НОВАЯ ЭПОХА В ИСТОРИИ ИСКУССТВА СТРАН АЗИИ И АФРИКИ 245




117 А.Шер-Гил. Туалеттвесты. 1937.

Дели. Национальная тмерея современ­ногоискусства

118 Ци Байши. Бабочка и Цветущая

слива. 1935.


вид искусства развивался на основе европейской школы. Как новое явление национальной художественной культуры, прело­мившей широкое международное движение, в странах Дальнего Вос­тока развивается с 20-х годов рево­люционное политическое искус­ство. В Японии образовались орга­низации пролетарских художников-живописцев, писавших в европейс­кой манере картины, запечатлев­шие образ народной массы, сцены стачечной борьбы (Ябэ Томоэ, «Ра­бочие похороны», 1929; произведе­ния Окамото Токи, Исигаки Эйтаро и других), скульпторов и главным образом графиков (Янасэ Масаму, Мацуяма Фумио, Судзуки Кэндзи и другие), создавших жанр «дзиммин ханга» («народная гравюра»). В Ко­рее, несмотря на японскую оккупа­цию, в 1925-1935 годах действовал


«Союз корейских пролетарских ху­дожников» во главе со скульптором Ким Бок Чжином. В Китае с 20-х годов широко развилось движение агитационной политической гра­фики.

Плакат, листовка, газетный рису­нок, гравюра - словом, массовая тиражная графика в целом -играли ведущую роль в этом ис­кусстве. Опыт связи с массами, на­глядность и экспрессивность худо­жественной формы оно во многом черпало из жанровых и стилевых традиций народного творчества, а воздействие «ученого искусства» воспринимало не от своей нацио­нальной школы, которая мало что могла дать для развития пропаган­дистского творчества, а от совет­ской и западноевропейской револю­ционной графики. Такое сочетание двух начал утвердилось в японской


пролетарской графике в 20-е годы, а политическое искусство Китая об­ратилось к систематическому изу­чению советского опыта с образова­нием в центре освобожденных рево­люционной армией районов страны - в Яньане в 1938 году Ака­демии искусств имени Лу Синя. Здесь развилась тоновая и много­цветная гравюра на дереве, сво­бодно и многогранно запечатлев­шая жизнь и борьбу народа, про­никнутая агитационной энергией (Гу Юань, Янь Хань, Ли Цюнь). В 20-30-е годы в Индии, Индоне­зии, странах Индокитая - колони­альных в своем подавляющем боль­шинстве - изобразительное искус­ство сосредоточивается на лириче­ских национальных мотивах. Оно содержит в себе художественное осознание красоты человеческого типа, природы, ценности своей


культуры, весьма важное для стано­вления собственной эстетики совре­менного искусства того времени, когда его развивают только что об­разовавшиеся небольшие группы национальной творческой интелли­генции. В Индии сохраняются тече­ния, стилизующие в духе «Бенгаль­ского Возрождения» средневековое мифологическое искусство (Н. Бос, Б.Укил и другие). Но наиболее зна­чительным становится творчество, покидающее этот заколдованный сад и обращающееся как к источ­нику национального характера к на­родному быту. Из искусства про­шлого оно черпает не образы, но навыки ритмического и колористи­ческого решения и в ряде случаев эмоциональный тон изображения, как это делает в своих темперных композициях Дж. Рай, исходящий из народного лубка. Из европейс-