Часть I. ПАМЯТЬ

 

 

КОРЕНЬ ИСТОРИИ – «ПОД ЯЗЫКОМ»

 

 

Колесо мироздания или молитвенник, превратившийся в пословицу.

 

Некоторые из прытких моих коллег наловчились философствовать от имени народа на тему о том, что “копания в истории”, исследовании о происхождении и жизни давно ушедших предков надоело уже простым читателям, они мол на уровне своих «кухонных философствований» предпочитают самое простое чтиво – стандартный «женский детектив» или бесхитростную беллитристику. И при том добавляют: для народных масс актуальна теперь не история, а проблемы их каждодневнай сермяжной жизни, ведь на их глазах родной Башкортостан дошел уже до крайней черты – даже формальная автономия, дозволенная в 1919 году деспотами-большевиками, при власти теперешних демократов сужается как бальзаковская шагреневая кожа, угрожая отнять из-под ног башкира пяди родной земли, хишнически расхищаемой разными «новорусскими» пришельцами. При таком положении мол нам нужна не история, а нужны справедливые законы и смелые государственные мужи, оберегающие нас! А также нужны писатели, отображающие не прадедовское прошлое, а самую нашу современность!.. – Вот такая тенденция среди наших тупейных политологов и писак, а направлена она прежде всего, конечно, против «неудобных», подобных автору этой книги...

Возможно они, певцы деяний современных власть имущих, лауреаты разных государственных премий и носители высоких званий и степеней и правы, ибо, как сказал классик, воспевание сегодняшних “высоких достижений” сильно поощряется самим государством и правящей партией разными наградами да льготами, в то же время авторам иных мышлений маячит совсем противоположное. Поэтому даже среди дипломированных ученых процветают и поощряются откровенные нигилисты и проходимцы в роде некоему уфимскому доктору исторических наук, в полном серьезе утверждающему, что путешествие Ибн-Фадлана в 922 году через башкирские земли и встречи его с башкирами “является литературной фикцией” (В.А. Иванов. У подножия Рифейских гор. Уфа – 1982), а его тоже дипломированные башкирские коллеги, поощренные этим великим «открытием ученого старшего брата», в своих научных открытиях пошли гораздо дальше: признанный этнограф Р.Г. Кузеев в 1987 году собрал в Уфе своих коллег с разных сторон на научный семинар, где был восхвален (лишь я один выступил с критикой) его тезис об образовании башкирской нации буквально перед нашими глазами – в 40-ых годах 20-го века... Немного позже в середине 90-х годов наш толстый журнал “Агидель” тоже обрадовал своих читателей таким же дерзновенным открытием историка младшего поколения – любимого ученика доктора исторических наук (будущего нашего академика) Н.А. Мажитова о том, что всемирно известный мифо-эпический герой Урал-батыр являлся реальным человеком совсем недавнего 16-го века (времена завоевания Иваном Грозным Казани и добровольного присоединеня Башкортостана Русскому государству), а до этого (то бишь до 13-го века) народ Южного Урала был совсем небашкирским. Из этого следовало, что строителями и обитателями всемирно известного городища Аркаим были тоже небашкиры, все это подкрелялось постулатом, изобретенным названным его наставником; после чего автор настоящих строк выступил опять с резкой критикой. Последствия не заставили долго ждать: Н.А. Мажитов дал категоричный совет редакции “впред не печатать таких выступлений Зигата Султанова” (“Агидель” 1999/2, стр. 149). Все это шло в унисон с оголтелыми выступлениями в печати таких отпетых антибашкиристов, как А. Константинов, считающий только себе подобных аборигенами Урала, а башкир – никчемными пришельцами, подлежащими стереть с лица земли (газета “Отечество” от 1993 г. №22); писатель А. Солженицин, ополчившийся против суверинитета ненавистных ему тюркских республик – Башкортостана, Якутстана, Татарстана, а также политикан В. Жириновский, откровенно призвавший россиян выселить ненавистные ему татар и башкир «в Монголию, где сифилис и туберкулез»...

Хочу напомнить читателям: перевод настоящей книги осуществляется спустя 8 лет, в 2010 году, но названный ученый муж Н.А. Мажитов не изменял своему нигилистическому утверждению по отношению к истории башкир. Например, по случаю III Всемирного курултая башкир в 2010 году Башкирским книжным издательством «Китап» была переиздана и вручена как подарок делегатам его книга (в соавторстве с А.Н. Султановой) «История Башкортостана. Древность. Средневековье», где его известный постулат о мифических среднеазиатских строителях Аркаима (стр. 44) оставлен без изменения:

«Имеющиеся сейчас отдельные факты, -- утверждают они, -- позволяют предположить, что некоторым толчком к началу строительства городищ-крепостей типа Аркаим мог быть приход на Южный Урал какой-то многочисленной группы населения с территории Средней Азии. Археологический след ее четко фиксируется в широком применении в строительном деле саманного кирпича, что вообще несвойственно местным племенам, но является традиционным для народов Средней Азии с УП-У1 тысяче летий до н. э. Нельзя упускать из виду и тот факт, что города-крепости с круглой планировкой также являются характерным элементом древней среднеазиатской культуры. В то время на территории Средней Азии начала зарождаться своеобразная религия зороастризм во главе с богом Ахура Мазда, которая с начала железного века утвердилась как официальная религия здешних государств. Вместе с мигрантами из районов Средней Азии, возможно, на Южном Урале тогда могли распространяться основные идеи зороастрийской религии».

Пишется вопреки общеизвестным фактам: ведь маг Сураштора/Заратуштра родился, жил и творил именно на нашей земле – на террритории между Волгой и Уралом, а точнее, “в азиатских степях к востоку от Волги” (Мэри Бойс. Зороастрийцы. Верования и обычаи. М., 1987, стр. 3).

Причину такого противоестественного положения в российской науке раскрывает выдающийся (неофициальный) историк современности Иршат Бикбулатович Янбердин: “В книге А.А. Захарова и Т.Г. Захаровой«Как написать и защитить диссертацию»Санкт-Петербург. ООО «Питер Принт». 2004год вразделе «Мнемотехника в изучении истории»буквально написано следующее: