И АФРИКИ

В 20-ЗО-е годы художественная культура самостоятельных, зависи­мых и колониальных стран Азии и Африки вступает в новый период своего развития. Коренные про­цессы, которые происходят в это время, обусловлены перестройкой социально-исторической типологии художественной культуры, что было вызвано сложением капита­листического уклада и подъемом освободительных, революционных движений. Серьезные изменения переживает в это время искусство далеко не всех стран и народов этого региона. Для многих из них это было еще временем больших ожиданий. Но там, где эти измене­ния происходили, искусство выхо­дит на уровень современной между­народной художественной жизни, образует ее неотъемлемый раздел. Это искусство заставляет признать ценность своей эстетики, которую не всегда можно измерить европей­скими мерками. Активно включа­ясь в процесс развития мировой ху­дожественной культуры, искусство стран Азии и Африки перестра­ивает, обогащает критерии ее оценки. В межвоенные десятилетия новый характер приобретают «ев­ропейское » и « национальное » тече­ния в искусстве стран этого ре­гиона. Первое из них воспринимает


сейчас уже не просто опыт изобрази­тельного творчества, накопленный европейскими школами искусства, но остро откликается на разнооб­разные течения современного худо­жественного творчества. Во втором из них, в свою очередь, выделяется несколько различных по своему ха­рактеру течений.

В 20-30-е годы в национальной жи­вописи тушью и водяными кра­сками в странах Дальнего Востока («гохуа» в Китае, «нихонга» в Япо­нии), с одной стороны, консолиди­руются консервативные идеи (в Японии они получили официаль­ную поддержку), традиционные мо­тивы природы теряют лирическую содержательность, превращаясь в формализованные декоративно-однозначные изображения. Передо­вые же мастера национальной жи­вописи, не изменяя привычному репертуару мотивов, развивают ис­кусство, открытое для восприятия мира, для человеческих мыслей и переживаний. Они воплощаются в остро и лаконично взятых сценах жизни природы Тагэути Сейхо, бо­лее повествовательных пейзажах Каваи Гекудо, в произведениях дру­гих японских и значительной группы китайских художников. В живописи крупнейшего из них -Ци Байши, это искусство достигает той глубины художественного по­стижения природы, которая позво­ляет ощутить ее вечные законы в жизни каждого растения, живот­ного, насекомого, и того совер­шенства мастерства, которое разре­шает одним безупречно точным движением кисти запечатлеть даже


самую сложную форму и самое лег­кое, трепетное ее изменение. Ко­нечно же, тысячу раз проникно­венно пережитому совершенству строения, скажем, крыльев стре­козы или побега бамбука присуща своя рутинность. Но это совсем не то, что тысячи раз повторенная изо­бразительная формула, к которой прибегают художники консерватив­ного направления. Мир природы предстает в творческом течении на­циональной живописи как носитель мудрой красоты, служащей чело­веку опорой в суетных тревогах жизни. Созерцательность такого ис­кусства таит в себе, можно сказать, несокрушимое жизнелюбие. С другой стороны, традиционное искусство сближается с европейс­ким, порождая в 20-е годы принци­пиально новое современное нацио­нальное художественное творче­ство, не имеющее прямых преце­дентов ни на Западе, ни на Востоке. Такая живопись может более скло­няться к европейской манере в ин-терьерных сценах Фудзиты Цука­хары или к национальной традиции в анималистических композициях Сюй Бейхуна. Однако в целом оно представляет собой единое движе­ние, в котором традиционная, сво­его рода эмоционально-знаковая осмысленность живописной и гра­фической формы соединяется с но­вой пространственно-предметной натуральной выразительностью, с возможностью сообщать образу сю-жетно-психологическое развитие. Этот художественный опыт был су­щественно важен для сложивше­гося к концу 30-х - 40-м годам


XX века искусства, способного сво­бодно трактовать сложные социаль­ные проблемы современности, с пластической убедительностью во­площать их в редчайших для миро­вого искусства Нового времени формах народной эпопеи. Такую эпопею, пронизанную революцион­ными, демократическими идеями, представляет собой картина-свиток китайского художника Цзян Чжа-охэ «Беженцы» (1943). Тема траги­ческого движения исторических сил развернута здесь в целой цепи взаимосвязанных социально-психо­логических сцен, воплощена в ха­рактерах и состояниях множества людей, в изображении которых ху­дожник варьирует беглую и углу­бленную трактовку типа, легко пе­реходит от контурного рисунка к обстоятельной светотеневой лепке формы. В русле этого искусства сформировалось творчество япон­ских художников Ири и Тосико Ма-руки, пришедших к искусству тра­гического эпоса уже после второй мировой войны.

Опыты создания нового искусства, соединяющего национальную худо­жественную культуру с «новым тра­диционализмом» европейской жи­вописи, дали свои плоды в японс­кой пейзажной живописи маслом (Умэхара Рюдзабуро и другие) и особенно в графике, где выдвину­лось склоняющееся к лирическим образам движение «сосаку ханга» («творческая гравюра» -Ямамото Канаэ, Хирацка Унъити и другие). Традиционные каноны, сложившиеся в скульптуре, плохо поддавались модернизации: этот


244ИСКУССТВО 1917/1918- 1945 ГОДОВ