ИСКУССТВО 1901-1917/1918 ГОДОВ

свою географию, свою личную и об­щественную среду и свою типоло­гию зданий и сооружений J Самые программные, идеологиче­ские по замыслу и назначению по­стройки «стиля модерн» возникли еще в XIX веке. Своего рода свя­тилище искусства - выставочное здание «Венского сецессиона» (1897-1898) - сооружает Й. Оль-брих, осуществляя в нем синтез архитектуры, живописи, декоратив­ных искусств. А. Гауди начинает возводить в Барселоне фасад церкви Саграда-Фамилия (с 1891г.), башни которого, воссоздающие тектонику органической и неорга­нической природы и сложенные словно бы из опаленного, оплавлен­ного камня, высятся как памятники некой космической драмы, а с 1900 года - парк Гюэль, где многоцвет­ная декоративная архитектура и преображенный зодчим ландшафт образуют вместе грандиозный ска­зочный парадиз. В. Орта создает со­вершенно новый тип крупного об­щественного здания. Это - Народ­ный дом в Брюсселе (1896-1899) для рабочего кооператива, включа­ющий целый комплекс клубных, торговых и т. п. помещений и об­ширный зал собраний с металличе­скими несущими конструкциями, изогнутые линии которых образуют узор, украшающий помещение; здесь архитектура «стиля модерн» отозвалась на взгляды бельгийских социалистов, склонявшихся в духе идей У. Морриса видеть в соци­ализме эстетическое явление - гря­дущее царство красоты, а в ис­кусстве, «призванном все озарять и


преображать ... высшую жизнь че­ловечества»*.

Общественно-идеологический па­фос архитектуры «стиля модерн» вскоре угасает. Весьма редкими в XX веке становятся даже такие, го­раздо менее значительные по смыслу сооружения, как Свадебная башня в Дармштадте (1907-1908, Й. Ольбрих), которая в чистом виде воплощает самостоятельную, ни на что не похожую стилистику «мо­дерна». Массивное тело башни, об­лицованное темно-красным клинке­ром и завершенное изогнутыми металлическими покрытиями, раз­резают по углам асимметрично рас­положенные окна, создавая тем са­мым неожиданный декоративно-пластический эффект, антикон­структивный по свежей выразитель­ности.

В XX веке «стиль модерн» развива-ется главным образом в архитек­туре городских особняков и доро­гих многоквартирный; зданий, заго­родных вилл и дач. Здесь, в относи­тельно независимой от внешних обстоятельств среде частной жизни весьма состоятельного заказчика, воображение архитектора обретает материальную опору и свободу дей­ствий. Проектируя особняк или виллу, он отбрасывает всякие тра­диционные, заранее заданные пра­вила симметрии, осевого постро­ения плана и фасада, регулярного членения этажей и расположения окон и т. п. Организм здания фор­мируется сообразно надобностям

* Дестре Ж. Социализм и искусство. Спб., 1906, с. 5, 19.


«СТИЛЬ МОДЕРН» В АРХИТЕКТУРЕ XX ВЕК*