Родословные мифов

Мы уже показали, что все было создано от Хаоса-Мрака или из двух половинок тела Имира. Древние в разные периоды своего развития представляли эти два начала (дуализм) в образах различных существ (диких зверей, также людей др.). А это зависело от самой сильной или впечатляющей живой души периода. К примеру, во времена гигантских удавов и черепах человек считал их своими предками, удавы затем перевоплотились в мифических образов дивов, оборотней. Остатки этих древнешумерских верований (7:39, 179, 187) в образах змей – драконов (аждаха) – оборотней сохранились и у башкир (52:316-317), наблюдаются и у некоторых народов Сибири, а также у китайцев, и японцев. В различных этнических группах папуасов Нов. Гвинеи, к примеру, мифический персонаж змея-мать – создатель элементов микромира (29:168). Ибн Фадлан также писал о поклонении змее некоторой части башкир (45:66). А в самой древности, когда динозавры вымерли, мужское начало олицетворяли мамонты: образы мамонтов, изображенных на стенах пещер Шульган-таш (24), а также в пещерах Юж. Франции и Сев. Испании как раз говорят об этом. Модель космогонии в мифологии индейцев – инков/инэков (Перу), напоминающие реки Инэк в Башкортостане, построена в знакомом для нас виде: Земля – Черная Лягушка – Ягуар; Небо – Белая Лягушка – Ягуар (44:46,рис.15). Как видно из предания, подобное парное содержание отражается на географических объектах Башкортостана: «С двух сторон оз. Кидягас возвышаются две возвышенности. На местах, похожих на гумно есть могилы. Издревле северную возвышенность называли Возвышенностью царя-Егета (Парня), а южную – Возвышенностью Царицы-Девы.Якобы, в этих местах они царствовали»(16:66). Направления также совпадают: согласно космогонии, север – мужская сторона, а юг – женская. Название куш (парное), основанное на значении мифического Куш-тау (гора около г. Стерлитамака), есть и в староегипетском хикаяте (сказе) «Двое родных» (34:62). В индейском мифе инков образ Куш-тау также занимает огромное место. На его масштабной картине мы видим Куш-тау, под которым протекает подземная река, по которой плывут Солнце и Луна, змею и человекоподобного карлика, сидящего на парнолестничном троне – хозяина горы (44:42, рис.10).

Известен прием изображения Земли в модели космогонии в образе Черепахи (IV тыс.летие до н.э.), он был обнаружен на ю.-з. Ирана. Там под небосводом четырехногая Черепаха символизирует всесильного бога земли – воды (дождя), а между ней и Небосводом с обеих сторон возвышается отделяющая сила клин-Шина – символ Тора-тау. До сих пор на Восточной Азии Черепаха одновременно символизирует и воду, и подземный мир (смерть, 7:144).

Мы уже говорили о том, что начала двух полов – Земли и Неба – будучи связанные с геологическим периодом, в различных этапах существования мифологии изображают различные образы живого мира (к примеру, Небо: Удав – Дов-Аждаха – Змей – Мамонт; Земля: Черепаха – Змей – Бизон-Корова-Олень). Эта цепь парных в мифологии через образы различных животных протягиваются на многие века и в какой-то момент, как известно, соединяются с человеческим звеном в цепи. Как видно из памятников, во времена господства Мамонта в сознании людей образ Черепахи теряет своего значения, её место занимает Бизон-корова, играющая огромную роль в экономике первобытного общества (у родственных чувашах до сих пор корову называют «инэк», «сивая инэк»). Это, видимо, связано со временем одомашивания коровы. Ясные признаки поклонения корове были обнаружены на западе Азии, в Европе, где в VIII-VII тыс.летия до н.э., стараясь придать усопшим схожий вид с предками-коровами, их хоронили без передних верхних зубов (7:34), не говоря уже об известном башкирском культе Кунгур-буги (15:47-49, 455-473). Бузан-батыр (Бизон-богатырь) из башкирской народной сказки, например, родился от матери Буз (бизон), древней богини Сибиро-Уральского региона, а Акъеляк-батыр – от крови, капнувшей на крышу от Кара Сыйыр (дословно: Черная Корова), бога древнего Египта (17:304).

