ИСКУССТВО 1917/1918-1945 ГОДОВ

зей), А. Гатторно в трогательных бытовых сценах, Э. Абела в отме­ченных наблюдательностью кре­стьянских жанрах, А. Пелаэс, в де­коративных композициях которой воплотились формы и краски ста­ринных кубинских витражей, а также склонявшийся к фантастиче­ским темам Ф. Понсе де Леон. Другая тенденция означала нечто большее, чем перелом, который ху­дожественная культура стран Ла­тинской Америки пережила внутри себя сообразно всем устоявшимся ранее или воспринятым извне по­рядкам развития. Мексиканские ху­дожники в 20-е годы выдвигают не­виданно новую программу, бук­вально взорвавшую всю привычную этикетность социального и эстети­ческого поведения искусства. Их творчество внезапно, можно ска­зать, с громом и молнией вторга­ется в мировую художественную жизнь. Эту программу создают мо­лодые живописцы, в большинстве участники революции 1910-1917 годов, проведшие несколько лет в Европе и собравшиеся на родине в 1920-1921 годы. Искусство должно обращаться к народу и поднимать его на революционную борьбу; оно должно быть национально, гово­рить на языке народа и возрождать древнюю культуру индейцев; оно должно быть массовым и действен­ным и, следовательно, быть искус­ством монументальных росписей общественных зданий. Так было за­явлено ^в «Декларации революцион­ного^ синдиката работников тех­ники и искусства», который учре­дили в 1922 году художники


Д.А. Сикейрос, Д. Ривера, Х.К. Оро-ско, X. Герреро, Ф. Леаль и другие. То есть новая мексиканская мону­ментальная живопись в целом фор­мировалась как мировоззренческая, политическая, художественная де­ятельность, высказывающая свои идеи в прямой, публицистической форме, стремящаяся наглядно из­образительным образом постичь и изъяснить всеохватывающие соци­ально-исторические проблемы. Словом, это движение, названное его основателями «мурализм» (от «мураль» - расписанная стена), нельзя считать только явлением ис­кусства. Оно родилось в исключи­тельной обстановке. Художники по­лучили поддержку буржуазного правительства, мнившего себя на­следником революции, но в то же время им пришлось с оружием в ру­ках защищать свои произведения от реакционеров. В таких условиях само искусство становилось исклю­чительным, экстремальным. Оно создает свою эстетику чрезвычай­ного, воплощенную в невиданных по смелости замысла и размаху осу­ществления росписях. Эта эстетика принимает в себя и высокие, пре­красные символы и извлеченные из темных глубин жизни жуткие сю­жеты. Она не чуждается открытой дидактики, целеустремленной про­паганды; не считает вульгарным даже самый безудержный напор чувств, рвущихся в клочья, или чрезмерным тот избыточный живо­писный материал, который обру­шивается на зрителя с единствен­ной целью - всеми возможными средствами докричаться до него,