рефераты конспекты курсовые дипломные лекции шпоры

Реферат Курсовая Конспект

Краткая история масонства

Краткая история масонства - раздел История, Роберт Фрик Гулд ...

Роберт Фрик Гулд

Краткая история масонства

 

 

Издательский текст http://www.litres.ru/pages/biblio_book/?art=614395

«Краткая история масонства»: Центрполиграф; М.; 2011

ISBN 978-5-227-02519-7

Аннотация

 

Известный историк, чьи труды считаются самыми авторитетными в этой области, Роберт Гулд представляет книгу, которая раскрывает множество различных аспектов истории масонства. Исследование охватывает огромный период времени, начиная с образования первых обществ Вольных Каменщиков, возникших в Средние века, вплоть до деятельности Великой английской Ложи и дальнейшего развития движения в начале XX века.

Ученый рассматривает основные теории происхождения масонства, их эстетику, нашедшую выражение в искусстве и архитектуре, подробно касается значения символики, применяемой членами Братства с древнейших времен. В книге также приводится весьма сложная иерархия членов тайных обществ, структура распространения масонства по всему миру, приводятся описания тайных обрядов, ритуалов посвящения, образцы клятв и различных документов, имеющих отношение к деятельности масонов.

 

Роберт Фрик Гулд

Краткая история масонства

 

Предисловие

 

Позволю задержать ваше внимание, прежде чем высказать свою точку зрения. Сложность заключается в том, что в каждом отдельном случае мне следует представлять вещи в их истинном свете или в том виде, который я считаю истинным. Надеюсь, что я достигну успеха, если вы уделите мне свое внимание.

Нибур. Лекции по древней истории

 

Со времени публикации моей «Истории масонства» (первая часть появилась в 1882 году и последняя в 1887-м) возникла потребность в сокращенном издании или в краткой, но достаточно подробной истории этого общества.

С того времени рамки материала, рассматриваемого в моей работе, существенно раздвинулись благодаря трудам моих выдающихся современников и усилиям ложи Четырех корон.

Были написаны книги по истории английского, ирландского, шотландского, немецкого, американского и канадского масонства, ценные монографии по рукописной Конституции и письменным традициям общества, старой и новой степеням Братства, обычаям немецких «каменотесов» и французских «товарищей», масонского общества Лондона, масонским знакам, религии масонства, были описаны гравированные, печатные и рукописные листы английской ложи.

«Труды» ложи Четырех корон представляют собой неиссякаемый источник информации. Среди очерков, имеющих непреходящее значение, следует назвать необычайно поучительные записки «о масонских знаках», Мастерах лож, истинных именах – филологическое исследование масонской традиции и братств, принадлежащее профессору Н. Левису, Дж. Лейну, преподобному С.Дж. Боллу и У.Г. Райлендсу. Мне следует упомянуть об интересном труде У.Дж. Хьюэна и В. Бегеманна, интерпретировавших древние рукописи Братства.

При подготовке настоящего издания я поставил перед собой задачу пересмотреть те разделы первоначальной работы, которые подверглись критике со стороны внимательных исследователей, проиллюстрировать и объяснить неясно изложенные места, ввести результаты последних исследований и исправить неточности.

Осуществляя задуманное, я снова обдумал свой проект, переписал его и соотнес с сегодняшним днем.

Вслед за профессором Торольдом Роджерсом я не перегружаю страницы примечаниями, но все же привожу в тексте необходимые ссылки на исследователей. Тем не менее большую часть ссылок я даю на мою «Историю масонства», которая содержит наиболее полное описание его развития в разных странах мира. В настоящем издании дано краткое описание главнейших этапов развития масонства в свете самых последних исследований.

В главе I говорится о ведущих теориях, связанных с происхождением масонства. Материал каждой из четырех последующих глав более или менее связан с историей Британии до эпохи Великих Лож.

В главе II (мне пришлось ее дважды переписать) обозначается тема, которая всегда представляла особый интерес для исследователей архитектуры, независимо от того, являлись они или нет членами нашего общества. Подготавливая ее, я воспользовался помощью У. Папворта, не являвшегося масоном. Для полноты картины, которая представлена в настоящем сокращенном издании, я заручился дружеской поддержкой профессора Л. Хейтера, моего товарища, имеющего звание Мастера в ложе Четырех корон.

Я нахожусь в неоплатном долгу перед У. Папвортом, предоставившим мне масонскую коллекцию своего друга. Она собиралась многие годы и охватывает практически все затрагиваемые проблемы, не говоря уже обо всем, что в той или иной степени связано с искусством масонов.

В главе III содержатся некоторые размышления, связанные с проблемой масонских собраний. В этой связи не могу не выразить свою благодарность Джону Билсону за изыскания об йоркширских Лесных братьях во времена Эдуарда I.

В главе IV говорится о нескольких недавних исследованиях, включая любопытные отрывки из записей лондонского масонского Братства и писем Пастона наряду с его речью, произнесенной в Дублине в 1688 году, в которой дается оценка системы умозрительного масонства, существовавшего в ирландской столице в то время.

При написании главы V я пользовался бесценными советами доктора Бегеманна. Благодарю также У.Г. Райлендса, который любезно показал мне таблицы с масонскими знаками. В этой главе дается достаточно подробно исследование письменных традиций общества. Правда, при этом опущена часть, связанная с масонской конституцией.

В главе VI содержится отступление о древней масонской символике, основанное на четвертой части моей «Истории масонства», опубликованной в 1885 году, где я показываю, что в 1723 году существовали две, а не три степени, как писал доктор Андерсон.

Что касается старого правила № 13, изложенного в Конституции того же года, то следует заметить, что число степеней, которые в ней указываются, вовсе не относится к тому времени, а лишь существовало до 1885 года.

Благодаря общему невежеству братьев в данном вопросе образовалась воображаемая дополнительная степень, чтобы подтвердить троичную систему, которая якобы была признана Великой Ложей. Сказанное подтверждает свидетельство в знаменитой Речи Ф. Дрейка, Младшего Великого Смотрителя в Йорке, произнесенной после публикации Конституции Андерсона.

В 1726 году он упоминает три степени, которые тем не менее, очевидно, не были известны (не использовались) в Йорке в тот год и значительно позже, о чем мы узнали на основании записей его Великой Ложи.

В этой главе, как и в следующей (VII), обсуждаются многие положения, представляющие мою точку зрения и расходящиеся с мнением других авторов. Я соглашаюсь со словами Ф. Харрисона, сказанными в лекции «О значении истории»:

«Если противоположные точки зрения и не замечают, они все равно имеют значение.

Если я говорю о многих спорных темах как об уже решенных, то только потому, что тогда они не обсуждаются, а просто предстают как точки зрения другой стороны. Замечу, что и дискуссии, и исследования когда-то заканчиваются, поэтому я стараюсь не увеличивать их число, а использовать наши запасы исторических знаний.

И наконец, настоящим ответом на любую историческую теорию является профессиональная компетентность, поскольку выдвижение спорной теории должно быть аргументированным».

Высказываю свою благодарность в связи с частностями, относящимися к «ольстерскому расколу» в ирландском масонстве Ч. Кроули.

При написании главы VIII неоценимую помощь мне оказали В. Бегеманн (Швеция, Норвегия, Германия), К. Вибе, Великий Мастер Гамбурга (Германия, Франция), Л. де Малзович (Австро-Венгрия) и Дж. П. Вайян (Голландия).

В главе X рассмотрено множество других вопросов. Замечания Нестора американского масонства, в прошлом Великого Мастера Иосии Драммонда из Мэна, по поводу моей «Истории ремесла в Соединенных Штатах» устранили множество препятствий на моем пути. Историография Великой Ложи Канады прояснилась благодаря помощи Дж. Робертсона, в прошлом Великого Мастера. Он любезно снабдил меня краткой историей развития масонства в доминионе.

История лож в полках и на военных кораблях была полностью изложена в отдельном труде Гейла и Полдена «Военные ложи, или Масонство в армии».

На протяжении всей работы над книгой я получал неоценимую помощь со стороны моего друга Уильяма Джеймса Хьюэна, перед которым я нахожусь в неоплатном долгу. Он точно так же помог мне со сверкой, когда огромная «История» подготавливалась к печати.

