рефераты конспекты курсовые дипломные лекции шпоры

Реферат Курсовая Конспект

Политическая мысль Древнего мира или Античности

Политическая мысль Древнего мира или Античности - раздел История, ИСТОРИЧЕСКИЕ УСЛОВИЯ ВОЗНИКНОВЕНИЯ ПОЛИТОЛОГИИ Анти́чность[(Восходит К Лат. Antiquitas...

Анти́чность[(восходит к лат. antiquitas — древность) — в общем смысле это слово означает «греко-римская древность», иначе говоря, цивилизация Древней Греции и Древнего Рима во всём многообразии её исторических форм. Поскольку на Античность приходится несколько столетий человеческой истории, её принято подразделять на эпохи и периоды.

В целом, общая периодизация Античности выглядит следующим образом.

Ранняя Античность (VIII в. до н. э. — II в. до н. э.) - зарождение Римской империи.

Классическая Античность (I в. до н. э. — II в. н. э), золотой век время единства греко-римской цивилизации.

Поздняя Античность (III—V н. э.). Распад Римской империи. Распад Западной Римской Империи ознаменовал собой начало новой эпохи - Средневековья.

Исторически первой формой осмысления политики была ее религиозно-мифологическая трактовка.

Первые формы специализированного (протонаучного) отображе­ния и осмысления мира политики сформировались 2,5 тыс. лет назад и существовали преимущественно в религиозно-мифологической форме. Их основу составляли идеи о божественном происхождении и органи­зации власти. Судя по сохранившимся источникам, во II-I тысячелетиях до н.э. у всех древних народов господствовали представления о божественном происхождении власти и общественно-политического строя и сами эти представления передавались обычно в форме мифов.

Примерно с середины I тыс. до н.э. берет начало активный процесс рационализации политической мысли. Наметилась тенденция рационализации политических взглядов, появляются первые политические категории и дефиниции, а затем и целые концепции, носящие философско-этическую форму. Наряду с господствующими ми­фологическими представлениями о власти начинают формироваться та­кие системы взглядов, в которых все больше и больше утверждаются научные методы и приемы объяснения политического мира. В это время наблюдается тенденция к большей рационализации политических представле­ний, появлению отдельных систематизированных учений. Тем самым закладывается основа собственно теоретических исследований политики. Этот процесс связан с трудами Конфуция, Платона и Аристотеля.

Важнейшими вопросами политической классики Древнего мира бы­ли вопросы о том, кто и как должен управлять государством, каким должно быть устройство государства.

Целый ряд выдающихся умов человечества внесли свой вклад в «рас­шифровку» заколдованного в мифах отношения между господством и подчинением, порядком и хаосом, человеком и обществом, обществом и природой. Конфуций и Шан Ян в Китае, Каутильо (трактат Артхашастра) в Древней Индии, Сократ, Платон, Аристотель, Полибий в Древней Гре­ции, Цицерон в Риме. Вклад некоторых из них в формирование и развитие политической мысли и политической науки представим в данной теме.

Артхашастра, или «Наука о государственном устройстве» является настоящей энциклопедией и выдающимся памятником философской, политической, юридиче­ской и хозяйственной жизни Индии. Этот ценнейший трактат приписывается му­дрому брахману Каутилье (известному также под именем Чанакья). Однако совре­менные исследователи считают, что текст Артхашастры оформлялся на протяжении длительного времени между первыми веками до нашей эры и первыми веками на­шей эры.

Кон­фуций (Лунь юй) (551-479 до н.э.) китайский мыслитель, известный на родине как Кун-цзы, разрабатывал учение о «гуманном управлении», в нем государство трактовалось как средство перевоплощения идеаль­ных семейных отношений и насаждения таким способом в обществе справедливости, любви к людям, благодарности к старшим.

Мудрый правитель, со­гласно Конфуцию, управляет с помощью «ли». «Ли» — это и традиция, и обряд, и ритуал, и обычай, и история, и древность. Рассуждая о власти, Конфуций не только утверждает необходимость опоры на тра­дицию, но и утверждает традицию как одну из более приемлемых, с его точки зрения, альтернатив для устройства власти.

Современные исследователи китайской истории и культуры делают следующий вывод: идеологи двух школ (конфуцианской и легистской) «оказали решающее влияние на формирование теории государства и права, теории, на основании которой строилась вся практика государст­венного управления страной вплоть до XX в.».

Наивысшего развития в Древнем мире политическая мысль достиг­ла в Греции. Наиболее видные представители древнегреческой мысли Платон(427-347 до н.э.) и Аристотель (384-322 до н.э.) в качестве основного объекта познания рассматривали конкретные государства, формы господства отдельных правителей, наиболее отчетливые проявления публичной власти. Они пытались более целостно и систематично представить себе мир полити­ки. Так, Аристотель, развивая представления об идеальном государстве и политике как высшей форме социального общения, рассматривал по­литическую форму существования в соотнесении с основами челове­ческой жизни в целом.

