Второй этап.

На втором этапе развития (рис. 3. Первичный сгусток мироздания. Гора Тюлькули, IV – III тт. до н.э.) в недрах Хаоса-Мрака самоформируется парный сгусток-зародышь будущего двуполого человекообразного Господа Всевышнего Имира – сути вселенной, где белый верхний слой Им -- будущая женская половина или праматерь Янбикэ (из эпоса “Урал-батыр”), она же Небо, а нижний слой Ир -- мужчина или прапатер Янбирде(из того же эпоса), он же Земля.

Третий этап.Появляется сам человекообразный Имир – двуполый Господь Всевыш-ний, гермафродит, воплотив-ший в себе одновременно и женщину, и мужчину, и жизнь, и смерть.

Имена Им(“женщина”) и Ир(“мужчина”) образова-лись, очевидно, тоже из двух половин имени Имир (Им-Ир). А само слово Имирили Умерна башкирском языке озна-чает “жизнь”, а на русском – “смерть”, что тоже логично, ибо смерть Имира дает жизнь вселенной...

Таким образом, Вселенная самообразовалась в три этапа развития природы, поэтому по канонам прарелигии число 3 считается священным.

Рис. 5. Женщина-Небо и Мужчина-Земля -- рисунок на бинте мумии

древнеегипетского фараона. Британский музей.

Господь Всевышний Имир, двуполое человекообразное существо, являлся началом начал всего сущего. Но для того, чтобы возникла вселенная, как уже было сказано, его смертное тело должно было умереть (от этого русское слово Умер), а бессмертные его 14 душ из 14 “священных врат” – по числу отвестий на двух половинах его тела -- должны были улететь на вечное пребывание в небеса.

Так и случилось. Из мужской половины тела возникла Мужчина-Земля, а из женской половины – Женщина-Небо (рис. 5 на бинте мумии древнеегипетского фараона, Британский музей. Надписи внесены мною). Идентичность древнеегипетского мировозрения с башкирской мифологией здесь очевидно: 1. Возвышенность (уба) и река Эмба; 2-3. Грудь левая и соска – северный холм горы Куш-тау и гора Юрак-тау; 4-5. Грудь правая и соска – южный холм горы Куш-тау и гора Шаке-тау; 6. Гора Тора-тау; 7. Гора Машак-тау; 8. Гора Нары-тау. На древнебашкирском языке женщину-небо называли в двух вариантах ас-аба и ан-аба (“родительница-баба”), от чего получилось слово Асаба (башкир – владелец Земли и Неба) <Сава <Хауа (на башк. “Воздух-Небо”).

Так-как синонимом слова “ас” (родительница или ро-дитель) является “ан”, путем замены первого последним получилось слово Анаба <Наба <Небо (теперь русское слово). А мужчина-земля в свою очередь назывался тоже в двух вариантах: ар-ас и ас-ар (“мужчина-родитель” и “родитель-мужчина”), которые тоже дали миру вариантные новые понятия: Ар-Ас (Арес, Ырыс – имя Бога Плодородия скифов) <Ер-Су (“Земля-Вода”) <Урыс, Рус (этническое название древних башкир-усерганцев, а теперь славян-русских); и еще Ас-Ар, Сар/Царь (имя Владыки-Земли) <Су-Ер (“Вода-Земля”) <Асар, Усер+Кан (“Вода-Земля-Солнце”), Сер (все они варианты этнического названия как древних, так и современных башкир-усерганцев).

14 бессмертных душ Имира, вознесшиеся в космос, сверкают на ночном Небе в виде созвездий Большой Медведицы (мужская половина) и Малой Медведицы (жен-ская половина) – всего 14 звезд. На рисунке 6 воспроизведена древняя каменная статуя из Тувы , изображающая Господа Всевышнего Имира с названными близнецами – первопредками человечества Шульганом (в мифах других регионов именуются Ева, Рем, Гильгамеш и др.) и Уралом (Адам, Ромул, Энкиду и др.). На боку скульптуры выбиты изображения 2 названных созвездий – Малая Медведица и Большая Медведица -- 14 душ Имира (гермафродита).

Смертное тело Имира распалось, превратившись в единый комплекс горных гряд Урал – Кадак -- Алтай и в благодатную почву, подземные и наземные воды, давая тем самым начало жизни всему сущему. Уральские горы – это торс (туловище) Имира; Кадак (Казахский мелкосопочник) -- Алтай – правая нога Имира; Азов-гора около Азовского моря – левая нога Имира (рис. 7). Каждый из его членов, превратившихся в гору и расположенные на территории исторического и современного Башкор-тостана, именуются по-башкирски:

1. Баш-тау (Голова-гора).

2. Елмердак-тау (Ветренно-сопливая гора – Нос).

3. Ирен-дек 1 на Учалинском районе (верхняя Губа-гора).

4. Ирен-дек 2 на Баймакском районе (нижняя Губа-гора).

5. Бакты-тау или Бакан-тау (Шея-гора).

6. Куш-тау (парная Грудь-гора).

7. Тора-тау (Фаллос, столп-гора).

8. Калу-тау (левая Рука-гора).

9. Ала-тау (Берущая-гора, правая рука).

10. Тукан-так или Ту-кендек (Пуп-гора).

11. Могажар-тау или Бокос-ур-тау (Детородная возвышенность-гора).

12. Машак-тау (Мошонка-гора, Имирово яичко его левой женской половины, породивший Шульгана, первопредка усерганцев-башкир).

13. Нары-тау (Нара-гора или Нарасида-гора, Имирово яичко его правой мужской половины, поро-дивший Урала, первопредка бажанак-печенегов-башкир).

14. Яман-тау или Жопан-тау (Задница, жопа-гора).

15. Кадак – Алтай ( правая Нога-гора).

16. Азак-гора около Азовского моря (левая Нога-гора).

Таким образом на первом этапе преображения тела Имира образовался регион для проживания богов и пер-вопредков человечества.

Затем подошла очередь к зарождению молочных кормилиц будущих первопредков человечества – тотемных животных Волчицы и Коровы, а за ними последовало рождение близнецов-первопредков человечества Шульгана и Урала.

Произошло это следующим образом. Прежде всего надо иметь в виду, что все мы, интересующиеся этнологией и мифологией, имеем хотя бы общее представление о выше названном мифическом прапредке – т.е. сути мироздания Имире-гермафродите в облике двуполого человека, что было отражено, как мы видели выше, в самом имени его Им-Ир, где левая половина Им (Әм) по-башкирски означает “женщина”, а правая Ир – “мужчина”; производным от этого имени является слово Мир (вселенная).

Рис. 5.
Если обобщить сведения, передаваемые мифами разных народов мира, то можно изложить их следующим образом. Земной шар и вся Вселенная образовались от застывшего в виде горной системы Урал – Кадак – Алтай (последние 2 названия – нижняя конечнось тела) прапредка; корпус Имира был расположен головою на север по направлению земной оси, которая в древности прходила через точки Таймырский полуостров – Мертвое море (Израиль).

Рис. 7. Расположение трупа Имира по линии древней Земной оси.

Такая ориен-тация привязывается и к географическим точкам на карте: Кольский полуостров – Qul (по-башк. “рука”); горная высота №1701 Путорана – искаженная Totorana (“держатель” т.е рука); Азак (Азовское море) – Ajaq (“нога”); Кадак (Казахский мелкосопочник – Алтай) – Adaq<Ajaq (“нога”), что наглядно локализовано на рис. 7, то есть руки и ноги прапредка Имира достигали указанные на карте точки. Надо заметить, ось земли в данной древности проходила на 24 градуса восточнее от современной.