Й.Стефаунссон. Летняя ночь. 1929. Рейкьявик. Государственная худо­ жественная галерея


сты» в Бельгии, Ф.Сюберг и пейза­жисты грёнингенской группы в Да­нии, австриец В. Тени, давший лирико-декоративное истолкование видам большого города, исландец Йоун Стефаунссон - автор картин, проникновенно передающих состо­яние природы («Летняя ночь», 1929, Рейкьявик, Гос. художествен­ная галерея), X. Шервбек и мастера сдержанного по чувствам, строгого по рисунку и прозрачно чистого по цвету пейзажа в Финляндии (А. Ка-нерва и другие члены группы «Октябрь» - основана в 1933 г.). Лирическую окраску приобретает и искусство «наивистов», значитель­ная часть которых обращается к мотивам народного быта и твор-


чества (П. Крог в Норвегии, М. Кол-лин в Финляндии, X. Линквист и другие в Швеции), а бельгийский живописец Э. Тейгат пишет трога­тельные, забавные бытовые сцены, нередко перенося в них мифологи­ческие и евангельские персонажи. В искусстве большинства этих стран пускает корни и предметная живопись, сходная с немецкой «но­вой вещественностью». В своем це­лом это течение выглядит не­сколько зыбким. Предметная реаль­ность может предстать в произведе­ниях его сторонников в своей стройности и устойчивости, но мо­жет выглядеть жесткой оболочкой загадочных или вовсе бессвязных, алогичных явлений; здесь такая


228 ИСКУССТВО 1917 1918-1945 ГОДОВ


ХУДОЖЕСТВЕННЫЕ ДВИЖЕНИЯ В ЗАПАДНОЙ ЕВРОПЕ, СЕВЕРНОЙ АМЕРИКЕ, АВСТРАЛИИ 229


 


 


живопись переходит в сюрреализм. Большое значение это течение приобрело в Голландии, где с ним соприкоснулись художники демо­кратической ориентации (Ч. То-ороп), а наиболее характерными представителями стали П. Кох, ко­леблющийся между вульгарными реалиями современного города («Тир», 1931, Роттердам, Музей Бойманса-ван-Бейнингена) и сюр­реалистическими мотивами, Д. Кет, прибегавший к стилизации старой нидерландской живописи («Авто­портрет с красной геранью», 1932, Роттердам, Музей Бойманса-ван-Бейнингена), и А.К. Виллинк, впа­давший в своих драматических композициях в сюрреалистическую фантастику («Симеон Столпник», 1939, Гаага, Муниципальный му-


109 Г. Вуд. Американская готика. 1930. Чикаго. Художественный институт

зей). В Испании такая живопись
представлена жанровыми работами
и натюрмортами каталонца Ф. Эли-
аса и ранним (до середины 20-х гг.)
творчеством одного из столпов
международного сюрреализма

С.Дали. Большинство же художни­ков разных стран, вовлеченных в те­чение предметной живописи, пи­шут городские виды, бытовые пор­треты, натюрморты, в которых ре­альность запечатлевается с дакти­лоскопической пунктуальностью и застыл остью (Й. Альберт в Бельгии, Н. Штёклин в Швейцарии, А. Фо-гстедт и О. Шёльд в Швеции, Г. Якобсен - в Дании и другие). В искусстве США в межвоенные де­сятилетия отчетливо вырисовыва­ется новое собственное художест­венное понимание американской


НО П.Кох. Тир. 1931. Роттердам. Музей Бойманса-ван-Бёйнингена