Платон (427-347 гг. до н.э.) — один из выдающихся гре­ческих умов. Родился будущий философ и политический мыслитель в очень знатной семье. Отец Платона происходил из царского рода Кодридов, мать — из дома афинского реформатора Солона. Огромную роль в жизни Платона сыграла встреча с афинским мудрецом и философом, человеком про­стого происхождения — Сократом. После смерти Сократа (399 г. до н.э.) Платон на длительный период покидает родину, посещает Египет, Сицилию, Южную Италию.

Наиболее значительные работы Платона это политические диалоги: «Государство», «По­литик», «Законы» и др., в которых он уделяет большое вни­мание толкованию понятий «политика» и «власть», раскрывая их как искусство соединения (плетения) всего многообразия интересов в по­лисе на общее благо.

От Платона берет начало традиция обстоятельной классификации го­сударств и углубленного анализа различных государственных уст­ройств. Не находя в греческом мире совершенного устройства (там, где правят на общее благо), автор выделяет четыре типа несовершенных го­сударств: тимократия, олигархия, демократия, тирания. Политическая история, согласно платоновскому анализу, неизбежно ведет к наступле­нию тирании, поэтому автор ставит вопрос о недопущении самого худ­шего из несовершенных устройств.

Постепенно Платон отходит от идеи «правления мудрых» и утвер­ждает идею «правления законов». В XX в. эта концепция мыслителя по­лучила разноречивую трактовку.

Аристотель (384-322 до н.э.) — греческий философ, ученый-энциклопедист и политический мыслитель, талантливейший ученик Платона. Родился Аристотель в городе Стагире (Фракия) в семье врача при дворе македонских царей. В 367 г. до н.э. он прибывает в Афины и вступает в платоновскую Академию. В 40-е годы, после смерти Плато­на, покидает Афины и по приглашению македонского двора становится воспитателем Александра — сына царя Филиппа. Возвратившись в Афины, открывает вблизи храма Аполлона Ликейского школу (Ликей).

Аристотель - автор таких важных для истории политической науки работ, как «По­литика» и «Афинская полития».

Он впервые называет политику нау­кой, а политическое общение рассматривает как важнейшую форму человеческого общения, которое обнимает собой все остальные об­щения. Это общение и называется государственным или общением политическим.

Государство (polis), согласно Аристотелю, создается не ради того, чтобы жить, но для того, чтобы жить счастливо.

Аристотель, продолжая традицию, заложенную Платоном, проводит классификацию государственных устройств, на основе двух критериев:

= качественного (правление на общее благо или в интересах самих властвующих) и

= количественного (правление одного, правление нескольких или правление большинства),

Он выделяет государства:

- пра­вильные (монархия, аристократия, полития) и

- неправильные (тирания, олигархия, демократия).

Они отличаются, во-первых, по количеству правящих: власть одного, власть немногих, власть большинства и, во-вторых, по отношению к цели правле­ния: общее или особенное (частное) благо.

Количество правящих Цель правления
Общее благо Частное благо
Один Монархия Тирания
Немногие Аристократия Олигархия
Многие Полития Демократия

Рассматривая вопрос о том, какой вид государственного устройства наилучший, Аристотель показывает, что «государство, состоящее из средних людей, будет иметь и наилучший государственный строй» (полития). Аристотелевская идея среднего слоя получила второе дыхание в XX в. Создание условий для обеспечения достойной жизни широких слоев населения и тем самым утверждения среднего слоя как преобла­дающего элемента в структуре общества — эта задача была взята в ка­честве важной составляющей реальной политики тех государств, в кото­рых сложилась и функционирует современная демократия.

Аристотель впервые обстоятельно раскрывает содержание понятия «гражданин». Человека Аристотель рассматривает как существо поли­тическое, а понятие «гражданин» определяется им через участие в суде и власти. Многие идеи Аристотеля и сегодня звучат достаточно актуально.

Учитывая огромные заслуги Аристотеля в развитии политической мысли, его нередко называют родоначальником, отцом политической науки.

Известный древнегреческий историк Полибий (ок. 200-120), сын одного из влиятельных политических деятелей Ахейского союза, был и политиком (играл большую роль в организации провинциального управления у ахейцев), и командующим их конницей, но широкую из­вестность ему принесла «Всеобщая история» в 40 книгах.

Рассматривая проблему совершенного государственного устройства, преимущества и недостатки известных простых форм (монархия, ари­стократия, демократия), Полибий доказывает, что «совершеннейшей го­сударственной формой надлежит признать такую, в которой соединя­ются особенности всех форм». В государстве римлян, как указывает Полибий, были все три власти, причем все было распределено между отдельными властями и при помощи их устроено столь равномерно и правильно, что никто не мог бы решить, аристократическое ли было все управление в совокупности, или демократическое, или монархиче­ское. В дальнейшем идеи Полибия о совершенстве смешанной формы правления развивал древнеримский мыслитель Цицерон («О государстве», «О законах» и др.). В новое вре­мя эти идеи получили развитие в теории разделения властей.

