Тот свет, Этот свет

 

Вспомним упрощенную космогоническую модель предков: первичный сгусток Хаос — Морак (Имир) в виде яйца из-за толчка опоры Земли Тора-тау (фаллоса) разделилась надвое -- Небо (Мать) и Землю (Отец), между ними проникают воздух (ветер) и вода (дождь). Всё это яйцо, разбитое надвое, с внешней стороны окружил водный океан. Эта вода протекает и по Земной поверхности, и по небесному своду: Кёнэсэ ‘Солнце-матушка’ и Айата ’Луна-отец’ по этой проточной воде перемещаются и по Небесному своду (днём), и под Землёй (ночью). Земная поверхность — это Серединный Мир («этот свет», где живут люди), Подземелье — Нижний Мир («тот свет», где живут мертвецы). Поверхность Небесного свода — Верхний Мир (там живут боги). Часть богинь назначена хозяевами Нижнего Мира — принимают мертвецов и правят. Некоторые боги ходят в Нижний Мир. Например, бог Кёнэсэ (Солнце-Шульган) там бывает раз в сутки, а Айата (Месяц-Урал) — раз в месяц. Однако ушедшие туда, кроме этих, обычно не возвращаются, если нет специального постановления собрания богов Верхнего Мира насчёт какого-либо бога. Есть бог-посол, который обеспечивает связь между богами Верхнего и Нижнего Миров. А смертные люди на «тот свет» уходят навечно.

Нижним (тем) Миром считали предгорье Тора-тау (Земного фаллоса), он был самим богом Гур (Земля) Нижнего Мира. И по-шумерски этот бог называется Куром. К богу Гур (или Кур) в качестве богини и жены отправлена Буре-Эсэ ’Волчица’ (грудная мать Шульгана), по-шумерски она называется Эрешкигаль (Ырашкы-хуль ’мокрый снег с дождём в перемежку’) и восходит к тому же Эре-шки-галь — Буре-Эсэкэй-хуль («Волчица-Мать-вода»).

Главным богом Серединного (этого) Мира был фаллос Господа Всевышнего Имира Тора (прозвища Абыз, Апсу, Акур, Темяс, Таммуз-Думузи, Утес и т.д.). Ему подчинялись Ананаки — богини воздуха-воды.

Главным богом Верхнего Мира был Асам-ан (прозвища Асман, Ан и т.д.). Ему подчинялись Акаки (белее белых — боги грудного молока).

Всевышней силой (снаружи верхнего водного океана) был Господь Всевышний Имир (Энки).

Впрочем, о том, как родились первые боги, рассмотрим из шумеро-аккадского дастана о миротворении (Таблица I, 150:32):

 

Когда вверху не названо небо,

А суша внизу была безымянна,

Апсу первородный, всесотворитель,

Праматерь Тиамат, что все породила,

Воды свои воедино мешали.

 

Апсу/Абзый — это фаллос Земли Тора-тау, Тиамат — матка Неба Могаджар-Эмбэ-тау; значит, они воссоединились вместе, внутриутробные воды перемешались, и зародились боги. И в дастане говорится, что у них появились дети, родились первые шесть богов, а это совпадает с шестью сыновьями Огуз-хана – вышеперечисленными Солнцем, Луной, Звездой, Небом, Горой, Морем из башкирского «Огуз-намэ».

Таким образом, первыми детьми Отца-Земли (Тора-тау) и Матери-Неба (Могаджар-Эмбэ-тау) появились на свет первые шесть богов (розетка с шестью пестиками в башкирских национальных узорах). Однако эти первые дети оказываются очень беспокойными и шустрыми: поднимаются на макушку отца Абзый (Тора-тау), прыгают, толкаются в утробе матери Тиамат, обоим не дают покоя. Хотя мать молчаливо терпит это, отец не выдерживает — призывает к помощи Мумму-советника (Мумму-Мэммэ, Эмей — наш Куш-тау):

 

Апсу, великих богов творитель,

Кличет Мумму-советника, так ему молвит:

«Советник мой Мумму, веселящий мне печень!

Давай пойдем-ка с тобой к Тиамат!»

И они пошли, пред Тиамат воссели.

