ИДЕЙНО-ХУДОЖЕСТВЕННЫЙ ПЕРЕВОРОТ В ЛАТИНСКОЙ АМЕРИКЕ

Унаследованное от начала XX века «испанистское» течение в Ме­ксике, Колумбии, на Кубе и в Чили (где его исповедовало «поколение 1913 года» - группа «Сентенерио», 1913-1923) и ориентированное на Францию конца XIX века «импрес­сионистское течение» в Аргентине, Бразилии, Венесуэле, Уругвае и ряде других стран не принесли зна­чительных плодов в искусстве меж­военных десятилетий. Против них и застойного академизма выступают в начале 20-х годов мексиканские монументалисты, движение «Не­деля современного искусства» в Бразилии (1922), журнал «Мартин Фьерро» в Аргентине (1924), группа учеников Л. Романьяча на Кубе (1924), художники, образовавшие группы «Монпарнас» в Чили (1923) и «Тесео» в Уругвае (1927). Они осуществляют решительный пере­лом, в котором пересеклись две идейно-художественные тенден­ции.

Одна из них означала приобщение к международным, то есть главным образом к европейским художест­венным процессам 20-х годов. Это было либо прямое восприятие вли­яний, либо своего рода детонация, вызвавшая поиски эмоционального выражения национального начала. Здесь проявились склонности и к


формальным проблемам (в живо­писи аргентинцев Р. Сольди, Э. Пет-торути, у не чуждавшихся абстракт­ного искусства художников «Поко­ления 1928 года» в Чили) и к экспрессивному, броскому отклику на социальные темы - у Л. Сегала, переехавшего из Германии в Брази­лию, Р. Баррадаса в Уругвае и осо­бенно у связанного с демократиче­ским искусством Франции бра­зильца Э. ди Кавалканти - в его живописи и графике воплотились тяжеловесные, брутальные народ­ные типы. Но наиболее характер­ным можно считать искусство, дав­шее свое латиноамериканское, по преимуществу лирическое, истол­кование народной теме и пейзажу. Эта живопись включила в себя и бытовую реальность и тропическую карнавальность, и серьезность и лу­кавый юмор, и ученость и фоль­клорный вымысел. Так пишет ярко расцвеченные, наивно геометризо­ванные сельские виды с фигурами бразильская художница Тарсила ду Амарал, исполняет тревожные «Ак­варели уругвайских полей» X. Ку-нео, а другой уругвайский худож­ник, П.Фигари, создает написанные свободным широким мазком кра­сочные гротескные и приветливо добродушные сцены из жизни не­гров и гаучо. В том же ключе лири­ческого собеседования художника с излюбленным незамысловатым мо­тивом работают реформаторы ку­бинской живописи: В. Мануэль в своих проникнутых спокойной и нежной задумчивостью пейзажах и фигурных композициях («Цыганка тропиков», 1929, Гавана, Нац. му-


       
 
 
   


120 Д. Ривера. Смерть крестьянина. Рос­пись в Национальной сельскохозяйст­венной школе в Чапинго. 1926-1927