Восточная деспотия.

С возникновением в условиях неолитической революции так называемых вождеств, объединявших ряд общин под властью вождя, был сделан крупный шаг в движении к государству. Вождь, власть которого формально оставалась выборной, стал восприниматься как могущественный носитель сверхъествественных сил. Настойчивое стремление закрепить должность вождя за представителями его семьи начинало приносить результаты. Оставалось добровольные дары вождю рядовых общинников превратить в обязательные дань и налоги, а власти вождя окончательно присвоить наследственный и легитимный (законный) статус. Это и произошло с возникновением государства, когда существовавшее на более ранних ступенях развития имущественное и социальное неравенство было дополнено разделением общества на управляющих и управляемых

Форму государства, сложившуюся на Древнем Востоке, обычно определяют понятием восточная деспотия. Восточная деспотия во всем ее могуществе и силе – это, например, эпоха Древнего царства в Египте (XXVIII – XXII вв. До н. э.), царство Аккада в период правления Саргона и его преемникаов (XXIV – XXII вв. до н. э.), Вавилония при царе Хаммурапи (XVIII в. до н. э.), Ассирийская военная держава (VIII – VII вв. до н. э.), древнекитайское царство Цинь после реформ Шан Яна и в годы правления императора Цинь Шихуанди (IV – III вв. до н. э.), Персидская держава Ахеменидов (VI – IV вв. до н. э.).

Особенности восточной деспотии можно представить следующим образом: наследственная власть правителя имеет неограниченный и централизованный характер; сложился мощный бюрократический аппарат управления; весь земельный фонд и ирригационные сооружения считаются собственностью правителя, который вместе с тем имеет обширные земельные владения, материальные и людские ресурсы в личной собственности; личность правителя обожествлена.