Со временем изменяются общие климатические условия Земли, и мамонт, не сумевший прижиться к новой среде, постепенно вымирает. В следствие этого, изменения претерпевает и наша мифология: в модели космогонии место мамонта занимает образ Буз-угеза – Бузагаса (Бизона). В развитии языка Буз агас претерпевает изменение как Буз угез, а Бузаг (ас) – Бузай-Бызау (теленок), вот от этого названия «угез» (бык) произошел этноним одного из башкирских племен – «огуз». Процесс этих изменений, как было сказано, наглядно изображен в пещерном искусстве Фон де Гом Франции: линии спины животного, представляющего собой мужское начало в виде мамонта, а голова и копыта – Бизона. Здесь необходимо обратить внимание на следующее: в обеих картинах, где Небо и Земля древним человеком изображены слитно и воссоединены в двух точках, одна из которых – уста, слившиеся в поцелуе. В следствии окольцованного соединения Неба и Земли по линии живого круга проходит путь Кюн (Солнца) и Ай (Луны). Это надо понимать как упрощенного объяснения первой замкнуто-целой и совершенной модели космогонии: т.к. в период сексуального слияния мужчина-зверь (Земля) оказывается сверху, а женщина-зверь (Небо) – снизу; этим объясняется позднейшая перемена местами и половыми показателями мифических “Матери” и “Отца”: ранее занимавшая нижнее положение Мать-Небо переходит вверх, а Отец-Земля – вниз согласно их действительному положению в космомодели, но память о старине сохранилась. Поэтому в некоторых племенах (к примеру, у современных русских, а в подражании им и у башкир) возникает понятие Матушка Земля, хотя Земля – ир-мужчина…

Рис. 28. Согласно мифа предков модель мироздания:Верхний Мир и Верхние Воды (Индийский океан) с находящаяся там Рыбой-Матерью (Китом) – Титаном (Держательницей) Верхнего Мира; Серединный Мир с Пупом Земли – колесообразным городом Аркаимом; Нижний Мир и Нижние Воды (Северный Ледовитый океан) с находящимся там Рыбой-Отцом (Китом) – Титаном (Держателем) Нижнего Мира. Цифрами обозначены: 1. Рождение единого пока Солнца-Месяца Уралъяна из фаллоса Отца-Земли (воскресение), 2. Прохождение Уралъяна через Нижние Воды (суб) и по утробу Кита в Аркаим (суббота), 3. Прохождение Уралъяна через Верхние Воды (сур) -- (среда), 4. Вхождение Уралъяна в Верхний Мир (апан) – (понедельник), 5. Вознесение (өйөлә) Уралъяна на самую верхнюю точку Верхнего Мира -- өйлә (полдень), 6. Преобразование Уралъяна в Шульгана и заход (бат) Шульгана в Нижний Мир (вторник), 7. Прохождение Шульгана через Верхние Воды (сур) и по утробу Кита в Аркаим (среда), 8. Прохождение Шульгана через Нижние Воды (сут) – (четверг), 9. Вхождение Шульгана в Нижний Мир (пуйт) – (пятница), 10. Нисхождение (төш) Шульгана на самую нижнюю точку Нижнего Мира (полночь).

 

Согласно древней космогонии Кюн с Ай (Солнце и Месяц), закатившись по орбите-дороге с Неба в Землю и пройдя “в подземелье” вторую половину окружности пути, должны выйти изо рта «Земли» и войти в рот «Неба», таким образом, будучи линией, пронизывающей сквозь двух туловищ, должны образовать вечно вертящееся колесо – Колесо мира (Сватсику). В действительности это так и есть (рис.28), подтверждение чего находим у Ф.Б.Я. Кейпера (151:14) в индийской мифологии: «Присутствие солнца в царстве Варуны объясняется тем, что солнце представляет собой одну из форм Агни (Солнца. – З.С.) и садится там, где сокрыта rta-. Каждый день Агни рождается «из вод, из камня», а утренние зори – коровы выходят из своего загона в скале.

Ночью картина решительно меняется, и нижний мир Варуны простирается как ночное небо над землей. Подземные космические воды становятся небесным океаном, звёзды выступают как соглядатаи Варуны. Таким образом, Варуна является одновременно богом изначальных вод под землей, «каменного дома» и ночного неба».

В архаичной индоиранской космологии считалось, что ночью солнце возвращается через Нижний Мир с запада на восток. Нижний Мир ночью выглядит как висящий над землей в перевернутом положении. Это символизируют такой атрибут Варуны, как бочка, перевернутая отверстием вниз, или космическое дерево с ветвями вниз, корнями вверх. Представление о перевернутом дереве было у ариев еще до их прихода в Индию, с приходом же началось его отождествление с местным деревом ашваттха, а не с дубом или с ясенем, как это было свойственно другим индо-европейским племенам.

На выше приведенном рисунке №28 показаны два Колеса Мира – Свастики, обозначающие направления движения Солнца и Луны по орбите: Свастика Верхнего Мира по визуальному наблюдению его обитателей вращается по направлению часовой стрелки, а Нижнего Мира – наоборот. Один круговорот светил в связи с их прохождения через утробу Балык-Аса (Рыбы-Матери) в Верхнем Мире назывался Аса-утака>сутака>сутка,а в Нижнем Мире, в связи с их прохождения через утробу Балык-Ата(Рыбы-Отца) назывался Ата-балык>тауалык>тәүлек’сутка‘.Как видно, наши предки орбиту этих светил разделили на 10 (десять) частей и по ним был составлен десятиричный календарь: десятимесячный год и десятисуточная неделя (которая потом была переделана на семисуточную). Происхождение современных русских названий в календаре угадываются на основе башкирского языка: