Наше великое государство Бактрия

Главу «Кави и карабаны» своей книги С.П.Толстов начинает с такого эпиграфа: «Некоторые говорят, что карибанты пришли с Бактрии», Страбон, Х. 3. 19».

Следовательно, интересующие нас карабаны вовсе не сказочные, а – жители самого древнего государства Бактрии, основанного на территории современного СССР ещё до н.э. и оставившего неизгладимый след в истории! Мы можем на карте указать древнюю Бактрию: она точно находилась на берегу Амударьи (ныне Таджикистан, Туркмения, Север Афганистана), а столица Бактр – вблизи с современным Бэлхом. Следовательно, это древнее башкирское государство Бактрия (об этом есть мой труд «Великий Кушан» на башкирском языке).

В первой половине I тыс. до н.э. в государстве Бактрии господствовало общество с классовым разделением – общинно-родовые отношения, связанные с рабовладением. В записях древних историков (Ктесий, Диадор) страна Бактрия представляется как богатое государство, расположенное на пересечении шумных торговых путей с севера – Алтая и Сибири, с запада – Ближний Восток и Средиземноморье, с юга – Индии, с востока – Китая. Согласно рассказам древних авторов (Полиэн, Геродот, Ктесий и др.) в дошедших до нас образцах устно-поэтического творчества народов Бактрии отражена героическая борьба за Родину, глубокие душевные переживания.

В начале I в. до н.э. завоеванная Мидией (государством юрматинцев-башкир) Бактрия теряет свою независимость. Позже, после продолжительной борьбы, она превращается в одну из частей монархии Акаманов/Ахеменидов (Персия). В военных походах акаманских царей против А. Македонского участвовали и военные колесницы, конница и пешие войска из Бактрии. Известно также, что в акаманской гвардии служили бактрийцы. Ежегодно страна Бактрия должна была платить царю ясак в 360 таланов (денежная единица).

Народ Бактрии противостоял персидским захватчикам бесконечными восстаниями, в следствие чего основы великой империи были расшатаны.

В IV в. до н.э. Ал. Македонский завоевывает Бактрию и прикрепляет её к своей бесконечной империи, после чего в конце века она (Бактрия) относится к государству Халяук (Селевкиды), а в III в. – независимой Греко-Бактрии. Это мы уже видели в главном башкирском шежере Т. Ялсыгулова. Позже у другого нашего ученого М. Уметбаева (1814-1907) также имеется веское слово по этому поводу. В первом издании его упомянутого «Ядкяра» (1897 г.) на странице 40 о башкирском хане Акташе, возглавившего борьбу против Искандера -- Ал. Македонского, говорится следующее: «Из Китая Искандер пришел к родственным башкирским уграм. Оттуда он направился в Турцию, оттуда – в Хаверстан, оттуда – к Ялан-Бурзянцам». Дадим пояснение: «Ялан-Бурзянцы» -- это есть башкиры из иранской пустыни (ялан) Лут, на картах там до сих пор значится городок Бурджан. Как видим, в самом древнем источнике показано прямое отношение А. Македонского к башкирам, к башкирским землям. Нам же ничего не остается как сравнить быт, обычаи и традиции народа Бактрии, встречающихся крупицами в записях древнелатинских, греческих авторов, с башкирскими.

Вот что говорит древний автор Квинт Курций, описывая завоевания Александра Македонского: «Природа Бактрии разнообразна; там грозди винограда крупные, а плоды сочные; разгоряченная земля обильно орошается влагой; самые плодородные угодия обрабатываются для посева зерна, а остальные отводятся под пастбища для крупного рогатого скота, однако, большая часть земли – неплодородная низменность. От засухи там ничего не растет… если ветер дует со стороны Понта (Каспия. – З.С.), песок перемещается и засыпает все дороги, образуя частые насыпи, похожие на большие холмы. Однако в той части, где климат более мягкий, живут люди». По словам того же автора, земля Бактрии в основном отведена под пастбища. В скотоводчестве лошади занимали большое место, в Фергане, к примеру, они являются основным видом деятельности. Поэтому народ, как и современные башкиры, преклонялся перед лошадью, как перед самым главным божеством (наш Акбузат).