О богах, своих первенцах, думали думу.

Апсу уста свои открыл,

Кричит раздраженно, обратясь к Тиамат:

«Мне отвратительны их повадки!

Мне днем нет отдыха, покоя — ночью!

Их погублю я, дела их разрушу!

Да утихнут звуки, во сне да пребудем!»

Едва такое услышав, Тиамат

Взъярилась, накинулась на супруга,

В одинокой ярости вопияла горько,

Злобою полнилось все ее чрево.

«Как?! Порожденье свое уничтожим?!

Пусть дурны их пути — дружелюбно помедлим!»

Тут Мумму к Апсу обратился с советом,

Недобр и неласков совет был Мумму:

«Уничтожь, отец мой, их злые повадки!

Будут дни твои мирны, будут ночи покойны!»

Апсу то слышит — светлеет ликом,

Ибо злое он первенцам своим замыслил.

Тут обхватил он за шею Мумму,

Посадил на колени, ласкать его начал.

О том, что в совете они порешили,

Богам, своим первенцам, они сказали.

Услышали боги о том, заметались.

После затихли, безмолвно сидели...

 

В этот решающий момент богов спасает сноровистая душа Хыйыр-Эйэ ’Корова-Хозяйка’: она колдует Тора-тау (фаллос) и Куш-тау (материнская грудь), и они засыпают. Заодно снимает волшебную завязку, корону Торы-тау и душит его. А Куш-тау она связывает, на вершину Абзыя (Тора-тау) строит свой святой дом, и называет его постройкой «Абзый», эту постройку она/он готовит как свою брачную постель.

На этом месте нужно объяснить, что в общей космогонической концепции глиняных книг Хыйыр-Эйэ (Инэ), наоборот, является хозяином мужского рода, в вышеупомянутой брачной постели лежит с женой Дамкиной, от неё рождается Мардук-батыр, заменяющий Тора-тау, из-за этого в сюжете мифа пропала логика, и появились противоречия.

Противоречия заключаются в следующем:

1. Прочитав мифы из глиняных книг, учёные-переводчики считают Бога Эйэ Великим богом Энки (Имир), а это, на мой взгляд, ошибка. Эйэ — по всем признакам — Корова-Эйэ, то есть грудная мать первопредка Урала, значит, нисколько не мужского пола.

2. Дамкина, считающаяся супругой Эйэ — дым-ак-инэй ’влага-белый-иней’, то есть влага (вода), застывшая, превратившись в белый иней, потому что ’инэй’ — застывшая ысык-роса (по-русски «иней»). Более правильно -- иней горы Нары-тау (яйца фаллоса Имира), покрывший тонким слоем скалу. По общей космогонической концепции, святая Корова-Эйэ, облизывает эту скалу Нары-тау, извлекает (способствует рождению) из нее (из-под инея) первопредка башкир Урала, названного в дастанах как Гур-улы (сын земли или могилы). В приведённом дастане акатов первопредок Урал-батыр называется Мардук-батыром. Если Нары-тау (Дамкину в дастане), из которой появился батыр, будем считать матерью (женщиной), то, наверное, Корову-Эйэ (тоже женщину), помогавшую рожать его, начали ошибочно считать мужем. По этой причине женщину Корову-Эйэ превратили в мужчину Эйэ.