В равной степени должен отметить необычайную любезность Генри Садлера, помощника библиотекаря Великой Ложи Англии, оказывавшего помощь всякий раз, когда я обращался к нему по поводу печатных и рукописных трудов, которые он хранит.

Множество любопытных и забавных предположений, выдвигавшихся современными исследователями масонства, находятся вне поля зрения настоящей работы, поскольку не имели достаточной доказательной базы.

«Здесь два момента: или автор способен обосновать свое предположение, и тогда мы можем вынести свое суждение, или же он не способен привести их, и тогда мы утверждаем, что они не имеют особого значения» (Введение к «Изучению истории»).

Итак, мой внимательный читатель, я отдаю тебе на суд мою книгу.

Р. Гулд

Уокинг

 

Предисловие ко второму изданию

 

По просьбе издателей я привел «Краткую историю», проведя некоторую правку. Она в основном связана с сокращениями повторов, встречающихся в начальных главах, чтобы не перегружать их ненужным материалом. Основные изменения были сделаны в первой части главы VII, которую мне пришлось переписать.

Поскольку Садлер провел необычайно важные изыскания в архивах Великой Ложи и некоторых других местах, то всем исследователям стало ясно, что его точка зрения об ирландском происхождении Великой Ложи древних верна, поэтому я уверен в том, что меня поддержат все любители истины, и я внес нужные изменения.

Что касается «высших» или «дополнительных» степеней, то сведения о них настолько скудны и не систематизированы, что я счел необходимым добавить в главу VIIА краткий обзор степеней, обычно использовавшихся в Европе и Америке, а также в доминионах и колониях.

Выражаю благодарность главному секретарю П. Колвиллу и главному библиотекарю Дж. Хэммонду за оказанную ими неоценимую помощь. Благодаря Садлеру я смог воспроизвести печати английских и ирландских лож из книги его отца «Факты и вымысел о масонах».

Надеюсь, что статистические данные и другая информация, приведенная в книге, сделают ее полезной для современного читателя.

Фредерик Кроу

Чичестер, Сент-Питер-Хаус

 

К сожалению, такое любопытное явление, как масонство, изучается или как нечто недостойное внимания, или клеветническим образом, что в равной степени неправильно.

Генри Халлам

 

История должна быть избавлена от ошибок и спорных точек зрения, она должна основываться на документах, а не мнениях.

Лорд Эйтон

 

Глава I

 

Изобретение букв приписывают Кадму, первый оракул возводят к Заратустре, Каббалу – к Моисею, элевсинские мистерии – к Орфею, а масонство – к Ною, но разве мы имеем представление о его природе или истинном происхождении?

Аноним

 

ВВЕДЕНИЕ

 

До сих пор на радость любителям древностей и загадок продолжаются споры о том, кем на самом деле являлись первые масоны и откуда они появились. Но вопрос так и остается покрытым завесой тайны, и его решение находится вне сферы подлинной истории. Пытаясь проследить происхождение общества, мы достигаем XIV века, и здесь наши генеалогические доказательства иссякают.

Все же на основании документальных свидетельств, которые привели нас сюда, можно, по крайней мере, утверждать, что масонские ложи к тому времени уже имели долгую историю. Кроме данного вывода, больше ничего нельзя утверждать с должным основанием, ибо нет тому соответствующих доказательств.

Вместе с тем некоторые свидетельства имеются, на что мы и обратим внимание. Что же касается моих собственных заключений, то они основаны на сопоставлении некоторых конкретных выводов других авторов. Полагаю, что будет лучше, если вначале их обобщить и перейти к ведущим теориям, связанным с происхождением масонов. Они и станут прочным фундаментом нашего труда.

Прежде всего необходимо отметить, что масонство в течение длительного периода оказывало значительное влияние на все другие тайные общества. Временные рамки этого процесса можно определить только приблизительно. Для пояснений обратимся к второй четверти XVIII века, составляющей особый этап в истории масонства.

Примерно в 1725 году масонство стало широко известно, а к 1750 году о нем слышали уже практически все. С этого времени мы и можем начать исследование обычаев тайного общества. Иначе говоря, почти наверняка можно утверждать, что до 1725 года не было ни одного тайного общества, испытавшего влияние масонства. Теперь, когда линия развития намечена, определены черты, доминирующие в последующем, возникает вопрос о возрастании или уменьшении влияния современного масонства.

Мы располагаем многочисленными подтверждениями древнего происхождения большинства ритуалов разных сект. Обряды Братства до некоторой степени сходны с обычаями друзов и секты ансарийя, и следует сказать, что некоторые авторы, на трудах которых мы основываем свои выводы, пишут о показавшемся им фантастичным и нереальным сходстве обычаев масонов и сектантов из горного Ливана.

То же самое можно сказать и о ритуалах многих других современных тайных обществ, например о турецких бекташи или армянских и малоазиатских язидах. Вместе с тем не следует забывать и о том, что в некоторых упомянутых мною случаях сходство является случайным.

Мне кажется, что причина этого кроется во множестве историй о так называемых «масонских знаках», привезенных путешественниками от арабов, абиссинцев, дервишей, североамериканских индейцев, коренных жителей Австралии и различных африканских племен.

Древнейшими тайными обществами являются иранские суфии, японские комозо (сегодня прекратившие существование), члены которых общались знаками. Возможно, таковыми являются и тайные общества Китая, заявляющие о том, что они образованы несколько столетий назад, и принимающие новых членов через церемонии, приблизительно схожие с масонскими[1].

Об этом пишет один из наших самых уважаемых синологов и неутомимый исследователь масонства сэр Ч. Алабастер:

«В древних документах можно найти явные свидетельства существования в Китае мистической веры, выраженной, как и у нас, в символико-аллегорической форме.

Тайны этой веры передавались в устной форме, и только руководители якобы обладали их абсолютным знанием. Более того, в древние времена эта вера приняла масонскую форму, секреты были увековечены в символических зданиях типа шатра Моисея, установленного в пустыне, или храма его преемника Соломона в Иерусалиме. Культовые здания этой религии покрывались символическими орнаментами, предназначенными для совершения обрядов. Как и у нас, во время ритуалов использовались кожаные фартуки, покрытые знаками, соответствующими рангу.

Из этих документов видно, что символами правильного поведения служили компас и квадрат. Устраивая свою жизнь с их помощью, человек приобщался к тайному знанию. Наиболее же древним наименованием бога в Китае было Первый Строитель, или, как говорят масоны, Великий Архитектор Вселенной».

Как утверждает тот же самый исследователь, «сегодня мистерии этих древних верований утрачены или в лучшем случае смысл их затуманен, хотя и встречаются попытки их возрождения в конкретной деятельности существующих Братств, использующих разнообразные ритуалы и знаки, якобы пришедшие из глубокой древности».

Отрывки из древнекитайских классических текстов о масонской символике искусства можно цитировать бесконечно. Они показывают, что у весьма древних народов, живших задолго до христианской эпохи, существовали попытки улучшить ремесло каменщиков с помощью символического учения, с течением времени забытого или не поддающегося расшифровке[2].

 

ДРЕВНИЕ МИСТЕРИИ

Неизвестно, в какой стране впервые появились мистерии, тайные культовые мероприятия. Предполагают, что самыми древними были таинства, посвященные… Элевсинские мистерии, широко известные в Греции, проводились ежегодно во время… Заметим, что, хотя мистерии, существовавшие в разных странах, отличались разнообразием форм, очевидно, что между ними…

ЕССЕИ

 

Скорее всего, тремя главными еврейскими сектами были эллинисты, маккавеи и хасиды. Последняя секта была наиболее пуританской, однако со временем их учение разделилось на две ветви: ессеев, которые строго придерживались старых обычаев и вели уединенный образ жизни, и менее аскетическую группу (к которой относились и фарисеи), продолжавшую называться хасидами.

Упоминания ессеев у древних авторов достаточно отрывочны и неполны. Тем не менее нам известно, что, прежде чем принять кандидата, от него требовали выполнения особых обязательств, он должен был заявить, что скорее умрет, чем раскроет тайны братства. Члены этой конкретной секты, встретившись в первый раз, тотчас распознавали друг друга с помощью знаков. Известно и то, что обычные обиходные действия выражались братством с философской точки зрения или с помощью символов[3].

Как отдельная секта ессеи впервые упоминаются во времена Ионафана Маккавея, то есть примерно за 160 лет до Христа. Многие авторы предполагали, что наш Спаситель был ессеем, возможно, потому, что, постоянно заявляя о заблуждениях других сект, он никогда не порицал ессеев.

Иоанн Креститель описывался как достигший высшей степени чистоты («И если хотите принять, он есть Илия, которому должно прийти» [Мф., 11: 14]). Многое из Нагорной проповеди отразилось в жизни деятельности секты.

Члены секты имели общую сокровищницу, из нее удовлетворялись нужды всего общества, так что все владели всеми вещами сообща. Между братьями не существовало различий. Единственное расслоение образовалось из степеней, на которые делились члены секты, и оно зависело исключительно от степени святости.

Все ессеи поднимались до заката, прежде чем приступить к повседневным делам, вместе молились, обратив свои лица на восток. После пятого часа работа останавливалась, и в торжественной тишине приступали к трапезе.

Поскольку большинство жило в целибате, ранги Братства поддерживались за счет принятия прозелитов, новообращенных из других сект. От кандидата, или аспиранта, требовалось пройти период ученичества, состоявший из двух этапов, первый из которых длился год. После этого испытания его называли Входящим. Затем разрешалось в течение двух лет проходить период обучения, и если находили поведение аспиранта подобающим, то он становился Товарищем (или полноценным членом Братства), ему дозволялось принимать участие в общей трапезе.

Существовал и третий ранг, или степень, переходившего на него называли Учеником или Компаньоном, тогда происходило более тесное сближение. Допускавшиеся на эту высшую степень руководствовались тремя правилами: любовью к Господу, любовью к человечеству, соблюдением добродетели. Они связывались торжественной клятвой, что станут проявлять милосердие, не будут лгать и не раскроют тайн общества.

С полным основанием можно утверждать, что основные положения учения и обрядовой практики ессеев были восприняты извне. Большинство исследователей видит их истоки в религиях Древнего Востока, Халдеи и Ханаана.

Замечательная книга «Три старейших документа масонов», несмотря на содержащиеся в ней неточности, представляет собой именно научную работу по сравнению с когда-либо написанным по ранней истории нашего общества. Краузе доказывает, что обычаи и доктрины ремесла были унаследованы от халдеев. В верованиях последних он находит многочисленные точки соприкосновения с ессеями и римскими коллегиями.

Еще более смелую гипотезу предложил Герберт в книге «Британия после римлян». Он отмечает, что, когда ессеев изгнали из их древней родины Энгадди, именно Англия стала их новым Энгадди, новым центром культа ессеев. Оставляя без внимания столь фантастическое предположение, мы вряд ли совершим ошибку, если выведем существующее сходство между традициями ессеев, школой Пифагора и масонами, отметив дух Братства, который доминировал во все века во всем цивилизованном мире.

Характеристики же любого Братства, все члены которого заняты одними и теми же целями и намерениями в соответствии с их верованиями, при пристальном рассмотрении исходят из братской любви, милосердия и той скрытности, что придает им их исключительность. Вот почему между всеми обществами, древними или новыми, объединенными братскими узами, и существуют «примечательные совпадения».

 

РИМСКИЕ КОЛЛЕГИИ

Многие научные работы и разнообразные документы являются неоспоримыми свидетельствами долговечности коллегий, их существования вплоть до заката и… Когда Британию покорили римляне, посланные туда легионы, конечно, захватили с… Римские колонисты также имели свои коллегии. Кут замечает: «Как только началось завоевание Британии и римляне…

КАЛДИИ

 

Когда святой Августин прибыл в Британию в VI веке, чтобы обратить страну в христианство, он обнаружил, что страна уже занята священниками и их учениками, исповедовавшими и развивавшими чистую и простую апостольскую веру. Они оказались калдиями, хотя само наименование появилось не ранее VIII века. Пока монахи кельтской церкви оставались единственными священниками в стране, в особом названии для их обозначения просто не было необходимости. После XII века они фактически слились с католической церковью, хотя следы их отдельного существования встречаются и в гораздо более позднее время.

Происхождение калдиев не ясно. Некоторые ученые предполагают, что они происходят из Финикии, другие утверждают, что они пришли в Британию вместе с римскими легионами. Скорее всего, их главным центром была Иона, куда (в соответствии с третьим предположением) святая Колумба, основательница секты, пришла из Ирландии вместе с двенадцатью братьями в 563 году, чтобы организовать главный монастырь.

На самом деле совершенно очевидно, что Иона не мог быть организатором калдиев в каком-либо определенном месте. Ведь и в Северной и в Южной Британии, в Ирландии и в Уэльсе встречались священнослужители, называвшие себя этим именем.

Калдии считались официальными священниками кафедрального собора Святого Петра в Йорке, в 936 году их священники были призваны королем Ательстаном для защиты его похода против шотландцев. Вернувшись из него с победой, король публично выразил благодарность церкви Святого Петра. Он пообещал калдиям и их преемникам по трефу (24 снопа) зерна с каждой пашни в приходе Йорка с тем, чтобы они могли все свое время уделять облегчению страданий бедных, оказывать гостеприимство и продолжать служение Господу, столь замечательно осуществлявшееся ими в прошлом.

Как говорится в «Легенде о масонском Братстве», спаситель христианского мира Чарльз Мартель, самый могущественный воин, восседавший на троне саксонской Англии, и другие военные покровители лож более раннего времени прекрасно относились к масонам. Но больше всех их любил его сын Эдвин, выхлопотавший для них у короля, своего отца, хартию, или позволение проводить каждый год собрание, и сам Эдвин провел собрание в Йорке.

На самом деле у Ательстана не было сына, по крайней мере законнорожденного. Однако в манускриптах Конституций английского общества ясно говорится, что Эдвин был покровителем, а Йорк – традиционным центром первых английских каменщиков. Но во всех легендарных повествованиях достаточно анахронизмов, к примеру таких, что Эдвин масонский являлся первым христианским королем Нортумбрии.

Установлено, что существует связь между римской коллегией и калдиями, последние якобы организовали в составе их сообщества корпорацию строителей. В то же время довольно спорно, что они действовали как архитекторы или строители. В основном калдии были заняты образованием людей, передавая им возвышенные принципы, которым обучались в своих ложах.

 

ТАЙНЫЕ СУДИЛИЩА

Фемгерихты, или фемы, были тайными криминальными судами в Вестфалии в Средние века. Их главной и самой впечатляющей особенностью было сотрудничество… Инициация судьи могла произойти только на «красной земле», то есть внутри… В одном из секретных кодексов упоминаются три разные степени мистического посвящения. Весьма суровым было наказание…

ГИЛЬДИИ СТРОИТЕЛЕЙ ВО ФРАНЦИИ

В настоящем и последующем разделах мы представим читателю краткий обзор становления и распада строительных гильдий Франции. Объединив разрозненные… Основатель французской монархии Хлодвиг в 486 году начал свою победоносную… Похоже, что после ухода легионов в городах образовалось нечто вроде муниципального правительства. Избранные чиновники…

БРАТСТВА ФРАНЦИИ

Понятие «Братство» является наиболее всеобъемлющим, оно включает три типа Братств, образованных французскими наемными рабочими (или Подмастерьями,… Братство признавало трех основных основателей, Соломона, мэтра Жака и мэтра… Предполагают, что происхождение трех отделений Братства следовало порядку, описанному выше. Весьма вольно признается,…

РОЗЕНКРЕЙЦЕРЫ

«Истинное происхождение Братства розенкрейцеров, – замечает Уайт, – породило множество гипотез. Романтики, приписывавшие своим адептам всевозможные… Однако только легковерные или просто невежественные люди относили его к… Тот же самый автор говорит в более позднем труде, что «изучавших теории розенкрейцеров можно в широком смысле…

Глава II

 

Некоторые приписывают Братству франкмасонов функции церкви как хранителя сокровенного знания. Возможно, для этого имеются некоторые основания, древние архивы этих мистических объединений, если они существуют, могут проиллюстрировать прогресс готической архитектуры и, возможно, откроют их происхождение.

