ВЕСТ-ИНДИЯ

 

На большой группе островов, расположенных к востоку от Центральной и к северу от Южной Америки, находятся 45 британских лож и одна ирландская. Среди районов, где масонство процветает, отметим Ямайку, Барбадос, Бермуды и Тринидад. Придерживающиеся французских руководств ложи находятся на Мартинике и в Гваделупе.

Великая Ложа Кубы была учреждена в начале XVIII века, после переменчивой деятельности вновь возродилась и реорганизовалась в 1899 году. После последнего периода спячки Великая Восточная Национальная Ложа пришла в действие. В 1901 году в Великой Ложе находилось 102 подчиненные ей ложи, с общим числом членов 6000.

В Пуэрто-Рико, на другом острове, который формально относился к испанской Вест-Индии, Великую Ложу основали в Маягуэсе в 1885 году. После периода бездействия, продолжавшегося три года, организация собралась в 1899 году и переместилась в Сан-Хуан. Великая Ложа «Соберана» Пуэрто-Рико имела под своей юрисдикцией 15 лож и 396 членов. На 1920 год она находилась под юрисдикцией США.

Эспаньола, или Гаити, или Сан-Доминго, недавно входивший во французскую Вест-Индию, сегодня разделен на две негритянские республики, одна из которых, та, что находится на западе, стала называться Гаити, другая, что на востоке, – Сан-Доминго. В первой находится два Великих Востока, в старейшем из которых в 1836 году в Порт-оф-Пренсе находилось 75 лож, в Младшей ложе, 1886 года, никакие особенные ложи не отмечены. В районе, сегодня называемом Сан-Доминго, расположен Великий Восток (1866 года) с 13 ложами и Великая Ложа (1891 года) тоже с 13 ложами.

Если мы вернемся ко второй половине XVIII века, то обнаружим, что приписываемый масонам и являющийся сегодня (1920 год. – Ред. ) одним из самых распространенных из огромного рода ритуал зародился на самом деле на острове, именовавшемся Эспаньола, или Гаити, или Сан-Доминго. Среди французских колонистов находилось четыре человека, Стивен Морин, Жермен Аске, граф Александр Тильи де Грасс и Жан Баптист Мари де ля Хог, чьи имена по достоинству предстанут в истории, о которой я собираюсь рассказать.

В 1761 году Стивен Морин получил патент от Великого Совета «Императоров Востока и Запада» и Великой Ложи Франции, временно объединенных. Его наделили полномочиями учредить символическую ложу, а также принять высшие степени и ранг Инспектора. «Императоры Востока и Запада» контролировали ритуал, состоявший из двадцати пяти степеней, который был первоначально известен как Ритуал Совершенства.

В 1736 году Морин отправился из Парижа в Сан-Доминго, который сделал своей штаб-квартирой, или Великим Востоком для получения высших степеней в Новом Свете. Он также создал в 1770 году Совет «Принцев королевской тайны» (25 человек) в Кингстоне на Ямайке и назначил многочисленных уполномоченных и ревизоров пропагандировать обряд, гарантируя им комиссионные и власть, равную его собственной.

Относительно происхождения этих уполномоченных подробных записей не сохранилось, однако известно, что первым избранным, назначенным Морисом, был Анри Франшен из Кингстона, Ямайка, который впоследствии отправился в Нью-Йорк и учредил в Олбани Ложу Совершенства.

После вспышки революции на Сан-Доминго в 1791 году (после этого ничего не удалось разыскать о Стивене Морине) французским поселенцам пришлось бежать, и многие из них стали искать убежище в Америке. Граф Тильи и его тесть де ля Хог стали в 1796 году Заместителями Генерального Инспектора в Чарльстоне, похожего ранга удостоился Жермен Аске в Филадельфии в 1798 году.

Вплоть до 1801 года в Восточной Индии была известна только одна высшая степень «Принц королевской тайны», двадцать пятая и последняя из Ритуала Совершенства. Однако 31 мая 1801 года учредили новую управляющую организацию нового ритуала, в которую трансформировался Ритуал Совершенства. Он стал именоваться Высшим Советом Суверенного Великого Инспектора тридцать третьей степени Соединенных Штатов Америки.

Он признавал Конституцию 1762 года, секретные Конституции и Конституции 1786 года. Последняя из упомянутых считалась Высшим законом ритуала и намеревалась добиться одобрения со стороны Фредерика Великого как его губернатора и главы.

Действительно ли Великие Конституции 1786 года относятся к действительной, а не мифологической истории этого ритуала, остается предметом яростных дискуссий. Однако большинство читателей, возможно, в данном случае сойдутся во мнении, отраженном во французской пословице и вполне подходящем к месту: «Pour qui ne les croit pas, il n'est pas de prodiges» («Для человека не имеющего веры чудеса никогда не случаются»).

Согласно патенту, граф Тильи был членом Высшего Совета в Чарльстоне и пожизненным главнокомандующим французской Восточной Индией. В конце 1802 года он вместе с де ля Хогом вернулся в Сан-Доминго и образовал в Порт-оф-Пренсе Высший Совет. Тогда они оба считались Суверенными Великими ревизорами, то есть членами тридцать третьей степени.

В 1803 году негры вновь захватили власть, белых опять выдворили из Сан-Доминго. Аске в начале 1804 года прибыл в Париж и побудил Великий Восток Франции принять двадцать пятую степень Ритуала Совершенства. «Рука времени, – говорится в циркуляре 1819 года Великого Востока, – сегодня изгладила во Франции память об этих степенях, как происходит с матерью, отрекшейся от кормления и забывшей об этом времени. Даже тех, что считались только французскими. Так что они возвратились как иностранцы и не были приняты».

В сентябре 1804 года граф Тильи с помощью де ля Хога и трех других Суверенных Высших Ревизоров, также прибывших из Сан-Доминго, организовал и учредил Высший совет Франции в Париже, а в следующем месяце – Великую шотландскую Ложу.

Великий Восток Франции посчитал подходящим образовать из этих организаций Союз, с согласия Великой шотландской Ложи они слились в Великий Восток, Высший Совет стал координировать ответвления. Однако соглашение расстроилось в 1805 году. Все Высшие Советы так называемого Древнего и Принятого Шотландского Ритуала в мире выводят свое происхождение от Чарльстона, де Грасса, Высшего Совета или от Великого Востока Франции.