3. Мардук, заменяющий убитого Тора-тау, считается как Буре-атак ’Волк (Оморзак)’. Если вспомним, что Буре ’Волк’ — Бурег (Берег) -- это есть Ер ’Земля’ (Ер/Яр ’Берег’), то поймём философию предков. Убитый Тора-тау (Абзый) был фаллосом Земли (Волка), и тот, заменяющий его, должен быть Буре-атак (Ата-Буре ’Волк-самец’)>Мардук. Эсэ-Буре-Кён (Усярган) ’Волчица-Солнце’, как известно, прозвище первопредка усярганцев Шульгана (так как мы уже знаем, Солнце является оторванной живой головой умершей Шульгана, а Месяц-Луна – Урала). Так как Эсэ-буре ’Волчица’ (Шульган) не может заменить Тора-тау, и значит его двойняшку мужского пола Угез-Ай-Урала ’Быка-Луну-Урала’ назвали Буре/Маре-атаком (Мардуком) и сделали из него Ер-Буре ’Земля-Волк’; и в мифе Шульган-Кён-эсэ ’Шульган-Солнце-мать’, которую изображал Урал вместо Шульгана, превратили в Кён-ату ’Солнца-Отца’ -- женщина Кояш ’Солнце’ таким образом стала Солнцем мужского пола, понятия перепутались. У перворода Усяргана, поклоняющегося Волчице-Солнцу (женского пола), появился уркэн (ответвление) – род Тиляу, поклоняющийся Волку-Солнцу (мужского пола). А в мифе на уровне богов из-за того, чтобы должность Шульгана Кён-эсэ (Солнца-матери) возложена на Урала-отца, Шульган осталась ненужной, и появилась вражда между близнецов Шульганом и Уралом; в результате чего в зороастрийской религии Урал-батыр (Ахура-Мазда) превращается в бога света и доброты, а Шульган-матер (Ангро-Майнью) -- в бога темноты и зла, – это обстоятельство мы видим в эпосе “Урал-батыр” и Авесте. Этот бурный перелом в прарелигии – начало сложения эпоса “Урал-батыр” — относится к эпохе распространения учения зороастризма, основанного 3.700 лет назад усярганским магом Сурашторой (Зороастр) на берегу озера Асылыкуль (сохранился природный храм Казанташ).

Возложение на Волка-отца Буре-Атак (Мардук) двух должностей -- и должность Волчицы, в дастане из глиняных книг показывается в виде его удвоенной внешности (“четыре глаза, четыре уха”), к тому же Небо сам передаёт ему четыре «ветра» (4 отрога дороги Кунь-Уфа и Кунгыр-Буга). Шальные поступки батыра надоели богам, они обращаются к Могаджар-Эмбе-тау — «матери всех матерей», с просьбой уничтожить Буре-Атака (Мардука), уговаривают отомстить ему за убитого Тора-тау и пленённого Куш-тау, и когда Могаджар-Эмба-тау с радостью соглашается с ними, они, собравшись вместе, начинают готовиться к грозной войне. На этом месте дастана Могаджар-Эмбэ-тау (Тиамат) именуется прозвищем «Матерь Хубур», то есть Эсэк-Кэбер (Матерь родившаяся из земли-могилы), а это совпадает с горой Машак – семенником женских половых клеток горы Эмбе-Кэбером (Эмба-тау), которую облизала Волчица, заставляя ее родить первопредку усярганцев Кэбер-кызы (дева родившаяся из земли-могилы) Шульгана. В качестве противостоящей силы против Буре-Атака (Мардука) она наполняет мир всякими гадкими змеями, драконами — точно также как в эпосе “Урал-батыр”, где Шульган-матер совершает злодеяние против Урал-батыра. К тому же она Кингу — одного из первых богов, которого родила сама, берёт к себе в мужья и ставит начальником войска над всеми богами, отдаёт ему в руки и Древо-шэжэрэ (родословную), на листьях которого написаны судьбы, которое досталось ей от убитого мужа Тора-тау; даже отдаёт ему должность Неба (Ан), хотя Небо (Ан) сама была жива, потому что Ан на стороне Мардука и сейчас является ее (Эмбы) врагом.

Таким образом, Кинга становится главой войска, состоящего из гадких змей, драконов, скорпионов и других страшных существ — точно также как Шульган из нашего эпоса. Имя «Шульган» состоит из слов Хуль-Кён ‘Вода-Солнце’, также имя «Кингэ» трактуется как Кин-һэ>Кён-Эсэ ‘Солнце-Мать’; значит, Кинга оказывается тем же самым Шульганом. В общей космогонической концепции Шульган женского рода, а в эпосе «Урал-батыр» и в аккадском дастане о творении мира она превращается в существо мужского пола — наверно, из-за того, что должен был заменить бога Тора-тау (мужчину). Как полное название Шульгана даёт нам этноним Эсэ-Буре-КёнУсярган, так и в аккадском дастане Кинга даёт этноним Кангы, а Кангы это прозвище того же Усяргана, они одного рода.

