НОВАЯ ЭПОХА В ИСТОРИИ ИСКУССТВА СТРАН АЗИИ И АФРИКИ 247


 



кого опыта такое искусство извле­кает умение открывать поэтическое содержание обычной реальной жизни, одухотворяющее картины А. Шер-Гил, которые она пишет маслом и темперой, прибегая к вы­разительности цветного силуэта и плавной контурной линии («Туалет невесты», 1937, Дели, Нац. галерея современного искусства). В духе этого искусства исполняют дина­мичные жанровые картины К.К. Хеббар и ювелирно-тщатель­ные, тонко передающие состояние природы пейзажи Д. Рай Чоудхури и Б. Сен. В такой чарующей своей проникновенной поэтичностью и не вызывающей ни общественных, ни административных волнений живо­писи, составившей магистральную линию искусства Индии, не остава­лось места для острой социальной темы. К ней обращается А. Бос, ра­ботающий в европейской манере. Живопись маслом, основанная на европейской школе, прививается в искусстве Индонезии, где многие художники, объединившиеся в 1937-1938 годах в общество «Пер-саги», обращаются к темам народ­ной жизни и освободительной борьбы (С. Судожойон и других), в Бирме (пейзажи и жанровые сцены У Ба Ньяна и У Ба Зо), в Шри-Ланке, где европейской ма­нере живописи на национальные темы (А.К.Г.С. Амарасекара и дру­гих) художники основанной в 1943 году «Группы 43» (Дж. Кит, X. Пи-ерис и другие) противопоставляют опыт соединения национальных на­родных и европейских мотивов в де­коративно-ритмически трактован-


119 Цзян Чжаохэ. Беженцы. Фрагмент. Бумага, тушь. 1943

ных фигурных композициях и пор­третах. Во Вьетнаме и в живописи маслом (портреты То Нгок Вана) и акварельной на шелке живописи (жанровые сцены Нгуен Фан Тяня) господствует задумчивая лирика. Но здесь в лубочном рисунке разви­вается также политическая тема и начинает зарождаться совершенно новая лаковая живопись. В художественной культуре стран Среднего и Ближнего Востока, Се­верной Африки, не обладавших в прошлом и не успевших еще со­здать новые изобразительные тра­диции в 20-ЗО-е годы, появляются первые мастера - самоучки (М.С. Заки в Ираке) и освоившие европейскую школу (А. Брешна в Афганистане). На эту школу все шире ориентируются художники


Ирана - скульптор А. Садеги и жи­вописец X. Бехзад, вначале следо­вавший средневековой миниатюре. С теми навыками пейзажной, пор­третной и жанровой живописи мас­лом, портретной и жанровой скуль­птуры, которые дает в Европе нормальная художественная школа, искусство стран Восточного Среди­земноморья интенсивно осваивает в 20-ЗО-е годы современные нацио­нальные темы, ищет их своеобра­зие - чаще всего красочно-декора­тивное, обращается к мотивам своей древней и средневековой культуры. Живопись Сирии начи­нает с академизма XIX века (Т. Та-рик) и воспринимает методику им­прессионизма (М. Кирша). Ливан­ские живописцы межвоенного вре­мени (М. Фаррух, К. Джумайель)


воспринимают этот опыт уже от своих собственных учителей, осно­воположников новой национальной школы X. Срура и X. Салиби. Ини­циаторы нового израильского ис­кусства учреждают художествен­ные школы в Иерусалиме (1906, уроженец Литвы скульптор Б. Шац) и Тель-Авиве (1936). В Египте вы­ступает целая группа художников, в основном учеников Художествен­ного института в Каире (основан в 1908 г.), - жанрист и пейзажист М. Наги, портретист А. Сабри, а также крупный скульптор М. Мух-тар, автор характерных портретных и жанровых произведений («Па­стух», 1930) и национально-роман­тического монумента «Пробужде­ние Египта» в Каире (1919-1928), навеянного древними мотивами.


248 ИСКУССТВО 1917/1918-1945 ГОДОВ

В искусство Турции, которое уже в начале XX века включилось в общеевропейские художественные процессы, члены «Союза независи­мых живописцев и скульпторов» (основан в 1928 г.) привносят лири­ческий вариант европейского «но­вого традиционализма», окрасив­ший сцены народного труда и быта в картинах Т. Займа, А. Малика, Дж.Дерели. Возникшая в 1933 году «Группа Д» придает этим темам бо­лее экспрессивное выражение; ее мастера прибегают к броской, пло-скостно-графичной или геометрич-ной манере, подчиняющей себе формы фигур и предметов (кар­тины, посвященные народным, на­циональным темам Н. Берка, Дж. Толлу, Б.Р. Эюбоглу). Демокра­тические тенденции усиливаются в живописи «Группы новых»


(1941-1947, И. Нури и другие), об­ратившейся к рабочей теме, разви­ваются в искусстве карикатуры (Дж.Н.Гюлер). Война 1918-1922 го­дов и образование республики спо­собствовали возникновению поли­тического плаката, распростране­нию патриотических идей в живо­писи («Партизаны» И. Чаллы) и скульптуре, где преобладала нео­классическая тенденция (А.Х. Бара, 3. Мюридоглу).

Сложение новой художественной культуры в колониальных странах так называемой Черной Африки оставалось в 20-ЗО-е годы делом бу­дущего. Здесь в это время зарожда­ются идеи этой культуры и высту­пают такие, пока еще одиночные, энтузиасты, как нигериец А. Она-болу, освоивший европейскую школу живописи.