Генри Халлам

 

СРЕДНЕВЕКОВОЕ МАСОНСТВО

О происхождении готической архитектуры существует такое же множество противоречивых мнений, как и о корнях масонства. Одним из первых в Англии… Однако, используя понятие «готический», Рен не считал, что оно обозначает… Как полагают издатели «Паренталии, или Записок членов семьи Рен», «он [сэр Кристофер] придерживался мнения, что то,…

Глава III

 

Сначала этот длинный ряд статутов и постановлений кажется самой хорошей вещью в мире, совершенно лишенной жизни. Однако они вовсе не мумии или скелеты, ничего более собой не представляющие, кроме праха. Все же мы вскоре привыкнем к их языку и под явно холодной пылью найдем искорки жизни.

Джосренд

 

АНГЛИЙСКИЕ СРЕДНЕВЕКОВЫЕ ЗАКОНЫ И МАСОНСТВО

Об авторе «Истории гильдии» и «Легенды о ремесле» мы расскажем в следующих главах, сейчас же ограничимся обозначенным в эпиграфе материалом. Самым старым из имеющихся в нашем распоряжении масонским сочинением является… Похожие предписания встречаются и в поздних летописях общества. В любом случае они весьма причудливо толковались…

Глава IV

 

Что касается гильдий, то я действительно полагаю, что многое в них имеет относительно недавнее происхождение. Торговые гильдии, сохранившиеся в нашей стране, претерпели различные преобразования, создавшие ложное мнение об их происхождении, заслонив связь с профессией, давшей им название. Однако каждый, кто хоть немного знаком с древними законами и историей, заметит во внутреннем устройстве Лондонской компании множественные следы древних родственных союзов, «объединяющихся совместной едой, культом и положением в обществе».

Сэр Генри С. Мейн

 

ИСТОРИЯ ГИЛЬДИИ

Толмин Смит как-то заметил, что «английские гильдии старше английских королей. По мере того как увеличивалось население, преумножались и гильдии.… Действительно, мы не можем утверждать наверняка, что появилось раньше –… Торговые гильдии зафиксированы уже в правление Этельвольфа (856), так что появились они немного раньше. Происхождение…

Глава V

 

Мы видим на наших полках прекрасные книги в красивых обложках – работы старинных авторов, живших и писавших до изобретения книгопечатания. Но только немногие из нас задаются вопросом: «Где же находятся оригиналы, с которых напечатаны эти книги?» И кто поручится за точность воспроизведения текста?

Уильям Форсайт

 

Четыре коронованных мученика именуются так потому, что их имена неизвестны.

Breviarium spireme (1478 )

 

Наука здесь молчит.

Для любителей знание несет волшебная палочка мистики, сохраняя истину в геометрических символах.

Преподобный Уильям Масон

 

ЛЕГЕНДА О МАСОНСКОМ БРАТСТВЕ

Хотя рукописи, описывающие древнюю историю масонской организации, дошли до нас во множестве экземпляров и являются достаточно разнообразными, ни… Эти древние манускрипты представляют собой рукописные (или масонские)… Первая – вводная молитва, Декларация, или Заклинание.

Доктор Бегеманн о манускриптах Конституций

I. Regius [Королевская] рукопись, 17 A.I, Британский музей Похоже, что документ был переписан между 1390 и 1415 годами с более раннего… 1. История масонства, основание масонства Эвклидом в Египте, внедрение в Англию королем Ательстаном.

ЛЕГЕНДА О ЧЕТЫРЕХ ВЕНЧАННЫХ МУЧЕНИКАХ

Во всех латинских источниках (Breviarium Romanum, Breviarium Spirense) четверо коронованных мучеников именуются quadratarii, что на поздней латыни… Нельзя отрицать также ту возможность, что они состояли в одной из широко… Во времена правления императора Диоклетиана пять камнетесов отказались изготовить статую языческого бога и поэтому…

МАСОНСКИЕ ЗНАКИ

В настоящей главе доводится до конца краткое описание масонских знаков, начатое в ранних разделах работы. Не стоит даже говорить о том, что… Как писал преподобный Ч. Кинг, «истоки этих загадочных символов можно… Те же самые «загадочные символы», похоже, свободно использовались герметиками и розенкрейцерами. Действительно, среди…

Глава VI

 

В процессе изменений некоторых великих масок их восковые образы расплываются, уступая место новым формам. Сначала расплывчатые и неопределенные, они вытесняют старые, а затем также стираются, сливаясь с фоном. Кто скажет, что новая сцена окончательно утвердилась?

Джон Аддингтон Саймоне

 

РАННЕЕ ШОТЛАНДСКОЕ БРАТСТВО

Хотя первые шотландские законы о городском самоуправлении были заимствованы из Англии, общее развитие ее муниципальной истории в Средние века больше… Во время Реформации в Шотландии не было таких конфискаций собственности и… Все же примерно в 1430 году Шотландия настолько обезлюдела в результате войн с Англией, что оказалось необходимым…

ВЕЛИКИЕ ЛОЖИ

Следуя за доктором Четвудом, с кем я полностью согласен, воспроизведу его слова: «Все франкмасоны, о которых мы сегодня знаем на основании того или… Исследованию того же самого талантливого автора мы обязаны установлением того… «Термины, с помощью которых описывается церемония, – замечает Кроули, – не позволяют усомниться в том, что Великая…

ЭПОХА ПЕРЕХОДА

Преемником герцога Уортона стал граф Далкейт, избранный 25 апреля и соответствующим образом провозглашенный (заочно) 24 июня 1723 года. Последнее из упомянутых собраний является первым из всех записей,… Отмечаются также многочисленные несовпадения последующих дат двух повествований, вытекающих из усилий «отца масонской…

ОТСТУПЛЕНИЕ ОТ СТЕПЕНЕЙ

Не станем скрывать, что ученые и антиквары практически не питают интереса к истории современного масонства. Они не верят в то, что систему масонства… Совместно со старыми рукописными Конституциями (или письменными преданиями… Здесь, однако, вкрадывается сомнение. Ученый или антиквар, который стремится проследить древнее происхождение нашего…

МАСОНСТВО НА БРИТАНСКИХ ОСТРОВАХ

Поскольку в Конституциях 1738 года содержится отчет об определенных фактах XVIII века, их значение неоспоримо. Приходится только сожалеть о том, что… Среди древних Великих Мастеров вполне серьезно перечислены имена Нимрода,… Известный шотландский математик, профессор Джон Робисон в своем сегодня забытом труде «Доказательства конспирации»…

Глава VII

 

ВЕЛИКОЕ РАЗДЕЛЕНИЕ В АНГЛИЙСКОМ МАСОНСТВЕ

 

Многолетнее соперничество Великих Лож Англии сопровождалось такими яростными нападками, что некоторые исследователи даже назвали это время «великим расколом».

Исследования Генри Садлера в архивах Великой Ложи доказывают, что вторая Великая Ложа была основана ирландскими масонами, поселившимися в Лондоне. В 1751 году эти ирландские масоны учредили организацию, которую обозначили как «Великую Ложу Англии в соответствии с древними установлениями». Сами же стали называть себя древними, членов старшей Великой Ложи называли современными.

Они заявили, что члены старшей Великой Ложи внесли изменения в церемонии примерно в 1730 году, но сами остались преданными древним правилам, знакам и обычаям ордена.

Сам Лоуренс Дермотт заявлял, что «Древние ложи, известные как свободные и принятые масоны, действовавшие в соответствии с древними институциями, и современные, известные как свободные масоны Англии, хотя и схожи в названии, однако настолько сильно различаются в устройстве, церемониале, знаниях, языке масонов и установках, что представляют собой два особых общества, полностью независимые друг от друга».

В 1756 году древние масоны начали использовать «Книгу Конституций» под названием Ahiman Rezon, которую приняли все масоны в Англии и Америке, следовавшие за древними учениями, в то время как члены современной или постоянной Великой Ложи придерживались Конституций Андерсона, впервые опубликованных в 1723 году.

Е. Хокинс пишет: «Каковы были точные различия в ритуалах древних и современных масонов, невозможно обнаружить, из их эзотерического характера следует, что они общались только устно. Однако несколько приблизиться к их истинной сущности и определить ее можно благодаря тому влиянию, которое следует из случайных выражений, делаемых защитниками каждого в ходе их длительных и обычно резких дебатов».