Когда те из разделенных на два богов, которые противостоят Эмбе, обращаются Оморзаку (Мардуку) с просьбой о помощи, Оморзак ставит перед ними условие: провести совещание, собравшись на Убе-Шэке (Убшукин) т.е. на современной горе Шэке-тау (варварски уничтоженной Стерлитамакским Содокомбинатом), и выбрать его (Оморзака) главой. Боги выполняют это условие, и начинается грозная война между Эмбой и Оморзаком. Оморзак, как и Урал-батыр из эпоса, разгромив войско Эмбы, убивает Эмбу, Кингу берут в плен, значит, забирает у него Древо жизни шэжэрэ, на листьях которого написаны судьбы. Оморзак возлагает на себя должность Тора-тау. Из-за этого великие дела Тора-тау отныне становятся делами Оморзака; Оморзак из дастана, как и Тора-тау, разрубает тело Эмбы и создаёт Небо и Землю, открывает ее вены и «направляет по направлению северного попутного ветра». Таким образом Оморзак создаёт реки, которые начинаются с горы Урал и протекают с севера на юг. К тому же Мардук приступает строить великий город-храм (по-видимому, знаменитый Аркаим):

 

«Врата бога» постройте, как вы возжелали!

Кирпичи заложите, создайте кумирню!»

Лопатами замахали Ануннаки.

В первый год кирпичи для храма лепили.

По наступленье второго года

Главу Эсагилы, подобье Апсу, воздвигли.

При Апсу построили зиккурат высокий.

Ану, Энлилю и Эйе, как и в Апсу, поставили там

жилища.

В величье Мардук воссел перед ними.

(150:46)

 

В этот период, видимо, Асман (Ан) и Корова-Эйэ тоже ушли на тот свет, как и умерший раньше Тора-тау из мифа, так как славный Оморзак создаёт место в звёздном небе в честь их духов.

В стихотворных строках дастана вместе с мифическими событиями описывается великая история: просмотр всего вокруг, выйдя за горизонт — это определение места городища Аркаим. Создатель Абзый — это есть Тора-тау, намерение его (Оморзака) построить золотую юрту подобную ему — в действительности есть намерение построить копию Тора-тау — Акатака (здание с колодцем в середине городища). На том, что это здание Аркаима с круглой основой в действительности называлось Алтын Уратой (Алтын Урза ‘Золотая орда’), остановимся в отдельном разделе. Построение его размерами Тора-тау доказывает, что она уменьшенная копия Тора-тау. В дастане эта гора называлось Эшарру/Ышырой (т.е. фаллосом). Это тоже доказательство тому, что аркаимское центральное здание Акатак -- копия Тора-тау-фаллоса. Кстати, первые сведения о наличии на Юж. Урале городища Аркаим сохранились в шумерских клинописях IV-V тысячелетия назад и эти последние сведения в аккадских глиняных книгах приходятся на последний период существования Аркаима, определённый археологами (после этого он сравнился с землёй).

В этом дастане есть ещё одно важное событие: рождение людей в свет в качестве рабочей силы (раба) богов. Для этого Кингу-Шульгана, которого победил в сражении и задушил Оморзак, приводят к грудной матери Оморзак-Урала — Корове-Эйэ. За то, что она был забиякой, там же выносят приговор и выкачивают с нее кровь. Растворяя кровь в глине, замешают её. Работа лепки из глины первых человеков-людей поручалась богине Куш-тау, которая возвеличилась почетными прозвищами Мамма, Нэнэтау, Повивальная Бабка Богов, Имэкэй. Важно и то, что в дастане об Атрахасисе, где подробно описывается это великое событие, святая Имсэк-тау упоминается под современным именем Куш (Кеш). (297-я строка таблицы I: [150:59]):

 

Нинту уста свои раскрыла,

Так говорит богам великим:

«Я не могу сотворить в одиночку,

Только с Энки исполню работу,

Ибо только он освящает,

Пусть глины мне даст, и я исполню!»

Энки раскрыл свои уста,

Так говорит богам великим:

«В первый же месяц, в день седьмой

и пятнадцатый,

Я совершу обряд очищенья.

