Знание хронологии очень важно для понимания истории.

Но опыт показывает, что люди... боятся дат. Как упорядочить множество из десятков княжеских имен династии Рюриковичей?

Эта выдержка из их книги, -- пишет он, -- очень важна для восприятия главной мысли лежащей перед тобой книги «Иршаднамэ», так как моя книга написана вопреки «научным» требованиям ГОСТа 2.105-95. По приведенной выше выдержки из книги названных авторов Вы видите, что для защиты научнойдиссертации Вам необходимо досконально знать «Историю государства Российского» и «Историю русской философии». И, таким образом, если Ваши мысли текут только в пределах этих требований,тогда и только тогда они могут быть «научными».

Не правда ли, как похожи эти требования на условия защиты диссертаций в Российской империи. В Российской империи одним из основных требований претендентам на научные звания было знание ими «русской православной теологии», Чтоб меня не обвиняли в голословии, я привожу здесь выдержку из книги «Очерки по истории математики» (Минск «Высшая школа» 1979), написанного Болгарским Б.В. и посвященную биографии Михаила Васильевича Остроградского.

...Остроградский ввиду выдающихся успехов, проявленных им в математических науках, был представлен к утверждению за ним ученой степени кандидата математических наук... Профессор философии... Дудрович ... опротестовал представление Остроградского Советом университета и приложил к протоколу заседания Совета свое особое мнение. В котором возражал против производства Остроградского в кандидаты наук, приводя в качестве одного из мотивов то, что «Остроградский не слушал богопознания и христианского учения». Попечитель Харьковского учебного округа Карцев и министр Голицын главное внимание обратили на особое мнение Дудровича. Не считаясь с постановлением Совета университета, министр не только запретил представлять Остроградского к ученой степени, но далее предписал задержать его университетский аттестат впредь до пересдачи заново всех экзаменов.

Теперь, Вы поняли, наверное, почему именно башкирские ученые мыслители 18-19 веков, в частности З.Расулев, Р.Фахретдинов, М.Уметбаев, М.Бурангулов, З.Валидов и многие другие не имели официальных Российских научных званий. Они, будучи представителями башкирского народа исповедующего исламскую религию, конечно, не могли даже, и думать о защите диссертаций в соответствии с требованиями Российской империи.

Нет, конечно, и среди башкир были титулованные научными званиями. Но кто помнит их труды, и какой вклад они внесли в развитие башкирского народа?

Между тем, труды и мысли 3. Расулева, Р.Фахретдинова, М.Бурангулова, З.Валидова, как труды и мысли действительно академического уровня, до сих пор служат неиссякаемыми научными источниками, откуда черпаются все новые и новые научные сведения. И у меня тоже нет, какого бы то не было желания защищать диссертацию в соответствии с требованиями ГОСТа 2.105-95. Поэтому и оформляю свою работу в виде «Иршаднамэ», в полном соответствии с требованиями восточной мысли, так как считаю, что требования этого ГОСТа зацикливают мысль исследователя в «величестве, могуществе и исключительности» русского народа и православия” (И.Б. Зианбердин. ИРШАДНАМЭ – история Башкортостана в 12 томах с 30 века до нашей эры по 1755 год нашей эры том I. Исянгулово – 2010, стр. 4-6).

Но я твердо убежден: никому не удастся вырвать наших глубоких корней из башкирской земли! Урал – вечно был, есть и остается прародиной башкир, здесь вечно обитают не только наши тела, но и вечный дух, башкирский дух, заложенный на вечные времена в нашу главную молитву-пословицу: “Донъя – Ҡуласа, бер әйләнә, бер баҫа” (Мироздание – Колесо, который раз -- крутится, другой раз давит [недругов]), философия эта выражена наглядно на нашем национальном символе Асаба-Астак – Свастика, которая, как и земля наша, дана нам на вечные времена Самим Всевышним Господом Имиром и не надо путать нашу святыню с нагло присвоенным и оскверненным гитлеровскими фашистами знаком! Свастика – это есть символ вечного движения по орбите священных светильников наших Солнца (Кюнь) и Луны (Ай), вечное движение всего Мироздания; учение это зашифровано нашими мудрыми предками в названной молитве-пословице, где после открытого текста “Мироздание – Колесо” следует шифрограмма: если учесть, что “бер” это Ер (Земля), тогда “бер әйләнә” значит Ер-Ай, Ал-Ана (Земля-Луна, Солнце-Небо); следующее выражение “бер баҫа” есть Ер-Аба-Аса (Земля-Воздух-Вода). Значит, всеми этими жизненноважными благами на вечные времена наделил нас Сам Господь Всевышний Имир, и никто не в праве отнимать их от нас, от башкир. Вот так понимаем и живем мы, башкиры, поэтому никто никогда нас не сможет силой отторгнуть от родной земли, и впред мы останемся такими.