Уже говорилось о том, что регулярная Великая Ложа постановила внести изменения в способы распознавания лож вследствие публикации книги Самуэля Причарда «Масонство в разрезе». Согласно общепринятому мнению, эти перемены представляли собой простое преобразование некоторых слов, то, что было первым, становилось вторым, и то, что являлось вторым, оказывалось первым.

Вот почему доктор Дэлхо из Южной Каролины, составитель Ahiman Rezon, который сам устроил древнюю ложу и был знаком с обеими системами, заявляет: «Истинное различие между ними оказывалось не большим, чем должно проявиться в споре, когда рассуждают о том, где следует поместить перчатку, с правой или с левой стороны».

Похожее испытание, связанное с характером перемен, представлено в обращении к герцогу Этоллу, Великому Мастеру Великой Ложи древних, в котором говорится: «Умоляю позволить спросить, действительно ли два человека, стоящие в зале собраний гильдий в Лондоне одни лицом к статуям Гога и Магога, другие – обратившись спиной к ним, могут полноценно спорить об их положении, о том, что Гог должен быть справа, а Магог слева.

Подобное и более незначительное отражает только вздорный характер спорящего, причем не иначе как связанный с желанием узурпировать власть и способствовать открытому и явному нарушению руководств, которые они торжественно установили, и с помощью любых мыслимых уловок увеличить свои ряды».

Бесспорно, что относительное положение столбов и присвоение их имен оказывались теми косвенными знаками, на которые и ссылались в качестве доказательств. Они произошли благодаря переменам, инициированным Великой Ложей современных, переставивших оригинальный порядок, существовавший до перемен и продолжающий сохраняться в европейских ложах.

В своем исследовании «Масоны в фактах и выдумках» Генри Садлер четко показывает, что в членстве новой масонской организации наблюдается большая ирландская составляющая. Ведь Лоуренс Дермотт, назначенный их Великим Секретарем и затем ставший избранным Великим Мастером, сам являлся ирландцем.

Он родился в 1720 году в Ирландии, был посвящен в 1740 году, введен в Мастера под № 26 в Дублине в 1746 году и в том же году стал масоном Королевской Арки. Вскоре после этого он приехал в Лондон и стал работать наемным маляром. Он присоединился к современной ложе в 1748 году, но впоследствии стал древним. В 1752 году стал Великим Секретарем, с 1771 по 1777 год являлся заместителем Великого Мастера и затем был им снова с 1783 по 1787 год и спустя четыре года после этого умер.

Хокинс пишет: «То, что он начал свою карьеру в Лондоне как маляр, работавший по двенадцать часов в день на своего Мастера, позволило ему преподнести несколько ценных подарков в Великую Ложу, хотя в поздних записях его представляют как торговца вином».

Что же касается местных законов, то была принята ирландская модель, и, как сообщается в протоколах, это случилось 1 апреля 1752 года.

«Копия местных законов для частных лож, – как записано последним Великим Секретарем, – была прочитана и сравнена с копией Дермотта из его прежней ложи, № 26, в городе Дублине. И последний считает самым корректным единогласное решение, что самая истинная копия должна быть принята и признана как законы для частных лож в будущем. Он публично приносит благодарность братьям Филиппу Махлохлину и Дж. Моргану за их добрые намерения и труды по восстановлению бывших законов».

Первые Конституции древних были также привнесены из Ирландии, печати древних и Великой Ложи Ирландии были почти одинаковыми, и на небольшой ирландской печати изображена рука, удерживающая лопатку, – этот символ обычно использовался ложей Древних.

В своих руководствах они также следовали за Ирландией. Первые из известных датируются 16 ноября 1772 года, печать прикреплялась, размещаясь на двух полосках узкой ленты голубого и золотого цвета, как на старых ирландских печатях. Тогда как современные никогда не использовали ленты для печатей на своих предписаниях. Ирландская система регистрации номеров использовалась древними, в то время как современные не принимали ее более тридцати лет.

Стайлер утверждает: «Ясно, что первый перечень древних и ранние из существовавших перечней Великой Ложи Ирландии почти одинаковы, в то время как современные использовали различные системы». В протоколе древней Великой Ложи от 1 марта 1758 года встречаем следующее: «Слышал о письме Джона Колдера (В. С. [Великий Секретарь. – Ред. ]) в Дублине, в котором он уверяет, что Великая Ложа Ирландии точным образом пересекалась с древней Великой Ложей в Лондоне, обещая сохранять постоянное соответствие с ней. Вынесли распоряжение, что Великий Секретарь должен составить ответ в самом уважительном и доброжелательном тоне, где выразит общую благодарность Великой Ложи, донеся до них, что мы сделаем все от нас зависящее, чтобы способствовать благосостоянию сообщества в целом».

Садлер также сообщает о сноске, добавленной к протоколу Великой Ложи от 27 декабря 1755 года, где Дермотт заявляет: «В этом, 1755 году современные масоны начали использовать сертификаты, хотя древние масоны имели гарантированные сертификаты с незапамятных времен».

Снова встречаемся с различиями, ирландская и древняя Великая Ложи печатали сертификаты на латинском и английском, в то время как современные никогда не поступали подобным образом. Все эти и многие другие совпадения должны доказать, что у древних было ирландское происхождение и что они не восходят к оригинальной Великой Ложе Англии.

Окончательный и, как нам кажется, убедительный аргумент приводится Садлером в виде письма Джеймса Хезлтайна, в то время Великого Секретаря современных, подписанного «д-р [доктор] палаты общин, 8 августа 1769 года». Оно адресовано мистеру Дж. Стейблу из Уайтхейвена, наводившему у него справки в связи с древними.

Хезлтайн, естественно, выражает сильное неодобрение как ими самими, так и их деятельностью и выказывает свое мнение по поводу их социального положения или манеры поведения. Он выдвигает любые обвинения, какие только можно. «Однако следует заметить, – пишет Садлер, – что слова „отделяться“ или „раскол“ не встречаются в его длинном и тщательно составленном документе, в равной степени его автор даже не намекает, что к ним соответственно следует применить эти понятия».

Древние утверждали, что только они сохранили древние догматы и действия масонов, что постоянные ложи переработали знаки и внесли новшества. Как пишет Дермотт, у них также имелись собственные отметки. Он также говорит: «Современный масон может спокойно сообщать все свои тайны древним масонам, но древние не могут похожим образом спокойно сообщать свои тайны современным масонам без соответствующих церемоний. Происходит так же, как с наукой, которая способна понимать искусство, но искусство не способно понимать науку. Даже если древнее масонство и содержит нечто ценное для современных, то, как и многие другие вещи, оно не может быть обнаружено без дополнительных усилий».

Не приходится сомневаться в том, что отмеченные различия происходили из-за перемен, связанных с появлением третьей степени и введением Королевской арки.

Древние оказались весьма расторопными и смогли внедрить масонство в европейские страны и в Америку, где организовали несколько Провинциальных Великих Лож, включая и те, что находились в Массачусетсе, Пенсильвании, Нью-Йорке, Вирджинии и Южной Каролине, где их ложи назывались древними Йоркскими ложами.

Должны признать, что современные внесли новации в ритуалы, но весьма вероятно, что они были сделаны вследствие потока поддельных публикаций, появившихся примерно в то время, и предназначались отличить обманщиков от истинных членов братства.

Графу Блесингтону удалось занять место Великого Мастера в 1756 году.

Как уже говорилось, «классический союз с древней Великой Ложей в Англии» был установлен Великой Ложей Ирландии в 1758 году. Третий герцог Этолл был Великим Мастером древних с 1771 по 1774 год, четвертый герцог – с 1775 по 1781 год и снова с 1791 по 1813 год. Первый являлся Великим Мастером Шотландии в 1773 году, когда entente cordiale (дружеские отношения. – Пер. ) установились между двумя Великим Ложами под его юрисдикцией. Последний был таковым в 1778 году.

К концу столетия, где бы ни находился английский гарнизон, авторитет древней, или, как ее чаще называли, Великой Ложи Этолла медленно, но очевидно возрастал, в то время как престиж более старой Великой Ложи Англии устойчиво снижался. К концу 1789 года и под влиянием, которое Великая Ложа Этолла и Ирландская «Странствующая ложа» распространили как в Старом, так и в Новом Свете, движение к союзу с современными началось, но было подавлено на декабрьском собрании Великой Ложи в 1797 году. [Здесь завершается обновление этой части работы.]

 

ПОСЛЕДУЮЩАЯ ИСТОРИЯ ВЕЛИКИХ ЛОЖ АНГЛИИ, ШОТЛАНДИИ И ИРЛАНДИИ

Возвращаясь к более старой Великой Ложе Англии, позвольте мне сказать, в связи с рассуждением о переходе от древних к современным, что мы… Похоже, что руководства по поводу десяти подчиненных лож создали Великую Ложу… То, что мистер Хьюэн ярко обозначил как «разрушительный вымысел древних», являвшихся Йоркскими масонами, встречается…

Глава VII А

 

КРАТКИЕ ЗАМЕТКИ О ДОПОЛНИТЕЛЬНЫХ СТЕПЕНЯХ ОБЫЧНЫХ РАБОТНИКОВ

 

[Поскольку высшие дополнительные степени частично рассмотрены в предыдущей главе, полагаю, что читателя удовлетворит краткое описание их бытования в Англии и в Объединенном Королевстве.]

 

Королевская Арка

Самая первая из известных дополнительных степеней, введена с 1737 по 1740 год в Лондоне. В 1746 году Лоуренс Дермотт принял степень Королевской Арки, отсюда следует,… Данная степень официально признавалась и применялась только в англоязычных странах. Самое раннее упоминание о ней…

Степень Мастера Марка

Явно древнего происхождения, но становится известной только со второй половины XVIII века. Во многих шотландских ложах имелись книги Марка,… Старейшая ложа Марка в Англии, видимо, имела шотландские хартии. На древнее… Первоначально существовало две степени – члена и Мастера, но сегодня они соединились в степень Мастера святого…

Моряк Королевской Арки

 

Побочная степень, действовала под влиянием ложи Марка, но никак с ней не соотносится.

 

Тайные степени

 

Представлены в советах, состоят из четырех степеней: Превосходнейший из Мастеров, Королевский Мастер, Избранный Мастер, Превосходящий всех остальных Мастер. Они действовали по Конституции, происходя из Большого совета Нью-Йорка, США, 1871 года. Английский Большой совет фактически установил их в 1873 году. В Шотландии степени ввели в 1878 году, переняв их из Иллинойса США, а учредил их Большой совет в 1880 году. Все степени не использовались в Ирландии.

 

Древние и Принятые ритуалы

Отметим систему из тридцати трех степеней, включая и три ремесленные, хотя и заявленные, но не использовавшиеся и сохранявшиеся в Великих Ложах. С… Следующие две степени – Рыцарь Меча и Востока и Иерусалимский Принц –… Тридцать первая и тридцать вторая степени представлены в Консистории, это: Инспектор Инквизитор Командир и Высочайший…

Королевский орден Шотландии

Почти такой же древний, как и Королевская Арка, и его история весьма примечательна. Великая Ложа сегодня находится в Эдинбурге, все другие ложи за пределами… Великая Ложа этого Королевского ордена Шотландии учреждена Брюсом в Килвиннинге «с сохранением места Великого Мастера…

Объединенный религиозный и военный орден Храма и святого Иоанна Иерусалимского, Палестины, Родоса и Мальты

Представляет собой исключительное явление, на практике использовал ритуал самобытных рыцарей-тамплиеров, хотя и не заявлял о том, что прямо… Тогда приняли в ложу Уильяма Дэвиса и «заставили его пройти через четыре… Оказалась единственной Великой Ложей, которая официально признавала степень тамплиеров в качестве масонской в…

Масонские и военные ордена рыцарей Рима, Красного креста Константина, рыцари святой гробницы и рыцари святого Иоанна

 

Полагают, что эти степени повсеместно признавали с 1780 года, но они не так широко известны и не настолько использовались как степени тамплиеров.

 

Общество розенкрейцеров

Изучение мистицизма, герметической науки и алхимии подвергалось широким преследованиям в Средние века, но в 1614 году Джоном Валентином Андреа из… Тотчас возник необычайный интерес к этому, историю приняли за подлинную. С… Литтл считался известным масоном и учредителем Института для девочек. Он основал несколько старых герметических…

Глава VIII

 

В каждой из европейских стран импортированное из Англии масонство совершенно изменялось в результате адаптации к местным условиям и под влиянием ритуалистики, учения и эмблематики парижских лож.

Профессор Джон Робисон, 1798

 

МАСОНСТВО В ЕВРОПЕ

 

 

Франция

По мнению большинства французских авторов, писавших после известного астронома Леланда, чья «Франкмасония» появилась в 1773 году, первая ложа во… Говорят, что в 1736 году на посту Великого Мастера его сменил лорд Харнвестер,… Однако данное предположение одновременно порождает и новую неясность. В немецкой публикации 1744 года утверждается,…

Германская империя

Первым упоминанием франкмасонов в связи с Германией стало назначение герцогом Норфолкским в 1729–1730 годах Фридриха де Тома Великим Мастером Нижней… В 1733 году граф Стретмор разрешил депутации из «одиннадцати добрых братьев… Первая германская ложа была учреждена в Гамбурге 6 декабря 1737 года при Карле Сарри. Она тогда состояла из семи…

Австрия и Венгрия

Полагают, что ложу «Три звезды» учредил в Праге граф Спорк, впоследствии губернатор Богемии, в 1726 году, после возвращения из своих путешествий,… Первая Венская ложа – «Три зажигательных стекла» – была учреждена в 1742 году,… Вторая ложа – «Три сердца» – была основана в австрийской столице в 1754 году, и третья, Королевская военная, – в 1761…

Швеция – Дания – Норвегия

Из системы Великой Ложи образовался шведский ритуал. Встречались Великие Ложи Швеции, Дании и Норвегии, а также так называемая Великая Национальная… Германия заняла седьмую провинцию, Дания – восьмую, Швеция – девятую и…  

Голландия

Настоящая история голландского масонства ведется с инициации герцога Лорренского в результате действий императора Франциска I в Гааге и «благодаря… Однако Великая Ложа Англии практически не была знакома с существованием новой… Принц Фредерик-Вильгельм, второй сын короля Вильгельма I, был избран Великим Мастером Голландии в 1816 году, Бельгии в…

Бельгия

Английские ложи были учреждены в 1765 году в Алосте, в 1768 году в Генте, в 1770 году в Монсе. Последняя – «Совершенный союз» – заявляла (хотя… В XVIII веке и вплоть до 1814-го масонство Бельгии находилось под эгидой…  

Люксембург

Главным авторитетом сообщества в этом Великом герцогстве стал Высший совет (правда, не так называемого «Древнего и Принятого шотландского ритуала»),…   Россия [8]

Польша

 

Вплоть до 1739 года в Варшаве находилось несколько лож, однако все они закрылись в названном году в соответствии с буллой папы Климента XII.

Немного позже сообщество возродилось, появилось несколько лож. Учрежденная в 1744 году ложа «Три брата» превратилась в 1769 году в Великую Ложу с графом Августом Мощинским в качестве Великого Мастера. Однако этот дворянин занял вторую позицию после провинциального Великого Мастера, подчинившись Англии в следующем году.

Период покоя среди лож наступил после первого раздела Польши в 1772 году. В результате в 1773 году вспыхнула борьба за первенство между «Строгим послушанием» и Великим Востоком Франции, а также Королевской Йоркской Ложей Берлина. Противостояние продолжалось до 1781 года.

В этот год «Катерина Полярной звезды», реконструированная Королевский Йоркской ложей в 1780 году, получила английский патент как Провинциальная Великая Ложа, и соперничество «Строгого послушания» и Великой Восточной Ложи Франции прекратилось, приведя в 1784 году к появлению независимой Восточной Польши.

Однако снова политические события нарушили спокойствие сообщества. В 1792 году произошло второе разделение Польши и в 1794 году окончательное ее разъединение. Спустя длительный период бездействия бывшая Провинциальная Великая Ложа, «Катерина Полярной звезды» и Национальная Великая Восточная Ложа в 1810 году возобновили свою деятельность.

Дальнейшие политические перемены произошли в 1815 году, однако масонство продолжало процветать, в 1818 году отмечается тридцать лож, функционировавших под юрисдикцией Великого Востока. Однако вскоре на горизонте появились тучи, и по императорскому рескрипту 1821 года масонам Великого герцогства Варшавского запретили собираться. Спустя год похожий указ издали в России, что объяснялось не только волей царя, но и отношением к любым западным влияниям.

