими течениями, определяются сейчас скорее темпераментом и ин­дивидуальной манерой художни­ков, нежели их эстетическими взглядами. Это искусство выбрасы­вает побеги энергичной живописи, прибегающей к резкой выразитель-


226 ИСКУССТВО 1917/1918-1945 ГОДОВ