Для жихандаров (завоевателей мира) и жихан (мир) тесен

Это ужасное событие произошло в 513 г. д.н.э. Персидский (ныне Иран) жихангир Дарий I (Дары I), унаследовавший царство после жихангира Кира (Гюриша), поставил перед собой цель завоевать обширное пространство от стран Ср. Азии, Балкана, в том числе греков Черного моря до Уральских гор – страны Самрау, богатой золотом. Стремился стать властелином Земли. Его многочисленная армия начала наступление с разных направлений: одна её часть пошла в наступление с города Суз, граничащего с Ираном и Ираком, другая – со стороны Турции, третье – через Керченский пролив пройдя к Крыму, через его восточный берег попали на дорогу Кюн-Уфу/Канифу, простирающуюся с Урала (Аркаима) до Египта; местом скопления служило устье реки Терек. Сухопутные войска прошли по Кюн-Уфу до Астрахани, а морской флот двинулся морем. Последний, по свидетельству Геродота (IV, 89), пройдя по два дня по Иделю против течения, около устья р.Ахтуба, что неподалеку от нынешней железнодорожной станции Харабалы ’местность с развалинами‘, приступил к строительству моста через р.Идель по выстроенным лодкам. Согласно тому же Геродоту, дойдя до истоков р.Терек, Дарий разбил лагерь.

90. По словам окрестных жителей, Теар (р. Терек, — З.С.) наиболее замечательная река: наряду с другими целебными свойствами вода ее исцеляет чесотку у людей и коней. У этой реки 38 источников: одни — горячие, другие — холодные...

Совершенно верно. Ведь около этих источников сегодня расположились такие курорты, как Минеральные воды, Кисловодск, Железноводск, Ессентуки, Нальчик. И до сих пор отдыхающим рассказывают истории об исцелении водами этих источников лошадей времен Дария. Видимо, сильные мира сего – жихангиры да жихандары, искупавшись в целебных теплых, как парное молоко, водах источника, отдыхая в своих шелковых шатрах, думали думы о своем прошлом и будущем. Да, Дарий I был выходцем из племени Усярган, обосновавшейся на берегу Персидского моря. Также, как и его предшественник. После завоевания полвселенной – Жихан, его прозвали (а его внука Дари – Жихан-Дар), оттуда и произошли слова жихангир и жихандар – властелин Вселенной. Гюрюш (Кир) сложил голову во время захватнической войны, стремясь привязать к себе воспетую в песнях страны Самрау богатой Прародины. Погиб от меча бабы-царицы усярганских близнецов башкир-массагетов Томирис (Дым-ырыс)… Это было время войны за трон и усиления семи башкирских родов в Персии после Жихан-Гюрюша – Кира (Гюрюш это «рис»). Вот в эту самую пору сын Кусты-асабы, будущий Дарий I сумел в нужный момент опереться на сильных абызов (на просвещенных, продвинутых людей) этих башкирских племен, что и помогло ему взойти на трон Персии. Основой трона стало имя (исеме) – семи родов, а сущность (есеме) – пяти-семи родов. Сев на трон, он принял священное отцовское (фаллическое) назание Усярган (Дора, Тора -- фаллос), оно же название священного зерна (Дары, Тары -- просо), олицетворяющее божье имя. Да, теперь сын Кусты-асабы стал носить имя божественного Дария I. Так как он сумел больше, чем Кир завоевать и подчинить себе ханства, царства близлежащих государств и стран, то теперь он был удостоен степени царя-завоевателя жихандара. В свое время как и его деду Киру, та же Прародина Самрау не дает ему покоя: вместо того, чтобы поклониться ему, Дарию, и признать себя младшим братом персов, он, Самрау, считает Персию своим правнуком-буляром (Буляр название одного из племен западных башкир) и смотрит на неё с высока. Ведь вместо того, чтобы ежегодно снабжать Персию караванами золота, которым богат Урал, они (башкиры), якобы, в ответ на письма Дария, написанных им на псиной шкуре, пишут срамные ответы: мол, «ты, ничтожество, ты не забывай, что ты из усярганских буляров; одеваешь чужое, ешь с чужого стола, чужые обычаи чтишь. Сменил священную Бурэ-Эсэ на Персию и Башкира произносишь как Башжарт. Будешь держать ответ перед мощами святых предков, перед Прародиной!». Буду держать, как же! Именно на этот раз персидский меч сломит меч Урала. Он не последует примеру Кира и не последует на Аксыу, а со своим невиданным доселе всему миру 700 тыс. войском нагрянет со стороны кавказских гор, откуда его не ждут и внезапно ворвется в эти страны; не пощадит ни одну душу, ни тело! Вот и боль в суставах прекратилась – сам Великий Всевышний послал ему эти целебные воды и предсказывает удачу.