 

Швейцария

Первым из двадцати двух кантонов, образующих Швейцарскую конфедерацию на время написания этой книги, в котором масонство смогло укрепиться, стал… Почти в то же время, что и в Женеве, общество укрепилось в Во, Берне, Цюрихе и… В Женеве в 1768 году учрежден был «Союз сердец» (в более поздний период «Материнская Ложа» герцога Кентского), на…

Италия

 

В изменчивый период итальянского франкмасонства, как полагают, во Флоренции, в 1733 году была образована ложа лордом Джорджем Саквилем, обычно сообщают, что другие существовали в Милане, Вероне, Падуе, Виченце, Венеции и Неаполе в 1735 году. Протоколы римской ложи все же сохранились в Положениях церкви с 1735 года до времени их окончательного закрытия, когда граф Винтон в 1737 году стал Великим Мастером.

Вскоре после этого, в 1738 году, на франкмасонов полились обвинения со стороны Ватикана, понтифики издали один за другим ряд булл против общества, они были деликатно дополнены папой, в его «Предназначенном для широкого употребления» письме от 20 апреля 1884 года говорится следующее.

Первое предупреждение об опасности высказал папа Климент XII в 1738 году (его эдикт подтвердил и обновил Бенедикт XIV в 1751 году). Пий VII последовал ему в 1821 году, Лев XXII в своем папском указе Quo Graviora в 1825 году обобщил предписания и декреты предшествующих пап по данному вопросу и распорядился, чтобы они навсегда были ратифицированы. С той же самой целью Григорий XVI выпустил буллу в 1832 году, высказывался и Пий IX (в 1846, 1865 годах).

В начале второй половины XVIII столетия ложи под управлением Англии утвердились в двух Сицилиях, Тоскане, Венеции, Генуе и Сардинии.

В 1777 году по Италии распространилось «Строгое послушание», немного позже произошло всеобщее прекращение деятельности масонов. После этого наступил период юрисдикции Франции, и вместе с этим пришла система Великой Восточной Ложи. После падения Наполеона указы о запрете масонства были изданы различными государствами, и с 1821 по 1856 год во всех регионах Италии перестали существовать все ложи.

В 1859 году масоны собрались в ложу в Турине. Их примеру последовали масоны в Генуе, Милане, Пизе, Флоренции и Риме. 1 января 1862 года были представлены двадцать две ложи, а также объявила о своем существовании Великая Восточная Ложа Италии, в Турине, которая несколько раз переформировывалась и в 1873 году была поглощена Верховным Советом в Палермо. Под его юрисдикцией находилось 204 ложи, из которых 38 размещались в других странах – Румынии, Сербии, Египте, Северной Африке, Южной Америке и Китае.

Новая Великая Восточная Ложа Италии в Милане вместе с 42 ложами упомянута в циркуляре швейцарской Великой альпийской Ложи в 1901 году. В настоящее время (1920) Великий Восток размещается в Риме, состоит из 482 лож с 20 000 членами.

 

Испания

В Испании первая ложа была основана в Мадриде в 1728 году герцогом Уортоном, вторая создана в том же году Великой Ложей Англии в Гибралтаре. В 1740… Но пришли более светлые времена, и в 1767 году была образована Великая Ложа, в… Новые преследования произошли в 1814 году, затем началось общественное движение, направленное против патриота Риэго…

Португалия

Английскую ложу учредили в Лиссабоне в 1735 году, развитие сообщества не прерывалось вплоть до неожиданного ее ареста по королевскому указу 1743… Ложа Возрождения была устроена на борту фрегата «Феникс» в 1797 году, и вскоре… Великая Ложа Португалии была учреждена в 1800 году (или в 1805-м). Во времена французского вторжения сообщество…

Греция

 

Ложи были основаны Великим Востоком Франции в Корфу в 1809 и 1810 годах, а также в 1837 году Великой Ложей Англии – «Пифагор» (продолжает существовать). Великая Ложа Греции, следы которой полностью исчезли, якобы была образована на Корфу примерно в 1840 году.

На материке в 1867 году находилось восемь итальянских лож, они провели встречу и образовали независимую Великую Ложу. Со временем были учреждены нестандартные масонские центры, однако в 1898 году Великая Ложа 1867 года стала единственной управляющей организацией, обладающей юридической силой, назвав себя Великим Востоком и Высшим советом 33-х в Греции. Она управляла восемнадцатью ложами, количество членов в них составляло примерно 1000 человек.

 

Болгария

 

Великую Ложу основали в 1917 году, в ней было одиннадцать лож и примерно 1000 членов.

 

Турция

 

Здесь в 1738 году находились ложи в Смирне и Алеппо (Халеб), спустя примерно десять лет с разными промежутками были созданы другие европейские Великие Ложи или Великие Востоки.

 

Румыния

Двадцать лож (иностранного происхождения) в 1880 году объединились, составив Национальную Великую Ложу Румынии. На следующий год установили двух… В 1882 году добавилось Великое отделение Королевской Арки, в 1883-м – Великая…  

Сербия

 

Частные ложи, управлявшиеся иностранными предписаниями, были учреждены в Белграде и других местах. В 1919 году были образованы Великие Ложи Сербии, Хорватии и Югославии, в них было семь лож и 270 членов.

 

Мальта

 

После первых преследований, вызванных папской буллой 1738 года, ложа тайны и гармонии была образована на острове, в 1789 году реорганизована Англией под № 539. Все офицеры считались рыцарями Мальтийского ордена. Безюше пишет, что Наполеон Бонапарт был посвящен на Валетте в 1798 году. С 1815 года остров оставался местопребыванием английской Провинциальной (или, как сейчас именуют, районной) Великой Ложи.

В 1869 году Тунис соединился с районом Мальты.

 

 

Глава IX

 

В глазах общественного мнения необходимость соблюдения секретности казалась слабым местом в нашей структуре, однако в свете практических действий, предпринимавшихся в прошлом, и в настоящих восточных сообществах, где древние системы сохранились, сокрытие их деятельности представляется насущной необходимостью, имеющей огромное значение.

Именно открытие использования и применения квадрата, отвеса и уровня, особое владение геометрией, приобретенные годами экспериментальной деятельности, рассматривались как драгоценные крупицы знаний. Строители часто становились хозяевами положения и не боялись торговаться за привилегии и получать их. Именно это вместе с их таинствами они и охраняли необычайно ревностно.

Сэр С. Пардон Кларк

 

АЗИЯ

 

 

Персия – Индия

В 1808 году посол шаха в Париже принц Персии Аскер-хан был допущен в члены Братства этого города. Похожий опыт испытал мирза Абдул Хасан-хан, также… Первая постоянная ложа в Индии, которая носила более или менее… Соперничество между двумя Великими английскими Ложами отразилось в индийских ложах, однако Братство Мадраса в 1813…

ВЕСТ-ИНДСКИЕ ОСТРОВА

Ложи, созданные по европейским предписаниям, существуют на Цейлоне, на Суматре, Яве, Сулавеси и Борнео. На Филиппинах, в Маниле, существовали,… На островах практиковалась система искаженного масонства, были ячейки общества…  

ДАЛЬНИЙ ВОСТОК

Образованные Великобританией или Ирландией ложи продолжали существовать в прибрежных поселениях, Сиаме (совр. Таиланд. – Ред. ), Китае и Японии, а… Более того, в Китае существовало то, что многие исследователи рассматривают… Первое из тайных обществ Китая по времени, положению и значению именуется «Триада» от местного названия сань-го-ви,…

МАЛАЯ АЗИЯ

Доминировавший среди малоазиатских арабов закон о пришельцах (Дахил) стал темой интересного очерка С. Клейна, который ищет его объяснение в… Обряды более или менее родственные франкмасонским встречаются не только у… Обо всех этих сектах я рассказал в главе, открывающей эту «Историю»; тем же читателям, которые хотят получить более…

АФРИКА

 

На севере Черного континента в Александрии находим Великий Восток Египта, в котором состояло примерно 100 членов, и Великую Национальную Ложу в Каире с последователями, группировавшимися в 68 лож. Несколько европейских масонских органов, включая английские, шотландские, итальянские и французские, также представлены в долине Нила. В Англии находилась Провинциальная Великая Ложа Египта и Судана с 14 ложами.