 

 

И все же почему мы становимся манкуртами?

 

Грубо говоря, в своем духовном развитии как “һомо сапиенс” мы находимся в стадии цивилизованной дикости, для преодоления которой многим из нас, как мне кажется, требуется ликбез (ликвидация неграмотности) по предмету истории. Но не такой, какой проводили большевики, ликвидируя у многих букварьную неграмотность (спасибо им за это), но одновременно превращая их в отпетых манкуртов, не ведающих родства дальше одного поколения. Поэтому многие из “мелких народов и народностей” искренно верили, что только Великая Октябрьская революция 1917 года дала им, от природы слепым и безмозглым, все, начиная с письменности и кончая историческим сознанием, хотя мы, башкиры, имели свою клинописьную письменность по крайней мере уже шесть тысяч лет тому назад (башкирско-шумерский эпос “Гильгамеш” и другие изложенные на шумерских глинянных книгах), проторуническую и “протолатинскую” -- в I тысячелетии до н.э. (памятники асылыкульские, иссыкские, из города Сарда и этрусков), поздноруническую – в эпоху раннесредневековья (памятники из Орхона – Селенги, а также из центральных, южных районов Республики Башкортостан) – все они написаны на понятном для современных башкир языке. Подумать только: разве великий башкирский поэт Кулгали, написавший еще в начале XIII века свой знаменитый дастан “Кисса-и Юсуф”, разве был он бесписьменным?! Или когорта выдающихся башкирских поэтов, военначальников и мыслителей мамлюкского Египта Насретдин аль-Насири аль-Башҡурди, Санжар аль-Руҡны аль-Башҡурди, Алаитдин Башҡурд аль-Насири, Ғилметдин аль-Башҡурди, Сарын аль-дин аль-Башҡурди, Ҡыратай Хазинадар Ғилметдин аль-Башҡурди, Ғилметдин Санжар аль-Башҡурди, Ғилметдин Башҡурд аль-Насири, великий правитель и полководец Бейбарс аль-Буржани разве тоже были бесписьменными?! Или совсем близкие к нашей эпохе башкирские знаменитости как Салават Юлаев, Тажетдин Ялсыгол аль-Башкорди, Гали Сокори, Мифтахетдин Акмулла, Мухаметсалям Умутбаев, Ризаитдин Фахретдинов, Ахматзаки Валиди Туган, Шаихзада Бабич свои замечательные произведения тоже не писали, а проговорили в воздух?!. Если верить большевикам, может быть, может быть... Ведь мы были убеждены и в том, что у башкир не была своей истории глубже чем до 1917 года, и многие из нас не имели понятия о капитальном трехтомном своде истории народов евразийского континента, составленный в 1680 году башкирским великим ученым Саидом (религиозной главой) Ягафаром Садировым, выдающимся полководцем башкирской освободительной войны 1680-84 годов против захватнической политики русского самодержавия. Запрещалось даже, как нежелательное напоминание о башкирской истории, воспевание башкирской воинсой отваги, проявленные в Отечественных войнах 1812-14 и 1941-45 годов, по-видимому для того, чтобы вышибить дух воинственности у башкир. У нас также “никогда не было своих композиторов” вопреки тому, что чарующие душу башкирские мелодии “оҙон көй” не прерываясь через веков дошли до нас и продолжают волновать нас; “не было театра”, не смотря на удивительные свидетельства говорящие об обратном -- осколки из былых массовых представлений, сохранившиеся в таких народных песнях, как, например, “Ерәнҡашҡа атҡайым”.