91. Дарий прибыл к этой реке и остановился станом на берегу. Обрадовавшись реке, царь повелел и там воздвигнуть столп с надписью, гласившей: «Источники Теара дают наилучшую и прекраснейшую воду из всех рек. К ним прибыл походом на скифов наилучший и самый доблестный из всех людей — Дарий, сын Гистаспа, царь персов и всего азиатского материка». Эту надпись царь повелел вырезать на столпе.

92. Отсюда Дарий двинулся дальше и достиг другой реки под названием Артеск, пишет Геродот.

Если взглянуть на значение Артеск/Артыш-ак (дословно: вода, вышедшая из берегов, лишняя вода, то это, видимо, нынешняя река Кумэ (дословно: вышедшая из берегов и залившая). «Придя к этой реке, он сделал следующее. Он приказал своему войску: каждый проходящий мимо воин должен положить на указанное место по одному камню. После завершения войсками этого приказа, там образовался холм…»

97. ...Между тем Дарий с сухопутным войском подошел к Истру (Иделю. – З.С.). После перехода всех воинов на другой берег он повелел ионянам вместе с экипажами кораблей уничтожить мост и следовать за ним по суше. Выполняя повеление царя, ионяне уже собирались разрушить мост. Тут Кой, сын Эрксандра, стратег митиленцев, осведомившись сперва у царя, угодно ли ему выслушать совет человека, желающего его дать, сказал следующее: «Царь! Ты ведь собираешься в поход на страну, где нет ни вспаханного поля, ни населенного города. Так прикажи оставить этот мост на месте и охрану его поручи самим строителям. Если все будет хорошо и мы найдем скифов, то у нас есть возможность отступления. Если же мы их не найдем, то по крайней мере хоть обратный путь нам обеспечен. Меня вовсе не страшит, что скифы одолеют нас в бою, но я боюсь только, что мы их не найдем и погибнем во время блужданий. Скажут, пожалуй, что я говорю это ради себя, именно оттого, что желаю остаться здесь. Напротив, я сам, конечно, пойду с тобой и не желал бы оставаться». Дарий весьма милостиво принял этот совет и ответил Кою так: «Друг мой, лесбосец, когда я благополучно возвращусь на родину, пожалуйста, явись ко мне, чтобы я мог вознаградить тебя за добрый совет благодеяниями».

98. После этих слов Дарий завязал на ремне 60 узлов. Затем он вызвал ионийских тиранов на совещание и сказал им следующее: «Ионяне, прежнее мое приказание о мосте я отменяю. Возьмите этот ремень и поступайте так: как только увидите, что я выступил против скифов, начиная с этого времени развязывайте каждый день по одному узлу. Если я за это время не возвращусь, а дни, указанные узлами, истекут, то плывите на родину. Пока же, так как я переменил свое решение, стерегите мост и всячески старайтесь его сохранить и уберечь. Этим вы окажете мне великую услугу». Так сказал Дарий и поспешил с войском дальше.

Сказав так, он отправился в путь. Этот перс возжелал растоптать Прародину Самрау, богатый золотом Урал.