Идеи мыслителей Древнего мира основывались на практическом отождествлении поли­тики и государства, нерасчлененном восприятии государства и обще­ства, предполагая интегрированность организации человеческой жиз­ни и публичной власти. Это оставляло теоретические трактовки поли­тики в русле философии и даже частично естествознания.

Однако нарастание рационального описания все усложнявшихся политических явлений привело в XIII в. к созданию на основе схоластики уже специ­фической политической науки, именуемой то «ars politica», что означа­ет «политическое искусство» (Альберт Великий), то «scientia politica» — «политическая наука» (Аквинат), то «doctrina politica» — «политичес­кое учение» (Л. Гвирини) и даже «sanctissima civilis scientia» — «боже­ственная гражданская наука» (С. Брент). Несмотря на достаточно иде­алистическую трактовку политики, она символизировала коренной по­ворот в сторону формирования специализированных знаний об этой области жизни. Причем данная совокупность представлений стала и не­пременной составной частью гуманитарного образования того времени.

Схола́стика (греч. σχολαστικός — учёный школьный) — систематическая средневековая философия, сконцентрированная вокруг университетов и представляющая собой синтез христианского (католического) богословия и логики Аристотеля.

– Конец работы –

Эта тема принадлежит разделу:

ИСТОРИЧЕСКИЕ УСЛОВИЯ ВОЗНИКНОВЕНИЯ ПОЛИТОЛОГИИ

На сайте allrefs.net читайте: ИСТОРИЧЕСКИЕ УСЛОВИЯ ВОЗНИКНОВЕНИЯ ПОЛИТОЛОГИИ.

Если Вам нужно дополнительный материал на эту тему, или Вы не нашли то, что искали, рекомендуем воспользоваться поиском по нашей базе работ: Политическая мысль Древнего мира или Античности

Что будем делать с полученным материалом:

Если этот материал оказался полезным ля Вас, Вы можете сохранить его на свою страничку в социальных сетях:

Все темы данного раздела:

Возникновение политологии
  Политология как самостоятельная сфера научного знания начинает формироваться в середине XIX века, До этого времени политическое развивалось в рамках философских и правовых знаний ка

Предмет политологии
  Авторы, стоящие на таких позициях, рассматривают политологию как науку о всех политических процессах в обществе, о политической организации общества. Например, С. С. Алексеев говори

Методы политологии
Как и всякая конкретная наука, она опирается на три группы методов: общенаучные (анализ, синтез, индукция, дедукция, исторический метод) - специальные (политическое прогнозировани

Категории политологии
  Важным инструментом познания политической жизни общества являются категории - наиболее общие понятия науки, отражающие существенные стороны её предмета. Они раскрывают необходимые с

Парадигмы истории политической мысли
В изучении истории политической мысли огромную методологическую роль играет парадигматический подход. Учение о парадигме (греч. «образец», «при­мер») как об эффективном методе изучения истор

Политические идеи Средневековья и Возрождения
Началом Средневековья считают крушение Западной Римской империи в конце V века, а окончание периода Средневековья относят к середине или концу XV — началу XVI веков. Относительно конца Сре

Структура политических свойств
Определенность политики как особой сферы человеческой жизнедеятельности непосредственно выражается в наличии у нее соответствующих, специфицирующих черт и характеристик. В своей совокупности они по

Свойство проникновения
Политика, как уже говорилось, способна проникать в различные сферы социальной жизни, придавая тем или иным проблемам подлинно государственный масштаб. Это свойство инклюзивности св

Пространственные свойства политики
Неотъемлемым онтологическим свойством политики является ее пространственность (топологичность). Эта черта характеризует политику как объемно-пространственную среду, в которой деяте

Темпоральные свойства политики
Способность политики разворачивать свои процессы во времени объясняется ее свойством темпоральности.Это временное измерение политики демонстрирует особый тип протяженности существо

Морфологические свойства политики
Морфологические свойства отражают базовые особенности строения и источники формообразования политики. В этом смысле наиболее важным свойством является наличие элитарных

Процессуальные свойства политики
Данная группа свойств характеризует политику как особый тип человеческой деятельности. Сложность, а временами и неясность взаимоотношений элиты и неэлиты, непредсказуемость последствий рационально

Основы конституционного строя
Основы конституционного строя России включают такие принципы устройства государства и общества, как: § человек, его права и свободы как высшая ценность; § народовластие;

Хотите получать на электронную почту самые свежие новости?
Education Insider Sample
Подпишитесь на Нашу рассылку
Наша политика приватности обеспечивает 100% безопасность и анонимность Ваших E-Mail
Реклама
Соответствующий теме материал
  • Похожее
  • Популярное
  • Облако тегов
  • Здесь
  • Временно
  • Пусто
Теги