Дорога Кунгур-Буги или Урала -- дорога Отцовской (Ата) фратрии

 

Как видно из древних мифов, после рождения близнецов от первых прародителей на Континенте Евразии, их потомки раздвоились, со временем эти разошедшие концы отдалялись друг от друга, в результате чего произошли два древних перворода – фратрии. Позже главари фратрий (первопредки) в разных частях континента стали называться по разному: к примеру, близнецы Урал -- Шульган, Ромул -- Рем, Ахурамазда -- Анграмайнью… Фратрия Ата, во главе которой стоял «Боз-Кар улы» ’льда-снега-сын‘ Урал, занимает северо-восточную часть континента (Внешний Башкорт), преклоняется своему первопредку Уралу. От сокращенного от «Боз-Кар улы» «Кар-ул» произошел титул главаря «король»; от него также произошли названия орудий труда «корал», а также имя героя эпоса тюркских народов Гур-ул, Арал, Урал. Потомки Урала добывали руду из недр Уральских гор, отливали оружия, возделывали землю, отражали вражеские нашествия – тем и жили. Кстати, название первого орудия труда для пашни земли также произошел от того же «Кар-угл» - каруг>кюряк (лопата). Другой синоним слова плуг в древнерусский язык вошел как орал -- одинаковый с «Уралом», оратай же (пахарь) – произошел от «Орал-атай» (Урал-батя – отец). У нас «Орал-атай» существует как Орат – ир-ат (мужчины), в виде Эрота проник в древнегреческую мифологию… Мужчины Уральских гор нападали на врагов с кличем «Орал» (русское слово орал -- кричал); клич – оран – русские до сих пор понимают как «орать»; до сих пор наши солдаты идут на наступление с криком «Ура!».

В земледельчестве у предков башкир Луна имела огромное значение: наблюдая за рождением Луны, его «смертью», годичный круговорот разделялся на сутки и месяцы – так произошел лунный календарь, определяющий сезонные земледельческие работы. Связь Ата фратрии с этим небесным телом ясно определяется в отношении его названия с главным термином, давшим имя Урал: вторая часть слова Кар-Агланы (Кар-уланы – снега сын) дает нам Аг-Ланы>Ай-Лана (әйләнә -- вращается) – вращается вокруг Земли)>Ай-Луна (по-башкирски Ай – Луна). Древние верили, что с Луны на Землю выливаются ак-белое (вода), буз (лед) и ат (огонь). Связав в одно эти три вещества, они называли их одним словом Ак-буз-ат – Акбузат (крылатый конь). Потомок Луны Акбузат опускался на землю по мере необходимости Урал-батыру. Если пристальнее взглянуть на часть «акбуз», то вот что можно увидеть: Акбуз>Агвуз>Огуз>Угез (Бык)! Следоватеьно, Акбуз-ат – это есть оседланный Уралом-Быком ат (конь). Вот почему Ахурамазда (Урал!) из Авесты восхваляется «Великий Угез»!.. “Һыйыр” (по-старому «Сыгыр» -- корова) образовался от «Суг-яр» в значении “Һыу-Ер” (Вода-Земля). Древние предки башкир называли себя Огузом (Угез – Бык) и на своих знаменах изображали рогатую бычью голову; позже стилизованный этот рисунок принял вид креста и был воздвигнут на башнях храмов. Ещё до рождения пророка Иисуса существовал священный праздник в честь будущего урожайного года, бога богатства и благополучия Ырыса (Арес<Барес<Буре-Эсэ -- Волчица); с приношением в жертву быка, вознесение его головы на вершину горы. Позже эта обрядовая легенда была положена в основу христианской религии и связана с приношением в жертву Иисуса…

Так как «Урал» в «Кар-але», где «ал» («ул») в полном своем произношении мог произноситься как «ас», то «Корал» мог называться как «Карас». В свою очередь Карас – произносился как Карай. В шежере башкирского рода кыпсак Карас-Карай значится как элемент названия Огуз-Ата фратрии. Название «Кыпсак» несет, по-видимому, также значение Ак-Бозак (Ак Бызау – белый теленок): Ак-Бозак>Ак-Псак>(А)кыпсак>кыпсак. В шежере кыпсак ясно прописано, что прадед рода Карагай-хан тот же, что и Огуз-хан (62:102).