Один из богов да будет повергнут.

Да очистятся боги, в кровь окунувшись.

Из его плоти, на его крови

Да намешает Нинту глины!

Воистину божье и человечье соединятся,

Смешавшись в глине!

Чтоб вёчно мы слышали стуки сердца,

Да живет разум в плоти бога,

Да знает живущий знак своей жизни,

Не забывал бы, что имеет разум!»

«Да!» — ответствовало собранье,

Ануннаки великие,

Что решают судьбы.

В первый же месяц, в дни седьмой

и пятнадцатый,

Он совершил обряд очищенья.

«Премудрого-бога, что имеет разум,

Они убили в своем собранье.

Из его тела, на его крови

Намесила богиня Нинту глины.

Чтоб вечно слышали стуки сердца,

Разум живет во плоти бога,

Знает живущий знак своей жизни,

Не забывал бы, что имеет разум.

Когда она замесила глину,

Позвала Ануннаков, богов великих.

А Игиги, великие боги,

Слюной своею смочили глину,

Мами раскрыла свои уста,

Так говорит богам великим:

«Вы приказали —

Я совершила.

Вы бога повергли и его разум!

Я вас избавила от работы,

Ваши корзины дала человеку.

Теперь вам достанется крик человека,

Я ж сняла с вас ярмо, дала вам свободу!»

(150:56-57)

 

Тогда Нэнэ-тау (Куш-тау) убивает Кингу, и растворяет глину его телом и кровью, когда великая богиня Игиг (ик-ик «дающая [молока]), олицетворяющая материнское грудное молоко, смачивает глину слюной, Куш-имсэк-тау лепит 14 шариков из глины, 7 из них откладывает налево, 7 — направо (будущие 12 усярганских-башкирских родов и 2 рода Господа Всевышнего), разделительным знаком ставит волшебный кирпич (в связи с этим обрядом, наверное, узбекские женщины раньше рожали сидя на кирпиче). Из этих глиняных шариков появляются 7 мужчин, 7 девушек, и их попарно соединяют: повивальная бабка заколдовывает девушек на беременность через 9 месяцев. После родов рядом с роженицей в течение девяти дней должен лежать кирпич...

Таким образом, первые люди созданы из глины, замешанной и телом и кровью великой богини благополучия Шульган-Кинги — надо полагать, из почвы Кингэк-тау, это святая гора рядом с современным городом Мелеуз и сейчас называется Кюнгак-тау.

После этого Оморзак, исполнив желания богов, приказывает им построить из кирпичей «Божественные ворота» — Каравансарай для встречи и отдыха богов (построенный раньше городище Аркаим — по-видимому, был Каравансараем для людей). Центральное здание этого мифического города, как и у Аркаима, строится круглым в виде облика Абзыя-Тора-тау, и это здание, в отличие от Акатака городища Аркаим, называется Эсагилы (Эсаг-илы ’Матери-страна‘); а это и есть, по-видимому, древнейшее имя города Эсэторалы (современный Стерлитамак). Кстати, средневековые арабские путешественники, побывавшие в наших краях, народом города Булгар считает Эсагильский род, а современные учёные знают его как Усярганский род.

Как бы доказывая, что божественный каравансарай Асакиле из глиняных книг является городом Стерлитамаком, в дастане его местонахождение Абзый (Тора-тау) описывается как бы рядом с городом. И рядом с Абзыем (Тора-тау) построился громадный зиккурат — а это и есть современный Шэке-тау, по-видимому, в память духа Волчицы -- грудной матери Шульган-Кинги, отправленного на тот свет. Кроме того в произведении говорится и о дворе Энлила (Тора-тау), дворе Асмана (Куш-тау), дворе Коровы-Эйэ (Юрак-тау) (VI таблица дастана о Миротворении, строки 55-65).

Ещё два важных аспекта информации встречаются в дастане, выясняется, по какой причине были отправлены на тот свет первые боги Тора-тау и Шульган. Это приключение описано и в эпосе «Урал-батыр», и в «Гильгамеше». Оставив приключения Тора-тау (Темяс) на потом, рассмотрим события, происходящие с Шульганом (Гильгамешем).