Опыт восстановления

 

Опираясь на мнения ученых, попробуем восстановить два первоначальных термина, давших всем языкам общие термины в виде семантического ряда.

1. Атаб (Атам). К нему присоединяются корни: “аб” (уба), “ан” (өң в значении родоначального круга; в грамматике – окончание исходного падежа); “аҡ” (вода, молоко, свет; здесь берется в значении света, которое является эпитетом солнца-огня); “от” (огонь, выросший “на голове Солнца” волос-луч, трава; в петроглифах неолита и палеолита Солнце всегда изображается в образе мужчины, на голове которого растет луч-трава. Здесь берется в значении огня). Если всех зафиксировать, получится уравнение:

Атаб-абанаҡоти (“рожденный от отца-холма белый огонь”)>Ата-баба-Наҡ-от (“предок-пророк Нух-огонь)>Ата-баба-Н(ай)от>Ата-баба-Нот>Ата-маманот>Ата-мамонт>Атам-Аманат>Атам-Амон-от. Второе звено этого же ряда: бабанаҡот>(ба)банағот>банағот>манағот>манғот (этноним).

Как видим, и слова “ата-баба” (предки), “аманат” (завещание), “мамонт”, и имя мифического пророка Нуха (Ноя), и имена богини Нота и бога Амона, превратившихся в небесные купола, из египетского мифа, и этноним “мангот” (если окончание множественнсти –т заменим его вариантом –л, получится “манғол”?) образуются из первокоренного гнезда слов, согласно закону, который проявляется в примерах семантических рядов языков шумерской эпохи М.И.Дьяконова.

Если сравним вариант “Атан” первотермина “Атаб” с шумерским первотермином “Ут-напиштим”, выясняется, что это одно и то же: Ут-напиштим>Утн-апиш-тим>Утан-Абис-Атим>Атан-Абас-Атам, то есть “тәүге Аталыҡ Абыҙ Атам” – отец Урала и Шульгана Янбирде сам и его фаллос.

2. Әсәб (Әсәм). К нему присоединяются известные нам корни: әс, аҡ, әр, әс. То есть: Әсәб-әсаҡәрәс>Әсә-бәсәҡәрәс>Әсә-башы ҡарат>әсә-башҡорт>әсәбә-(әсәк)әрәс>әсәбә-әрәс>асаба-(ә)рус>аҫаба-урыҫ>аҫаба-Осирос.

Как видим, и современный этноним “башҡорт” (башкир), и “аҫаба”, название башкир в значении “абориген”, и этноним “урыҫ” (“русский”), родственный башкиру народ, и “башы-ҡара”, самоназвание шумерского народа (19:123,144), имя растительно-животного бога Осирис из мифа народов мира, в действительности прослеживаются по толкованию И.М.Дъяконова из гнезда первокоренных слов и согласно общего закона праязыка. Понятно и то, почему башкиры, как и древние шумеры связывают свое происхождение с землей-водой (Ер-Су). Это подтверждает общие черты шумеро-башкирских мифов и языков.

Человек, внимательно рассмотревший вышеуказанные показатели парности из двух рядов, видит, что они – древнейшие термины праязыка и восстановлены в нашем языке. Возникает вопрос: почему это находится в шаблоне нашего языка? Мы, выходит, являемся одним из древнейших народов мира? Какие еще есть доказательства, кроме материалов мифа и праязка?!

Достижение современной мировой науки отвечает и на этот вопрос. Ученые, комплексно изучающие расы и их истории, пришли к такому общему выводу. Родословное Древо человеческого мира можно разделить на две части: монголоиды (ствол) и европеоиды, родственные с негроидами (ветвь, исходящая из ствола). Монголоидные показатели являются самыми древними – первопоказателями. О таком взгляде в мировой науке объявил член-корр. Академии наук СССР В.Алексеев (32:17-18). Это говорит о том, что по антропологическим показателям башкирский народ своими корнями наряду с другими народами восходит к мифическим временам “образования мира”. Да, наряду с другими народами. Потому что, по интересным наблюдениям ученых, если начиная с устья реки Нил, путешествовать по арабским странам, Азии, Турции, Болгарии, Румынии, Украине, северу России, Башкортостану, Казахстану и Монголии, встретишь одинаковые антропологические показатели (32:17).

На этом месте обратим внимание на очень важную вещь: шумеры называли себя “башыҡаралар”ами (черноголовыми) (19:123,144). Это, наверно, “башыҡарат”, приведенный выше – более полный вариант термина “башҡорт”. Оно, наверно, произошло из двух корней и окончания множественности –т: баша-кара-т (тот самый “башыҡаралар” из шумерских глиняных книг!). Известно теперь шумерское письмо нескольких видов (постшумер, шумер и т.д.) (81:80) и их переводить очень трудно, переводы часто неточные и спорные (81:22). Поэтому название шумерского народа, переведено из клинского письма как “черноголовые” и в свою очередь может являться переводом какого-либо слова из какого-нибудь диалекта в письменный язык. Точно так и сегодня: если перевести слово “башыҡарат” на русский, получится “черноголовые”, слово меняется, сохранив свое значение. То есть, если предположим, что самоназвание шумер на каком-то этапе было “башыҡарат”, то самоназвания и “башкир” и “шумер” одинаковые “башҡорт”. Это слово употреблялось и в значении “черный (простой) народ”, и из этого “башыҡара”, наверно, происходит “масса черного народа”. В последние эпохи два звука названия “башыҡарат” (вар. басагарат) изменились в направлении б-м и р-й, и дало название предков басаҡарат – масағайат (массагет, в современном произношении Мәсәғүт). Не зря ученые объясняют, что “массагет” – это масса “черного народа”, то есть большая орда сакков (тюрков) (26:250). То же название “башҡорт” дает: басаҡарат>масай-арат>масайар-ат>мәсәәр-ат>мәшәр-ат>мишәр-ат (мишары/мещеряки) – просматриваются на ряду с другими этнонимы кочевого скотоводческого народа Восточной Африки “масай” и родственного башкирам “мишәр”. Здесь уместно вспомнить слова выдающегося ученого С.Я.Малова о том, что еще до V в. до н.э. башкирский язык существовал самостоятельно, образуя языковую группу башкир-кипчак-мишар (12:173). Этноним “башҡорт” в народной этимологии объясняется иногда как “изначальная червь” и “изначальная пчела”; может быть, здесь тоже кроется память о глубоком прошлом? Потому что знаем, что жизнь на земле стала проявляться только после обогащения земной атмосферы кислородом (в миллиард лет тому назад), первичные животные останки нашлись в земных слоях Забайкалья, а головы всех живых существ на земле бывают в форме червей (88:60-61). Поучительно и то, что башкирское научное мышление связывало происхождение народа с “творением земли”, когда жил Әҙәм пәйғәмбәр (пророк Адам, то есть Атаб, Атам); главное Родословное Древо составлен по этому правилу, например, родословная усярганских башкир (62:81). Выше сказанные, конечно, как бы относятся к ряду спорных вопросов, но польза его в том, что они пробуждают мысли, заставляют задумываться в направлении праязыка и прамифа.

Перейдем к композициям на скалах и днах горшков, где изображены древнейшая черепаха (земля) и мамонт на ней (небо). Вот на одной из композиций черепаха отошла назад, ее место занял бизон. На других рисунках мамонт отходит назад и уступает место бизону. В эвенкийском языке по обычаю табу мамонт называется “шөйлә” (клыкастый) (25:180), это восходит к слову “шөйлә ҙур” (очень большой, огромный) и “шөйлә ҡотһоҙ” (невзрачный). От слова “шөкәтһеҙ”, наверно, осталось слово-реликт “хәтһеҙ” (в значении огромный)... В древних мифах (хетт, древнегреческий) это оступление истолковывается как насильственного лишения престарелых богов (Ану, Уран) их детородного органа (по-башкирски “ҡотон алыу”) (19:177, 92:5). Название этого обычая, бытовавшем у шумерах (рис.9), сохранился в башкирском языке в качестве идиоматических единиц “ҡото осҡан”, “ҡотон алған”, “ҡот осорғос” (нагнать страху, сильно напугал, страшный).

Как известно, оба первоначала (женщина-мужчина) из мифов в зооморфическом состоянии превращаются в разных животных, на среднем переходном этапе – в двойной признак зооантропоморфа, а затем полностью – антропоморфу (человекообразным); даже сам Господь Всевышний Имир появляется в антропоморфической форме, воплотивший в себе одновременно и женщину, и мужчину в облике гермафродита. Этот переходной этап мы видим в мифах башкирских родов (Тиляу, Бурзян) о первоволке и о первоматери, о первоволчице и первоотце. Например, от присоединения Волка-отца и дочери гунского царя произошел Тиляу, от первочеловека и волчицы – род Бурзян (27:22-23). Названия бүре (волк), барс (тигр), арыҫлан (лев) из одного корня (бүре-әс>барыс>арыс>арыc-улан>арыҫлан -- лев), значит, изображений в виде льва (Лев-Львица, Отец-Мать) рода Тиляу сохранился со времен Вавилонской эпохи шумер (7:335, рис.83). После этого зооантропоморфного этапа, наверно, на арену встанет антропоморфная модель (Имир-Нинхурсаг – Янбирде-Янбика) космогонической концепции. Таким образом, первые животнообразные боги превращаются в человекообразные боги. Это доказывает одна ветвь башкирского Родословного Древа, включенная в Библию: слова Йағҡоб – Яҡ үгеҙе (Як-бык), его жена Лейә в переводе - Ҡыр Һыйыры (Дикая Корова), молодая жена Рахель – Овца. Дети, рожденные от Якуба: Иуда – Арыҫлан (Лев), Иссахар – Ишәк (Осел), Вениамин – Бүре (Волк), Иосиф – Йәшел Ботаҡ (Зеленая Ветка)... Как видим, четвероногие животные превратились в двуногих людей. А на этом этапе, если выразиться языком ученых, “все элементы тела живого человека отождествляются с космогоническими принципами Вселенной” (77:145). Это положение восстанавливается и в материале праязка:

1. Мужское первоначало: мамонт>буҙағас (бизон)>буҙ-ағаз/буҙ-Үгеҙ (бурый бык)>буҙ-уғыҙ (этноним угуз, гуз)>ағаҙ/ағас (дерево)>ағай (брат)/аға (мужчина).

2. Женское первоначало: Аҡабар/Аҡәрәл>Ҡабараҡәрәл (гөбөргәйел “черепаха”)>(а)ҡабар(а)-ҡәра(л)>ҡабар-кәрә (ҡәбер-керә -- могила-земля)>Кобр (богиня-змея)-Һәрә (Гера, человеколикая богиня Земли греков). Значит, черепаха по форме своей головы-шеи была из рода змеи (символа воды). Это вырисовывается в реконструкции названия “источника водной стихии” Луны: Сулана (водяная)/Селена-Лена (река)>Сүлән>Сылан/Йылан (змея); в то же время земная твердь в облике черепахи с головой змеи является богом Земли-Воды тюрков (41:71)... Родословная продолжается: если повнимательней наблюдать старые мифы, змеиная шея черепахи наряду с изменением слова “сулаҡа-жулаҡа” превращается в жылҡы/йылҡы -- лошадь (кобылу), а тело черепахи из “баҡа” превращается в “буға” – бизон-корву, а бизон в бисо(н)>бисо>бисә (человек женского рода). Здесь возникает вопрос: почему одновременно два существа женского рода (кобыла и женщина)? Не дубляж ли это?.. Нет, оказывается, это не так. Наверно, на каком-то этапе какой-то род-племя считал кобылу первоматерью всех животных и растений на земле. Это подтверждает и то, что богиня Бөрйән-эйә из мифа Ригведы была конеобразной и она выполняла божественные функции. А если вернемся к термину человеческого рода “бисә”, в свою очередь когда-то и на ней была возложена функция первоматери всех человеческих существ и растений. Они обе, конечно, несут функции вышеупомянутого бога Земли-Воды (41:71). Если “сүл” в родословной йылҡы/сулҡы – һыу-һүл (вода) в современном языке, то ясно, что в родословной “бисә” (“бизон”) корень буҙ есть боҙ (лед). Они – вода и лед – два физического состояния одного и того же вещества. Значит, йылҡы (конь) вызывает дождь, а бизон – снег. Заодно вспомним: жир конины в холоде бывает мягким, а говядина – твердым. Название “источника водной стихии” (Ай/Луна) из мифа составляет виды названий Луны – Селена (Луна), Селал (Һилал) и человеческие имена: Сәлимә, Лена, Сөләй, Сәлисә и т.д.; из словосочетания “Сулана әсәһе” (мать Луны) происходит Суланәсә - Солнце.

А сейчас выясним одну вещь: известно из мифов, что Луна вызывает дождь (83:328), тогда кто же вызывает снег? Солнце? Но Солнце никогда не относился к ряду первоначал воды на земле, а является первоначалом огня. К какому небесному телу отнетси функции снега? Кто же может выполнять эту функцию кроме Луны и Солнца? Раз сущность двух форм – дождя и снега одна и та же (вода), источник этих явлений должен быть тоже один – Луна/Месяц. Луна называется Сулана (Сүл-әсә), в родственных тюркских языках лед и сегодня называется “муз” (“мус”), значит “боҙ яуҙырыусы” (вызывающая снег): буҙ-әс(ә)>буҙәс>Мусәс>Месяц. Вот откуда происходит в одном языке два названия одной и той же Луны (Луна, Месяц) – они связаны с двумя физическими свойствами воды. Вот почему предки шумеров в своих храмах символом Бога-Луны ставили голову бизонского быка, сделанную из золота, и одним из эпитетов, восхвляющих этого бога был “Үгеҙ” (101:16). То, что до этого шумерского примера Луна относилась к женскому роду и то, что в то же время она показалась Быком мужского рода, говорит о том, что в ту эпоху шумерского государства общая космогоническая модель оставалась прежней. По этой модели, в действительности, бог Ай-Урал (Месяц-Урал) был быкообразным, а богиня Көн-Шүлгән (Солнце-Шульган) -- в виде Волчицы (как Земля была мужского рода, Небо – женского)... В то же время согласно концепции “правое-левое”, в вавилоно-аккадском эпосе, продолженной наследственной преемственостью шумеров, источником осадков являлась жена бога Солнца-Шамаша, ее имя произносится так же как и в нашем языке Ай/Айа (34:180). Значит, утверждается, что наш эпос и эпос старого мира совпадают, миф – это история наших предков.