Бычью голову с парой рогов высекали также из камня (в виде креста). Как объект преклонения его воздвигали на вершине горы Тора-тау, в частности, и на вершине другой высокой горы, вообще, в связи с чем этот каменный крест был назван «Карас-Тор-Атас» (Карас-Тораташ). Первое колено «карас» является производное таких слов и понятий как крест, кыраз (скалистые кряжи горы, на которой устанавливали крест), «хураз» (на узбекском означает петушиную гребень), «Ырыс» (Арес) – имя бога, рис, арыш-рожь, арыс-рысь, арыслан-лев, «Христ» (Иисус по-христиански). Второе же колено термина «Тора» - это «Тэре» (крест), Тора-тау (священная гора), «Тор/Тур» -- название дикого быка, «Тор» -- бог народов древней Скандинавии, «Тора» - чувашское название древнего бога, «туря» -- по-башкирски «начальник, правитель», «тора» -- мужской половой орган – фаллос. Третье колено термина «Атас» -- название священной горы Атас (Магнитная гора у Магнитогорска), и Этэс (петух) -- название восточного божетсва Этэс-худая.

После перехода в железный век Карас-Тора (крест) стали производить из железа, который стал называться как «карас» -- «корос» (по-башкирски сталь), а после видоизменения фонемы «р» в «л» - кылыс (меч с крестообразным эфесом). Эти «кылыс»-кресты часто обнаруживались в могильниках наших предков, затем они стали называться бычьим фаллосом мөс (меч). Как видим, поперек к эфесу этого оружия (эфес<Абыз<Апис – бык!) прикрепляли пару символических бычьих рог, что придавало рукоятке вид бычьей головы; а нижняя острая часть оружия вытягивалась и оттачивалась в виде бычьего фаллоса.

Читая о том, как в древние времена массагеты-хунны (Ата фратрия), усярган-саки (Эсэ фратрия), скапливаясь на Урале, объездили Евразийский континент вдоль и поперек, поражаешься: почему эти переселения велись по специальной дороге, в определенном направлении? Возможно ли с определенностью установить эту дорогу и на что следует опираться при этом? Конец этого клубка также находится у нас на Урале, в Башкортостане: как было уже многократно сказано, народная память до сих пор хранит великие дороги Кунгыр-буги (Ата фратрия) и Кюн-Уфу (Эсэ фратрия).

Так как основным ремеслом предков, преклоняющихся этому божеству (Уралу), вместе с изготовлением оружий и ведением скотоводческой деятельностей было и земледельческой, то они первыми освоили плодородные земли Евразии. Великая дорога Кунгыр-буга протягивалась с устья реки Ганга – с Бенгальского залива на юге континента через Урал до устья реки Рейн – до Северного Ледовитого океана, с крайнего юго-востока до конечного северо-запада. «Переломившись» на севере от устья Рейна, она вдоль полуострова Скандинавии протягивается по направлении северо-восток, где раскинулся Ледовитый океан. Люди этой части дороги обожествляли черный цвет полярной ночи; в основном носили одежду черного цвета. У них и знамя было этого цвета и называлось оно от слова Аба-карак ’Небо-черное‘>(А)багарак>байарак>байраҡ (по-башкирскому «знамя»).

На далеком южном берегу континента дорога Кунгур-буга, «переломившись» в устье Ганги, направляется на плодородные земли к берегам Персидского залива. «Край света» на южном кончике дороги упирается на граничившую континент Синий (Индийский) океан, поэтому людей, проживающих на этой развилке дороги Кунгур-буги, привлекал синий цвет – у них и знамя было синего цвета и называлось оно от первой часи старинного слова болоҡ-һыу ’синяя-вода‘>болоҡ>флаг. Если направиться с окраины Индийского океана до Урала, то эта южная развилка великой дороги протягивается к северу с начала от города Сатагам (башк. Сата-Кан – развилина реки Канак/Ганг), что на устье реки Ганга, к северу -- мимо города Ланхпау по верховью Ганги через Кашмир-Пакистан он доходит до Кабула и простирается через Кушка – иранский Мешхед ( башк. Масгут/Массагет) – Ашхабад – Кунграт – Гурьев – Орск, затем по верховью р. Яик к горе Атас (Магнитогорск). О том, что дорога проходит через эти местности, говорят названия древних городов: Башкорт (Афганистан), провинция Башгерд и гора Бажарт (Иран), город Кангырт (между Аральским и Каспийским морями)… В городе Аркаиме, что южнее горы Атас на расстоянии 200 км у подножья горы Аркаим, там, где соединяются реки Оло Караган с Утяганом, был расположен караван-сарай или обсерватория – место пересечения дорог Кунгур-буги с Кюн-Уфу. Процветавший цивилизованный для своего времени город существовал ещё 2 тыс. лет до времен города Трои и прославился на весь свет своими бронзой, золотом, серебром и другими сокровищами Урала. Символ свастики, олицетворяющий воссоединение четырех частей света, эти две дороги Кунгур-буги и Кюн-Уфу, часто встречаются в украшениях Аркаима (журнал «Вокруг света», №3, 1989, С.36-41). Знамя этой дороги назывался, как уже было сказано, от слова болак ’синяя вода‘ – флаг, и имел синий цвет; люди носили одежду преимущественно синего цвета.