В Алжире и Марокко масонство якобы подпало исключительно под французскую сферу влияния, так, в Тунисе благодаря этому, хотя ее регентство считалось независимым, Великую Ложу учредили в 1881 году.

На западном побережье Африки находилось несколько лож под управлением Англии и одна – Ирландии. Другие существовали в Сенегале, на Азорских островах и острове Святой Елены, придерживаясь французских, португальских и английских предписаний соответственно.

В негритянской республике Либерии отмечается Великая Ложа, учрежденная в 1867 году вместе с 8 дочерними ложами и 250 членами.

Сошлемся на примечательный очерк «Тайные судебные общества Западной Африки», написанный мистером X. Марриотом, в котором эти ассоциации называются религиозными, мистическими, политическими и юридическими. «Науке жизни и смерти», или, если использовать другое выражение, «поклонению смерти», обучались в высших и даже в стоящих ниже обществах.

В большинстве ассоциаций существовала система степеней, или шагов. Объяснение их влияния связано с тем, что они наследовали тайные судебные ассоциации. Именно поэтому происходило следующее: «В Египте существовало общество, называвшееся „Сирия“, от арабского слова, обозначающего „тайный“ или „магический“. Его разновидности встречаются во многих частях Судана и Сенегамбии. Оно предназначалось для изучения оккультизма, было привнесено в Африку арабами. Сохранило некоторые из древних каббалистических таинств евреев на арабском языке, равно как и науку астрологию. Позволяет понять ритуалы, церемонии и прочее в африканской религии, действия африканских тайных обществ».

 

ЮЖНАЯ АФРИКА

Первая в длинной цепочке голландских лож была учреждена в Кейптауне в 1772 году. После окончательного устройства Капского поселения и передачи его… В 1920 году в Капской колонии, Натале, Трансваале, колонии Оранжевой реки,… На южноафриканских островах существовали французская ложа Воссоединения (или Бурбонская) и мадагаскарская.…

ВЕСТ-ИНДИЯ

На большой группе островов, расположенных к востоку от Центральной и к северу от Южной Америки, находятся 45 британских лож и одна ирландская. Среди… Великая Ложа Кубы была учреждена в начале XVIII века, после переменчивой… В Пуэрто-Рико, на другом острове, который формально относился к испанской Вест-Индии, Великую Ложу основали в Маягуэсе…

ЦЕНТРАЛЬНАЯ И ЮЖНАЯ АМЕРИКА

Уже говорилось о том, что в 1804 году граф де Трасс ввел во Франции новую систему, или Ритуал тридцати трех степеней, под названием «Древний и… Высшие Советы и Независимые Великие Инспекторы-генералы 33-х каждый сам по… Великий Восток считался французским изобретением, но его приняли другие романские страны. Теоретически Великий Восток…

Глава X

 

Тема настолько объемна, что остается только зажечь спичку и, как говаривал Бэкон, поднести ее к свече, которую держит каждый человек.

Чарльз Бак

 

Итак, ваше терпение даже более

требовательное,

Новая радость ожидает Вас!

Но наша пьеса заканчивается.

Перикл. Царь Тира

 

СОЕДИНЕННЫЕ ШТАТЫ АМЕРИКИ

Три старейшие североамериканские ложи – святого Иоанна в Бостоне, в Массачусетсе; Соломона в Саванне, в штате Джорджия и тоже Соломона в Чарльстоне,… Однако формально существовала более старая ложа в Филадельфии, протоколы… Все свидетельства указывают на то, что она была независимой, не платившей взносы, проводившей независимый курс и не…

КАНАДА И ОСТРОВ НЬЮФАУНДЛЕНД

История масонства в Канаде начинается с 1738 года, когда была учреждена первая масонская ложа. Полномочия Ложи Аннаполис Ройял в Новой Шотландии… Свою инициацию Филлипс прошел в «первой ложе Бостона», когда в 1737 году… Великая Ложа была образована меньшими ложами в 1866 году, но вскоре после этого слилась с существовавшей Великой Ложей…

ОКЕАНИЯ

Основная группа островов, находящихся внутри границ современного (на начало XX века. – Примеч. ред. ) деления, именуется географами Австралией, и… В первом случае строгое соблюдение дисциплины проторило дорожку для постоянных…

Приложение

 

ГЕРБОВАЯ ГРАМОТА ОБЪЕДИНЕННОЙ ВЕЛИКОЙ ЛОЖИ АНГЛИИ

С разрешения общего отдела Геральдической палаты мы впервые публикуем статью из «Сборника указов и гербов».   Присутствующие здесь: сэр Генри Фарнем Барк, Рыцарь-командор Ордена Королевы Виктории, кавалер Достопочтенного Ордена…

– Конец работы –

Используемые теги: краткая, История, масонства0.058

Если Вам нужно дополнительный материал на эту тему, или Вы не нашли то, что искали, рекомендуем воспользоваться поиском по нашей базе работ: Краткая история масонства

Что будем делать с полученным материалом:

Если этот материал оказался полезным для Вас, Вы можете сохранить его на свою страничку в социальных сетях:

Еще рефераты, курсовые, дипломные работы на эту тему:

Социология. Краткий курс Социология. Краткий курс. : ООО Питер Пресс ; Санкт-Петербург; 2007 Социология. Краткий курс Предмет и история социологии Борис Акимович Исаев
Социология Краткий курс... RU http www litru ru bd b Социология Краткий курс ООО Питер Пресс Санкт Петербург...

Лекция 1. ВВЕДЕНИЕ. ПРЕДМЕТ ГИДРАВЛИКИ И КРАТКАЯ ИСТОРИЯ ЕЕ РАЗВИТИЯ 1.1. Краткая история развития гидравлики
Лекция ВВЕДЕНИЕ ПРЕДМЕТ ГИДРАВЛИКИ И КРАТКАЯ ИСТОРИЯ ЕЕ РАЗВИТИЯ... Лекция ОСНОВЫ ГИДРОСТАТИКИ Гидростатическое давление Основное уравнение гидростатики Давление...

Лекции по дисциплине История Отечественная история, История России
Составитель к и н доцент УШКАЛОВ В А г Составитель лекций к ф н доцент Топчий И В... Лекция Введение Теоретические проблемы истории...

Краткая история СПО «Альтернатива». История студенческих отрядов Свердловской области. Компетенция и должностные обязанности вожатого
На сайте allrefs.net читайте: Личность вожатого...

История Всесоюзной Коммунистической Партии Большевиков: Краткий курс
Этот учебникбазируется на марксистских и ленинских теориях, классовом подходе.Краткийкурс создавался и как орудие пропаганды - как сказано во… Неодна страница книги посвящена разгрому все новых и новых врагов… Впоследней XII главе, охватывающей период с1935 по 1937 г. целая отдельная глава называется Ликвидация…

ИСТОРИЯ ОТЕЧЕСТВЕННАЯ ИСТОРИЯ IX – XXI вв
Государственное образовательное учреждение...

История масонства: попытка демифилогизации
Особенно в последнее время к этому вопросу возрос общественный интерес. Это объясняется тем фактом, что масонство как тайная организация,… Так например, по свидетельству Н. Берберовой с 30-х годов в Советском Союзе на протяжении полувека практически не…

История природы и история человечества
Пр Фролова С.М М. 1989г. 2. Философия. Курс лекций. Учебное пособие.Пр Бычко К. 1993г. 3. Философские проблемы взаимодействия общества и природы.… Природа - это прежде всего универсум, который охватывает все сущее, в том… У античных философов, как мы знаем, понятием космоса по существу охватывалась вся доступная человеческому понятию…

МЫ И ОНИ. Краткий курс выживания в России Мы и Они. Краткий курс выживания в России
Мы и Они Краткий курс выживания в России... Владимир Соловьев...

Краткая история времени
Краткая история времени...

0.037
Хотите получать на электронную почту самые свежие новости?
Education Insider Sample
Подпишитесь на Нашу рассылку
Наша политика приватности обеспечивает 100% безопасность и анонимность Ваших E-Mail
Реклама
Соответствующий теме материал
  • Похожее
  • По категориям
  • По работам