Слово на фарси «асп» (ат -- лошадь), наверное, означает нынешнее башкирское «асау» (чистокровный конь, жеребец), образованного от слова «асаба». От «асаба» произошло асабай>cабай (скакун)>cипай (турецкий кавалерист)>сыбай/хыбай (всадник). Следовательно, асабай (ас-бэк>узбек!) значит оседлающий коня (асаба-башкир). То же видим в имени Аспарух-хана, основавшего государство Булгарию на Дунае: Аспарух – Асаб-уруг (асаба-род ’башкир‘) или асау-род (племенной жеребец), ведь до сих пор башкиры жеребца называют «асау»… Через религию зороастризма признак преклонения лошади от нас распространился также и у иранцев – к личным именам, к названиям местностей добавляется окончание «асп» (ат – лошадь). Это мы видим в русских словах «особь», «особа». Сведения о культе крылатых скакунов часто можно встретить в китайских письменных памятниках, относящихся к периоду народов Ср. Азии Йыуасалы-Кушан (середина II в. до н.э.). Интерес также представляет следующее: в иероглифах древних китайских историков знаменитые тулпары Фирганы-Дувана читаются как «потокровные лошади», а это является нарушенной калькой «кюнтурата» на башкирском языке, потому что «кюн» (солнце) на тюрки первые путешественники слышали как «кан» (кровь), а «тур» -- «тир» (пот), поэтому получилось «потокровные». В действительности, каждый слог «кюнтурата» дает значение «лошади»: «конь», «тур» (дикая лошадь), «ат» (лошадь), затем идет наше «турат» ’гнедой конь‘. И происхождение этих знаменитых скакунов они, китайцы, ссылаясь на местный народ, относили к роду «летающих крылатых коней», что похоже на происхождение от понятия древнего «Усярган-ат» ’усярганская лошадь‘>«осар-канат» (дословно: летучее крыло, то есть тулпар). Эти летающие скакуны «осор-канат» и стали причиной вторжения китайцев в Бактрию в конце II в. до н.э. В башкирском же фольклоре тема лошади обосновалась накрепко: лошадиными мотивами наделены «Акбузат», «Кара-юрга», «Акхак-Кола», «Бишколон».

В повести о стране Тухоло (Тухористан, бывшая Бактрия), повествуемая в шежере Тан более позднего периода, есть сведения о культе летающего тулпара. Этот тулпар жил в пещере горы Поли (Буре – Волк). Если вспомнить о том, что наш эпический Акбузат поселился в той самой пещере Поли(кан) – горы Балкантау, что на берегу священного озера Асылыкуль, якобы из пучин которого вышел косяк лошадей, то становится ясным, что действительно речь идёт о легендарной горе Балкантау на Асылыкуле, являющийся родиной предков тулпаров из рода бесценных асыл-текинов.

В оказавшейся под властью акаманской империи Бактрии один местный духовник – бэк бактрийский по имени Кобар – знакомит перса полководца Бесса, назначенного последним акаманским императором Дарием III, с местными достопримечательностями, а также поделился с несколькими пословицами и поговорками. В переводе с латинского они звучат следующим образом: «Трусливая собака громче лает, чем кусает». Это как в башкирской пословице «Тешһеҙ эт өрөп ҡурҡытыр» («Беззубая собака лаем пугает»). «Самые глубокие реки текут бесшумно» аналогично башкирскому варианту «Тәрән йылға тын аға». Далее «Для хорошей лошади достаточно тени от прута, для ленивой мало и шпор», соответствует башкирскому «яҡшы атҡа ҡамсы кәрәкмәй».

А теперь обратимся к священной книге «Авеста».

Самая древняя часть «Авесты» под названием Яшт, как говорят ученые, относится к VIII-VII вв. до н.э. Этот памятник, на протяжении веков передаваясь из уст в уста, по приказу царя был приведен в порядок в шежере (династии) сасанидов, переписан, в результате чего, составил 21 книгу. До сегодняшнего дня сохранилась его одна четвертая часть, впервые на французский язык он был переведен в 1771 году (на русском языке нет его полного перевода). Принято считать, что Авеста написана на языке древнеиранской группы, однако среди современных ирано-персидских народов говорящих на этом языке нет. Поэтому он считается всеобщим памятником, общей сокровищницей по изучению истории, принципов социологического и политического устройства быта, религии, обычаев, традиций, письменной культуры как других народов, так и башкир и т.д. При написании истории возникновения Бактрии ученые опираются на Авесту и считают, что её древняя часть зародилась в Бактрии, на земле первого мага религии Авесты Зороастра (наукой уже доказано, что эта земля -- Урал-тау – ареал Идели -- прародина нынешнего башкирского народа) В китайских источниках Бактрия называется Дахъя – страной Дахи (гений). Однако государственные дела здесь решались не самим гением – дахи, а на курултае аксакалов – лучшими (избранными) людьми (древний башкирский закон). Подобные курултаи и советы назывались «хайнамона» (хайнамон – хайламан – хайлау – выборы). В Авесте не встречается понятия страна иранцев, страна персов. Зороастрийцы – это оседлый первобытно-общинный народ, занимающийся скотоводством, сеющий хлеб, а кровными врагами считались «преклоняющиеся верблюдам». На этом месте необходимо вспомнить о «преклоняющихся верблюдам» карабанидах и страну дивов и Шульгана (Ангра- Майнью из Авесты) из эпоса «Урал-батыр», борющегося с ними Урал-батыра (Ахура-Мазда из Авесты). Страна Бактрии состояла не только из оседлого народа, она, основываясь на законах Зороастра, объединяла также племена великой Равнины (Степи?) и полукочевые племена… В Авесте наш волк баһре/буре называется «вахрой», а великий бог войны – Орлагно(т) – Ор лягнат (дословно «бей-проклинай»); по словам китайского автора VII в. до н.э. Сюан Цзян, в письменности Бактрии читали слева направо, и к 24 буквам греческого алфавита прибавлялась ещё одна буква (башкирские ҫ или ҙ?) и насчитывал всего 25 букв.

Древнегреческие (Геродот, Курций Руф) и китайские авторы (Сы-ма Цянь) пишут о том, что стрелы и пики бактрийские воины изготавливали из водяного камыша. Этот камыш был таким крепким, что на него можно было опираться при ходьбе (в виде трости). В записанном в начале XIX в. башкирском народном эпосе «Кузыйкурпес и Маян-хылу» (версия Т.Беляева) стрела, убивающая льва, была высечена из того же камыша. К тому же и Урал-батыр с детства играл со львом. Герои этих эпосов соприкасаются с южными зверями – со львом. А ведь на Урале и тысячи лет тому назад и позже не водились и не водятся львы – их заменил волк. Создатель этих эпических произведений народ, которому духовно был близок древнегреческий эпос, -- как мог ошибиться? Этому ответом может послужить лишь одно: в его сознании отразились переплетавшиеся воедино другие места обитания нашего народа по отрогам священных дорог Кюн-Уфу и Кунгыр-буги с прародиной Уралом.

Заодно выясним само имя нашего предка Зороастра – пророка и основателя идеологии всего древнеперсидского мира, т.е. новой религии. Вспомним о том, что он родился и вырос на Урале и был гражданином государства Бактрии, где и укрепил свою религию. До сих пор ученые не могут выяснить смысл имени этой полулегендарной личности. Последние предположения заключались в «Золотых (или старик) верблюдах (хозяин)» (В.М. Массо, В.А.Ромадин). Это, конечно, попытка предполагать по старинке на лад индоевропейского языка (язык Бактрии не являлся индоевропейским). Что же до нас, то выяснение основ имени Зороастр требует башкирско-тюркского подхода. В этом отношении получается известный для нас Сураш-Тора – Сураш-Бог, а на более древнем произношении Бокас – Ырыс-тор (Бак-Сороастор – Бог-Зороастр)…

По мере углубления в недра веков, нас охватывает цепь невообразимых сходств и совпадений. Что это: случайность или обычное, схожее явление?!

Согласно древнему мифу, на евразийском континенте на Прародине (ныне в Башкортостане) от прародителей или гермафродита Имира, вернее от его умершего бездыханного тела, превратившегося в Урало-Алтайские горы, родились дева-гурия (Шульган) и сын-гурий (Урал). Став получеловеческими (значит полусмертными) и полубожественными (полубессмертными) близнецами (первопредки человечества), образовали единство фратрии архаичного двоичного (близнецов) перворода Усярган с Башкортом или Эске Башкорт (Внутренний Башкорт) с Тышкы Башкорт (Внешний Башкорт). Потомки близнецов-первородцев, овладев священными дорогами (Кюн-Уфа – дорога Усярган, Кунгур-буга – дорога Башкир), по развилкам которых они разошлись на четыре стороны – положили основу указанным странам и народам (языкам) мира. В этот ранний период Прародины, ещё до усиления противостояния фратрий во времена Нуха, появились и дошли до нас прекрасные эпические памятники – «Кузыйкурпяс и Маянхылу», «Заятуляк и Хыухылыу»… То, что это было действительно так, мы видим в эволюции имен эпических героев. К примеру, при исследовании природы происхождения имен Кузыйкурпяс и Маянхылу выясняется, что они имеют одну основу и одинь корень с именами Урала и Шульгана из «Урал-батыра», с Ахура-Мазда и Ангра-Майнью из Авесты. Смотрите: после того, как сократился «у» в имени Убаян-Сул-Кон (Холм-душа Вода-Солнце), -- имени Сул-Кана/Шульгана, произносилась она сокращенно как Баян-Хуле-Кюн, которое в ходе изменения фонем превратилось в Маян-Хылыу-Кюн, т.е. в имя героини Маян-хылыу, вошедшей в эпос в таком виде. Что же касается второго героя, то родившегося в виде Бизона под именем Гур-улы (Уралы/Урал) – сына священной горы Нары-тау и грудного младенца кормилицы Инэ-Эйэй (Коровы-молочницы), в связи с его рождением называли его также Угези-Гурбоз (Бык из ледяной могилы -- Бизон). После сокращения фонемы «у» имя это превратилось в Гези-Гурбоз/Кузый-Курпяса, в каком виде он и вошел в эпос. Эти же герои в Авесте носят имена Ангра-Майнью – Ахура-Мазда. Для того, чтобы восстановить имя первого, возьмем произношение Бурэ-Эсэ (Волчицы-Матери) как Канхоро (Кюн-Буре – Солнце-Волчица), а произношение Хул-аки (воды) как Хыу (вода) с сокращением начального «К» первого слова: Канхоро-Убаян-хыу>Ангара-Байнйу>Ангара-Майнью, т.е. означает рожденная от холма-могилы (горы Машак) и вскормленная Волчицей-Матерью «Ян-хыу (Душа-вода)»…

При восстановлении второго имени слово «гур», образованное от изменения акар-кар -- гур, возьмем в его древней форме с начальным гласным «агур», а «гурул»а ’сына горы-могилы‘ – как «агурул»: Агурул-боз-ата ‘Агурул-ледяной-отец’>Ахура(л)-Мозата>Ахура-Мазда…В сущности «Кузыйкурпяс и Маянхылыу» и «Заятуляк и Хыухылыу» являются памятниками, повествующими о дружеских отношениях в древности Шульгана – Урала.

Таким образом, в различных континентах главы фратрий близнецы-первопредки называются по-разному: к примеру, паре Шульган-Урал равняются Гильгамеш-Энкиду, Рем-Ромул, Анграмайнью-Ахурамазда и противоборствуют между собой.

Мотив противоборства достигает своего апогея в книге Авеста, в эпосе «Урал-батыр»:

Авеста. До принятия новой религии – зороастризма – существовала ещё старая, принуждающая во имя Бога осуществлять кровавые жертвоприношения, кровавый обычай изводил людей.

Урал-батыр. Древнее поколение – старик Янбирде со старухой Янбика пьют кровь, от этого обычая страдает живой мир.

Авеста. Рождаются белоликий Ахура-Мазда и черноликий Ангра-Майнью. Идет борьба между черным и белым, добром и злом.

Урал-батыр. Рождаются также положительный Урал и отрицательный Шульган.

Авеста. Доказав, что мир состоит из Добра и Зла, Мрака и Света, зороастризм проклинает кровопролитный обычай жертвоприношения.

Урал-батыр. Уже в начале эпоса в мыслях Урала утверждается наличие в мире двух противоположенных начал – Добра и Зла, Белого и Черного, и Урал отказывается от ведения образа жизни родителей, существующих за счет пития крови.

Авеста. С рождения Ахура-Мазда и Ангра-Майнью – антиподы. Первый вершит только добро, а второй – в противовес первому, только зло.

Урал-батыр. Урал и Шульган – антиподы с рождения. Урал не жалеет сил в поисках живой воды Яньшишмы, в то время, как Шульган, испробовавший украдкой вкус крови из раковины, посвящает себя злу.

Авеста. Описывается божественная картина о том, как два родных, но противоборствующих близнеца, ведя жестокую борьбу, создают мир. Ахура-Мазда создал одну за другой 12 стран, пригодных для жизни человека с плодородными землями и богатые водой. Ангра-Майнью в противовес ему наполняет мир драконами-змеями, ядовитыми насекомыми, злыми духами – демонами, скорпионами, жабами, ящерицами и др.

Урал-батыр. Описывается божественная картина о сотворении мира – страны Урал – с двумя противоборствующими братьями, их жесткая борьба. Урал также сотворил страну для людей с плодородными землями, водами и различной живностью. Против него выступил Шульган, наслав на людей зло, наполнив мир дивами, демонами, ядовитыми насекомыми-скорпионами и т.д.

Авеста. Ангра-Майнью засыпает землю снегом, насылает на людей лютую зиму.

Урал-батыр. Шульган насылает на землю всемирный потоп.

Авеста. Царь страны Добра Йима (в другом варианте Бык, порожденный Ахура-Маздой), сражаясь с Ангра-Манйнью и борясь со смертоносной для людей снежной стихией, погибает, даруя жизнь земле и его обитателям.

Урал-батыр. Носитель Добра и справедливости Урал-батыр, борясь с принесенным Шульганом бедой, принесшей смерть всему живому, погибает, успев опрыснуть окружающему миру живой воды.

Авеста. После смерти Быка, на его останках зеленеет трава и оживают звери и птицы.

Урал-батыр. После смерти Урал-батыра, на его останках образовываются Уральские горы, богатые золотом и серебром, драгоценными камнями…

Как и в Авесте, созданной когда-то в стране Бактрии, в «Урал-батыре» ясно вырисовываются классовые разделения в обществе, развитие рабовладельчества, господство обычая кровавого жертвоприношения, консолидация родов, формирование народа и явления государственности. Также, как и в Бактрии, есть признаки существования остатков матриархата (где девушка сама выбирает себе мужа), экзогамии (браки заключаются между представителями иных фратрий). Позже, видимо, это следствие новых наслоений, наложенных в эпосе со временем, наблюдается разрушение фратрий, их формирование как один единый народ (оба тотема – и Бык, и Акбузат – ведя за собой свои племена, обосновываются на Урале. Кроме этого и в Авесте, и в «Урал-батыре» повторяются некоторые характерные для современного башкирского языка имена (к примеру, Кахкаха, Драж и др.). И там, и здесь лейтмотивом проходит борьба между добром и злом, белым и черным и победа первых над последними… На этом месте невозможно не вспомнить о том, как герой глиняных книг первопредок Шульган–Гильгамеш и родной брат Урал-Энкиду беспамяти любят друг друга – готовы отдать друг за друга свои жизни, а после смерти Энкиду, щемящая душу глубокая скорбь и печаль Гильгамеша: как он мучился и страдал в поисках лекарства против смерти. Этот же «Гильгамеш», написанный на шумерской глиняной книге – Усярганский вариант того же башкирского эпоса «Урал-батыр» -- оба произведения доказывает о своей принадлежности башкирскому народу (в действительности оба памятника представляют собой две стороны одной медали). Точно также переписанная в Иране, на отроге дороги Кюн-Уфа, Авеста является священной книгой Усярган. Потому что Авеста произошел от Аба-эсэ-т (здесь «т» - окончание множественного числа), т.е. означает люди Аба-Эсэ (Буре-Эсэ – усярган-бурзянцы); а вторая переписанная у отрогов дороги Кунгыр-буги Ригведа – священной книгой Ырыу-Боз (Род-Льда), т.е. это представители рода Боз, башкиры.

Известно, что половинная часть единого народа Усярган, якобы созданные из Туш (груди) близнецеподобного нашего первопредка гермафродита Имира, объединил пять родов (историческое единство пяти родов). А другая половинная часть Башкорт, якобы созданные из Баш (головы), объединил семь родов (историческое единство семи родов). Объединение же этих единений 12 родов образовывает башкирский народ. В Авесте и Ригведе эти пять и семь богов-предков составляют две стороны одного целого: пятеро – асуры, семеро – даеуалы. Информацию об этих терминах полнее сохранил башкирский миф: если асуры назывались би-асура, т.е. бисура (дословно: кикимора, неряха), и если этой «асуре» добавить имя южного бога «Кюна», то обнаружим Асура-Кюн – имя первопредка Усярган. А даеулы, возможно, являются дивы, точнее, семь дивов. Предводитель асуров Варуна (Шэре-инэ, т.е. божество усярганской материнской части Бокос) в Ригведе является главой всех 12 богов, возможно, это признак матриархата. На царском престоле в те времена, следовательно, восседал представитель пяти родов части груди – түш (туш – төш – полдень – Усярган). Возможно, семь родов Головной части (сторона Боз – башкорт) боролись за престол. Эта противоположенность между близнецами хорошо отразилась в Авсете и Ригведе: если в первой священной книге асуры (сторона Шульгана) – боги (т.е. сторонники добра), а дивы обозначены как дьяволы, то в Ригведе, наоборот, дивы (сторона Урала) – божества, а асуры представлены как дьяволы.

Таким положением вещей в «Урал-батыре» проникнуты мотивы «добрый, положительный Урал-батыр» и «плохой, отрицательный Шульган»; в «Гильгамеше» же, наоборот, Гильгамеш-Шульган – добрый, положительный батыр, а Энкиду-Урал – его/ее родной брат и оба они любят друг друга. Одна сторона (Усярганская) этого закона диалектической борьбы противоположенностей Усяргана и Башкорта распространилась до древнего Ирана и окрепла там в качестве свода канонов (Авеста); а другая сторона (Башкортская) данного закона укрепилась в древней Индии также в качестве свода канонов (Ригведа). Теперь наши ученые не могут никак понять эту «непонятную» противоположенность. Эта двусторонность, парность ужасающе описывается в эпосе «Урал-батыр» в виде борьбы между Уралом (первопредком башкир) и Шульганом (первопредкой усярган) в диалектическом единстве; в то же время в этом произведении будучи солидарным с положительным Урал-батыром (потому что это эпос Башкирской стороны фратрии) и наказав отрицательного Шульгана (потому что Шульган принадлежит Усярганской стороне!) делается своеобразный вывод: если племена молочных матерей Урал-батыра Инэ-Эйя (в особенности парнокопытная скотина) и Шульгана Бурэ-эсэ (хищники и также парнокопытные) – все вместе как положительные создания оставлены на стороне Урал-батыра для службы людям, то в то же время дивы-дьяволы богов семи родов Урала и змеи-ассураканы (Азраке) богов пяти родов Шульгана все вместе как отрицателные создания предназначены в виде силы зла в отношении людей. То есть естьли раньше каждая сторона половин одного целого считала себя добром, другую – злом, теперь относительно доброго отношения к людям только одна сторона с Уралом считается добром, и во главе государства на трон восходит Урал-батыр (побеждает патриархат); все боги другой стороны во главе с Шульганом, будучи отнесенными к злому дьяволу, лишаются права владения троном (остается только один главенствующий бог-Урал). Переход от двух божеств к одному божеству (две бараньи головы в один котел не вместятся, говорится в нашей пословице) – основная реформа, проведенная пророком Зороастром. Наделение единым именем Башкорт племен-близнецов, возможно, восходит к тем временам. Однако в прочной народной памяти также сохранились и ошибки древней религии (12 богов, о которых писал в Х веке Ибн-Фадлан), даже сохранились до сих пор. В нашей истории бывали случаи, когда в один котел помещались две бараньи головы. Известно, к примеру, что на престоле Хазарского каганата (VII-X вв.) восседали два кагана – Женщина и Мужчина (представляющие из себя Шульгана и Урала), и что слово женщины там ставилось выше. Когда татары-монголы вторглись в земли башкир, на государственном троне вместо Гурула (короля, т.е. представляющего Урала), сидели Куляр (Куль – представляющий Шульгана)…