Самое главное – сделать башкир ущербными -- укоренить в их сознании чувство уподобления себя с жалким перекати-поле, не имеющий корня и по воле ветров бесцельно бродячий по степи (именно таким воспел башкир популярный в красной империи народный поэт Башкирской АССР М. Карим), помогало это нашим недругам подложить под народ “научную” концепцию отрицания его автохтонности с одновременным утверждением мигрантности башкир на Урале; цель ясна: нет опоры-земли – нет башкира, аборигена-хозяина богатейшего ресурсами Урала!

Для манкуртизации башкира и отчуждения его из его прародины Урала велась и ведется скрытая, тонко обдуманная идеологическая война со стороны враждебных ему сил. Как известно, в 1920 году при изобретении Татарской АССР Лениным был выкроен большой кусок исконно башкирской территории (Мензеленский уезд), где тогда по последней переписи проживало двести тысяч башкир. Поразительный факт: после пяти лет просуществования новообразованной республики там из этих двухсот тысячи не остался ни один башкир – поголовно все были переписаны в татары. То же было проделано с башкирским населением бывшей Вятской губернии. Тенденция эта теперь усилиями апологетов татаризации перенесена на территорию самой Республики Башкортостан в его западные районы с населением природных башкир говорящих на северо-западном диалекте башкирского языка. Сверхамбициозные казанские пантатаристы, преисполненные желанием возвеличить свое происхождение и проглотить других любым путем и широко используя для этого исторические источники с наличием названия “татар” (после нашествия на Европу так называемых татаро-монголов все тюркские народы без исключения были заклеймены таким названием), составили и издали свод древних текстов под названием “Из глубины столетий”, тщательно отбирая источников содержащие именно такие названия, проявляя при этом великое старание притуманить всякие сведения о башкирах. Приведу нескольких примеров. Как известно, с древнейших времен Византия поддерживала дружественные отношения со своим грозным северным соседом “пачинакитами”-башкирами; например, в августе 568 года императором Юстином II было отправлено представительное посольство, которое было принято с почетом в летней резиденции Истеми-кагана около горы Тора-тау (Эрнст Добельхофер. Знаки и чудеса. М.,1963, стр. 334-338), который находится в современном Ишимбаевском районе Республики Башкортостан. Через четыреста лет в сочинении императора Константина VII Порфирородного или Багрянородного (908-959) о “северных скифах” (948-952) почти весь опус был посвящен также подробному описанию истории “пачинакитов”, то есть речь шла о башкирах, которые “место обитания имели на реке Атил, а также на реке Геих, будучи соседями и хазар, и так называемых узов”. Нетрудно понять, что здесь Атил – нижнее течение Агидели (Белой) Идель, а Геих – Яик (река Урал), а “так называемые узы” – предки современных усярганцев-башкир, которые, как следует из данного сочинения, имели место проживания тогда западнее реки Идель, которые представляли из себя родоначальников не только современных усярганцев-башкир, но и русских (от них идет тюркский этноним урус<рус). Как пишет Парфирородный, “Однако 50 лет назад упомянутые узы, вступив в соглашение с хазарами и пойдя войною на пачинакитов, одолели их и изгнали из собственной их страны, и владеют ею вплоть до нынешних времен так называемые узы. Пачинакиты же, обратясь в бегство, бродили, выискивая место для своего поселения. Достигнув земли, которой они обладают ныне, обнаружив на ней турок (болгаров. – З.С.), победив их в войне и вытеснив, они изгнали их, поселились здесь и владеют этой страной” На так называемом карте Махмуда Кашгари эти башкиры помещены на землях между Доном и Днепром в соседстве с русами. Отвоеванная узами-усярганцами от пачинакитов-башкир территория современной Республики Башкортостан на той карте обозначена как Кобстан (на жревнебашкирском языке “коб” это волчица-собака) – “страна людей поклоняющихся Волчице-Собаке”; усярганцы действительно поклонялись-Волчице-Собаке – мифической молочной матери их мифической родоначальницы Шульган, поэтому монголы и вслед за ними и другие соседние народы называли их ногай (собака). В приводимом источнике есть интересные сведения, показывающие однородности пачиникитов-башкир и узов-усярганцев и дающие основания к предположению причины закрепления за этими родственными племенами единого объединительного этнонима башҡорт/башкир, вот они: “Да будет известно, что в то время, когда пачинакиты были изгнаны из своей страны, некоторые из них по собственному желанию и решению остались на месте, живут вместе с так называемыми узами и поныне находятся среди них, имея следующие особые признаки (чтобы отличится от тех и чтобы показать, кем они были и как случилось, что они отторгнуты от своих): одеяние свое они укоротили до колен, а рукава обрезали от самых плеч, стремясь этим как бы показать, что они отрезаны от своих и от соплеменников”. Как говорится, нет худа без добра: на территории упомянутого Кобстана (современного Башкортостана) произошло историческое объединение разобщенных ранее племен двух фратрий первоначально-единого усярганоканлинско-бажанакобашкирского рода с принятием общего для всех этнонима башҡорт/башкир. А интересные изменения в костюме пачинакитов-башкортов под названием “кәзәки” (казакин) сохранены до сих пор: “Кәзәки (казакин) был много короче, всегда выше колен и уже бешмета; шился он также в талию и на подкладке; рукава его были короткие, едва доходили до локтя” (С.И. Руденко. Башкиры, историко-этнографические очерки. М.-Л., 1955, стр. 163, 166, рис. 128). Одеяние это в ношении современных башкир выглядит вот так (из книги:С.Н. Шитова. Башкирская народная одежда. Уфа “Китап” 1995, стр. 235), рис.2:

Древнее название одежды ҡаза-көн/казакин (где в переводе “ҡаза” – бедствие, “көн” – день) является народным памятником того бедственного дня пачинакитов-башкир, о котором сообщил Парфирородный, когда башкиры-воины вынуждены были укоротить свою верхнюю одежду.

Я не поверю, если ученые мужи, составившие названный свод, скажут, что они не знали или не догадывались о всем этом, касающимся башкирам, но все же догадались же они в сугубо своих интересах “объяснить” этноним “пачакит” откровенно тенденциозным примечанием: здесь “речь идет о печенегах” (неискушенный читатель непременно будет “усекать”, что речь идет не о башкирах). Но уже давно известно, что печенеги/бажанаки – материнское левое крыло фратрии, а башкорты/башкиры – ее отцовское правое крыло, по сути они все башкиры. В своде даны еще такие источники, как письмо Иокаганки-венгра (1320 г.) и знаменитые путевые записи Ибн-Фадлана-араба, оба текста изобилуют названиями как страна Баскардия, страна Башкырд, но составители постарались оставить их совсем без внимания. Там же читаем: “Карта мира приложенная к труду Махмуда Кашгари... На карте отмечены земли кипчаков, огузов, татар”, но наличие там “земли башкурдов” преднамеренно замалчивается (Из глубины столетий, 2-е издание. Казань, Татарское книжное издательство, 2004, страницы 70, 77, 88-89, 94-95, 157-160 и надпись к фото карты мира из труда М. Кашгари). Факты эти говорят о башкирофобии, ведь недаром говорится: чтобы покончить с любым народом прежде надо отнять его историю...

Еще вот что: не надо нам ожидать ничего хорошего (в смысле правды) также от официально дипломированных башкирских ученых – все они “вышли из шинели” московских, петербургских или казанских наставников-европоцентристов и пантатаристов, то бишь великодержавных шовинистов-колонизаторов и ни за что не могут они противоречить им и рисковать своими учеными степенями, полученными от них же. Поэтому они в след за ними “начальной датой” происхождения башкирского народа считают (смешно даже!) 922 год, ибо тогда устами араба-путешественника якобы “впервые” было произнесено слово башкурд/башкир, как будто до этого не было их на свете; в то же время “старший брат” из их среды пошел дальше, отрицая даже сущетвования когда-либо самого Ибн-Фадлана, при этом дипломированные коллеги этого нигилиста остались безучастными (молчание – знак согласия). Но все же приоритет в этой области остается за их аксакалом Р.Г. Кузеевым, внесшим фундаментальный вклад в историографию, раз и навсегда заклеймив башкир мигрантами, как перекати-поле “возникавшими” на великолепном иранском и угрофинском Урале “не раньше XI века” (значит, злосчастное растение может катиться прочь). И никто из его коллег не ломал голову думая в обратном направлении, не заикнулся о походах наших предков на все четыре стороны из их родины Урала, а происходит все это в то время когда человеку даже с неполным средним образованием кое-что известно о каких-то странных шумерах/самарах, оставивших свои загадочные следы на картах: на Приуралье (город Самара на национальном округе Ханты-Манси, река Самара – приток Идели/Волги), на Кавказе (река Самур), на Средней Азии (город Самарканд) и на арабском востоке (город Самарра). Почти каждый ученик средней школы знает о “северных народах”, завоевавших Древний Восток (Месопатамию, Египет), очень хорошо известен ему грозный царь Саргон, дошедший до самого Египта. Но полагаю мало кто даже из ученых задумался об этимологий древности как шумер/самар, фиргавен/фараон и Саргон, происходившие именно от башкир – почитателей их мифической молочной матери Волчицы/Собаки, а слова эти образовались, по-моему, следующим путем:

әсә-бүре (волчица/собака)>сабуре>самуре/самара>самар/шумер;

фиргавен>бурек-абан (волчица/собака)>Бүрек-Амон (Солнце-Амон – бог древних египтян);

Саргон>усаргон/усярган (в значении “царь усярганцев-башкир”, как и средневековые царские имена Ногай-хан, Урус-хан, Башкорт-хан).

На протяжении ряда поколений трон Древнего Египта занимали усярганские/осорконские (башкирские) фараоны:

III династия (2778-2723 гг. до н.э.): Хуни (бажанак-башкир);

V династия (2563-2423): Усеркаф (усярганец из Кафа – Кавказа);

XXII династия (950-730): Осоркон I, Осоркон II, Осоркон IV;

XXIII династия (817-730): Осоркон III (Э. Бикерман. Хронология древнего мира. М., 1975, стр. 176-178).

Нашим ученым-нигилистам остается только гадать: каким образом прикатилось это злосчастное перекати-поле под именем башкир на “хребет России Урал” (выражение журналиста Парфенова), и куда должно укатиться с глаз долой? Имеется, конечно, готовая и обкатанная многовековая дорога-теория наших “старших братьев”-колонизаторов: так-как всякая тюркская нечисть когда-то мол как саранча, как микробы навалилась на Урал, на благодатную страну благородных индо-иранцев, “из сифилисного, туберкулезного” (известное изречение “сына юриста” Жириновского) монгольского Алтая – туда (или куда угодно) им и обратная дорога! Но теория эта, хотя наши доморощенные “теоретики”, готовые всячески выслуживаться перед всемогущим сюзереном, стараются ее укреплять, она сгнила, обветшала, нитки рвутся по швам, требуется теперь что-то новое, но они не унимаются: “По итогам исследований Р.Г. Кузеева, -- пишет один из них, -- выясняется вот что: древние башкиры на Южный Урал переселились из Средней Азии” (Н.А. Мажитов. Тайны Древнего Урала. Уфа, 1973, стр. 145, 150), а ведь это равносильно приведенному выше великому открытию того небезизвестного Ходжы Насретдина!.. Наши ученые не способны мыслить нормально, ставят они все вниз головой: скажем, рас исторические следы таких предков башкир как катайцы и сиры, массагеты и тиссагеты, канлинцы и бурзяны, усярганцы и хунны-печенеги, сарды и этруски, булгары и бургары, бургундцы и баски, бурзяны-пруссаки и асабайи-шведы обнаруживаются в Китае, в Средней Азии, Иране и Индии, в Египте, Греции или на Западной Европе, то по этим неопровержимым уликам ими можно делать вывод о том, что первые башкиры первоначально происходили и жили именно в тех перечисленных краях, но только не на Урале, и вообще тюрки мигрировали на Урал не ранее XI века. Но хотелось бы узнать: куда девать тогда великого башкиро-тюркского кагана Баламбера (по-башкирски Балам-бүре – “сын волчицы”) правившего в 363-378 годах (по хронологию Саида Ягафара) именно на Урале и отправившимся на свой победоносный поход на Запад именно оттуда? Да, историки не называют его башкиром, а болгаром, но ведь этноним “болгар” стопроцентно произошел от “башкорт” (Н.А. Баскаков. Русские фамилии тюркского происхождения. М., 1979, стр. 249), поэтому для точности и на благо истории было бы целесообразно пользоваться теперь термином башкир-булгар. И так, с давних времен (еще до нашей эры) династия башкиро-булгарских ханов правила неизменно на исторических башкирских землях (по Саиду Ягафару в стране Идель) со ставкой между Иделем/Волгой и Яиком/Уралом; для убедительности приведу поучительный отрывок из Истории названного Саида Ягафара (III том):