Несмотря на то, что род Кангы, давший свое имя реки Кангы/Ганг, по своему происхождению относится к Усяргану (фратрия Эсэ -- Матери), его название в виде гидронима Кангы/Ганг почему-то прикреплено не на усярганской дороге Кюн-Уфу, а на башкирской Кунгыр-буги. В конечном счете по этим дорогам ходили рода двух фратрий, для них были общими и континент, и «дороги», и город Аркаим. Видимо, людям Кангы была по вкусу юго-восточная развилка дороги Кунгыр-буги. Потому что слово «кангы» помогает раскрыть суть «Кунгыр-буги», и «канык», и «кангырыу» (в смысле: «голова идет кругом», «ничего не соображать» и т.д.).

Напишем слитно Куныгырбуга – Канагарбага.

А теперь разделим их на два звена: Канагарбага – Канак-арбага (Канык арбага, Кунак арбага ’приставай к телеге, гость телеги‘). Также: Каныгарб-ыга. Здесь «кангырып» в смысле сходить с ума на телеге от медлительного хода быка; «ыга» («иго») – производное от «ыгыш» (медлительный).

Одновременно столько разновидностей слов: «канык» (запрячься), «кунак» (гость), «арба» (телега), «кангырып» (ничего не соображать, голова идет кругом), «ыга» (иго)… Следовательно, это «Бык, запряженный в арбу», или «Гость оглоблей». Здесь просматривается характерный для наших предков обычай, когда имя Бога не произносят (табу), а называют его отстраненно. Ведь усярганские предки тотем волка называли «кунак», перешедший к предкам-основоположникам г. Рима как «кинок». Такие общеупотребляемые сегодня слова, как «кош-корт» (птица-волк), «кусты» (младший брат) представляют собой интересный пример, где всех парнокопытных предки называли «куст-курт»ами (в смысле «быки-волки»). Если конечное «т» рассматривать как окончание множественного числа, то при его отсутствии получится: Кус – это Укус (Бык) и Кур – это Һур (Һоро/Серый, т.е. “серый волк”); “куст” у русских стал “гостем”, а “кусты” (трудолюбивый сильный человек) – остался у башкир. И “Курт” у некоторых тюркских народов закрепился как Волк...

Таким образом, вырисовывается отстраненное название Быка, запряженного в арбу – «кунак-арбага» (Кунгыр-Буга – название дороги), а от сокращенного от «Кунгир» -- родовое имя Кангы («люди, запрягающие Быка»). В то же время «канны» -- Көнкә/Көнкәй (Солнышко) -- усярганское прозвище от сокращенного Усяр-Кан – Кан/Көн. Кстати, в великом “Огузнаме” ему дано своеобразное объяснение: Огуз-хан, разгромив своего извечно ненавистного врага Татар-хана, заполоучил множества богатства; когда для перевозки этой добычи не хватило верблюдов, один находчивый воин соорудил для него первую арбу, другие также переняли это мастерство. Из-за того, что колёса арбы при передвижении все время издавали сильный скрип, якобы, её прозвали канком (надоедливым), а первого мастера, смастерившего её – кангы (119:43). За оказанные героические поступки во время многочисленных битв, возможно, усярганскому подроду Кангы был дарован берег вдоль реки Ганги (Канги) в нынешней Индии. Эти предки на ряду с реками Кангы присвоили ещё одну большую реку Инд (башк. Инде – вошел); путь наших предков по дороге Кунгыр-буги с устья реки Ганги привела их на юго-запад к плодородным землям низменности Персидского залива и довела до самого устья реки Тигр, где они прославились как шумеры. Таким образом, по причине ввода (на башкирском языке: инде) на берег Персидского моря, вторая великая река и была прозвана как Инд (Инде, т.е. вошел). В связи с этим следовало бы не забывать и о герое из священной книги Ригведы по имени Индра. Среди гимнов древней Ригведы есть и гимн «Возвращение сбежавших коров», в котором с мольбой обращена просьба к Индре-быку вернуться вместе со сбежавшими коровами. Подобный сюжет встречается также в древней Авесте. Башкирский же народ, прошедший по дороге Кунгыр-буги до Индийского (Синего) океана сохранил и донес до наших дней это древнее предание в виде эпоса “Кунгыр-буги”. Как отмечают фольклористы, «здесь можно найти информацию о том, что наши предки башкиры проживали на простарнстве от Урала до бассейна реки Обь. Башкиры жили в дружбе с народами, проживающими на берегах Каспийского моря. Повествуется о том, как один башкир отдал свою дочь за одного из житилей берегов моря. Девушку выдали замуж с приданым в виде стельной коровы. После переезда в дом жениха, вскоре корова отелилась бурым теленком, которому и дали прозвище по масти – Кунгыр-буга. Вследствие того, что хозяин больше времени проводил на охоте, а скотине он уделял мало времени, Кунгыр-буга рассердилась и ушла к себе на родину, уведя за собой всё стадо...» В эпос вошла песня-мольба той самой девушки, просящей Кунгыр-бугу вернуться обратно. Там также говорится о том, что башкирским войскам дорога Кунгыр-буги была очень удобной, и они часто ею пользовались. (135:321-322). Эта дорога, связывающая Индийский океан с Уральскими горами, глубоко врезалась в памяти башкирского народа, она проходит по юго-восточной части Башкортостана по хребту горы по правой стороны реки Сакмары и протягивается с севера на юг (135:319).

И на берегу индийской реки Инд были обнаружены связанные с этим реликвии, в том числе известные в науке как культура ба-инд (протоиндийская культура, третье тыс. до н.э.) – письмена, свитки. Преобладающими рисунками явялются изображения Быка, Колеса, Древа рода, Человека, восседающего на троне Абыза, Человека-Быка (Урал-Энкиду!), борющегося с быком Человека (точь-в-точь как шумерские рисунки). Основа сюжета названного башкирского эпоса, заклинания его героини к Кунгыр-Бугу имеет место и в священных книгах Авесте (Иран), Ригведе (Индия), а путь сбежавших коров с быком проходит вдоль горы Ҡомалаҡ/Гималай, где росли, по-видимому, ҡомалаҡ (башк. хмель) или һаумал-аҡ. Зороастрийцы Индийского субконтинента называли это растение сокращенно һаума и оно употреблялось для изготовления из кобыльего молока опьяняющего напитка Һаума/Һома (Авеста), а также из соков виноградных лоз сома (Ригведа); эти напитки, обожествленные как Һома и Сома, употреблялись во время богослужений в храмах. Современный «богатырьский напиток» из кобыльего молока у башкир также называется һаумал-кымыз...

В иранских и индийских эпосах, впитавшие в себя дух Авесты и Ригведы, прародиной народов этих стран считается «подобный райскому саду страна Сумеру» (то есть башкирская Самара или Самарау. – З.С.), находящаяся на севере, где снежные бури и буран (башкирский Урал, конечно!). Там есть «обиталище богов гора Высокий Хара-л (Урал. – З.С.), огненная гора (Янган-тау. – З.С.), обиталище бога смерти гора Яма-н (Яман-тау. – З.С.)». На этих горах боги нашли живую воду бессмертия «амриту» (от башкирского названия «умер-ита» -- ’жизни дает‘. – З.С.); эта живая вода, называемая теперь Кургазак (’заповедный источник‘), вошедшая в наш эпос «Урал-батыр», тоже бьет ключом из горы в Салаватском районе Башкортостана. Оказывается, обиталище богини Йими (Йима/Има/Имай ’женская молочная грудь с сосками‘), дающей всем жизнь, тоже находится здесь – современная священная гора Куш-тау. От горы Высокий Хара-л (Урал) истекают множества полноводных рек, в том числе великая Раһа (Агидель – Идель. – З.С.). Оказывается, когда-то индийский йог-кудесник Шука (Шаке – Волчица. – З.С.) отправился для паломничества на далекий север до священной горы Кайласа (гора Ягался в Баймакском районе Башкортостана), и этот великий паломник, когда издалека увидел долгожеланные Самарауские горы, наткнулся на кряжистое препятствие и вынужден был для прохода эту гору разрубить на попалам (Кыркты-тау ’разрубленная гора‘ в Абзелиловском районе Башкортостана)...

На южной оконечности дороги Кунгыр-Буга (побережье Персидского залива) есть по-ныне Башкирские горы (Басжарт), иранская провинция Башгерд, а в древности было государство со столицей Пасаргад (Башкорт). В пустыне Лут до сих пор существует город Бурджан – поселение древних башкиров-бурзянов. Согласно источникам (Геродот, «Огузнамэ») башкирскими племенами под руководством легендарного Огуз-хана были завоеваны один за другим Иран, Сирия, Египет; во время великого похода были оставлены (по-башкирски ҡалас) военные гарнизоны в современной Воронежской обласи (город Ҡалас/Калач), на территории Ирана (современное племя ҡалас/халаж; известный историк Абу-л-Гази напоминает, что такие гарнизоны были оставлены и в Балхе (Бактрия), и в Ираке, потомки этих людей вплоть до средних веков назывались ҡалас/халаж... В пантеоне богов Древнего Египта были широко почитаемы башкирские боги Апис/Абыз – Бык, Хатхор/Ҡотҡар ’спаси‘ – Корова.

Как уже известно, другой конец дороги Кунгыр-Буги из Аркаима на северо-запад доходила до Северного Ледовитого океана, проходя приблизительно по такому маршруту: Челябинск – Свердловск – Пермь – Киров – Ярослаль – Москва – Смоленск – Минск – Варшава – Краков – Прага – Берлин – Гамбург и, «переломившись» там, проходила вдоль северного берега Скандинавии. Еще до нашей эры между Уралом и Скандинавией осуществлялся тесная связь летом по водным и зимой по санным дорогам (136:33-65), об этом сохранилась память в сагах, эпосах и летописях скандинавских, англо-саксонских, германских народов. Согласно сочинений византийских историков Прокопия, Иордана, Агафия и др. в 406 году визиготы (башкорты) и баски-башкорты обосновываются на берегах Гибралтара в Испании, а их туда, оказывается, по дороге Кунгыр-Буги довел мифический проводник сам Бык-Олень! (138:158). Продолжив свой путь, предки наши под предводительством Би-канги/Викинга дошли до Исландии, на восточном побережьи этого острова есть большой залив Фаскурдус (Башкорт). Память об этом сохранилась у скандинавских народов: «В Европе самая восточная часть – Скифия, которую мы называем Великой Свитьод (Великая Швеция. – З.С.)... В начале всех достоверных рассказов на северном языке (на языке народов Скандинавии. – З.С.) говорится, что север заселили тюрки и люди из Азии. Поэтому с уверенностью можно сказать, что вместе с ними пришел сюда на север и язык, который мы называем северным, и распространился этот язык по Саксланду, Данморку и Свитьод (Саксонию, Данию и Швецию. – З.С.), Норвегии и по некоторой части Энгланда (Англии. – З.С.). Главой этого народа был Один (Атан-Урал. – З.С.), сын Тора (бога Тора-тау. – З.С.)... В Тракии сначала жил Фирас (Буре-эсэ – Волчица. – З.С.), сын Иафета, сына Ноя. От него произошел тот народ, который называется тюрками. Очень многие говорят, потому что так рассказывают древние книги, что из этих земель заселялась Свитьод, а Норвегия из Свитьод, а Исландия из Норвегии, а Гренландия из Исландии. Около Тракии находится Унгараланд (страна башкир-унгарцев Башкортостан. – З.С.)... Там рядом находится Болгараланд (Волжская Болгария. – З.С.(139:65,95,96). В знаменитых эпосах и сагах германских народов «Беовульф», «Старшая Эдда», «Песнь о нибелунгах» содержатся тоже многие сведения о наших предках. «Сага об инглингах» гласит: «Страна, расположенная восточнее реки Дон – Страна Асов или Дом Асов (асы – прозвище башкир производное от этнонимов аб-ас-корт/баскорт или ас-ярган/усярган. – З.С.), а столица страны называется Асгард (по-видимому от слова Басгард/Башҡорт. – З.С.). Там есть большая пещера (Шульган-таш! – З.С.). Люди этой страны по древнему обычаю поклоняются двенадцати божествам, и есть еще управлющий всеми этими божествами Господь Всевышний (о том же писал о башкирах Ибн-Фадлан! – З.С.)». Рассказывается еще вот о чем: из предков по имени Свейгдир, с намерением найти и поклониться священному дому первопредка Одина (Атан-Урала), отправляется в долгий путь и через пять лет достигает желанной «страны тюрок Великий Свитьод и ее столицы Асгард, встречается он там со многими своими соплеменниками». В «Старшой Эдде» имеются замечательные поучения (глава «Речи Высокого»), которые по сути являются точным изложением десятков башкирских пословиц и поговорок.

Среди эпосов «Старшой Эдды» есть чудесная «Песнь о Хледе», ее во всех отношениях можно назвать чисто башкирским эпосом. Поэтому считаю уместным здесь привести ее сокращенный текст о нашем древнем предке Халите/Хледе сыне Хайдарака/Хейдерака. Эпос замечателен еще тем, что там назван древнейший наш город Аркаим/Архейм.