Дикие люди Малайзии и Индонезии

 

Джон Маккиннон (John McKinnon) путешествовал в 1969 году по Борнео. Наблюдая за орангутанами, он наткнулся на следы, похожие на человеческие, и поинтересовался у лодочника‑малайца, кому они могли при­надлежать. «Тот без малейших колебаний ответил: „Это следы бататута“ (Batatut)», – пишет Маккиннон. Позднее, уже в Малайе, Маккиннон повстречал следы еще крупнее ви­денных им на Борнео, однако, по его словам, оставило их точ­но такое же существо. Малайцы называют это существо орангпендеком (Orangpendek) – «низкорослый парень». По свидетельству Айвена Сэндерсона, следы эти сильно отлича­ются от принадлежащих человекообразным обезьянам, кото­рые обитают в индонезийских джунглях (гиббоны, сиаманги и орангутаны), а также от следов так называемого «солнечного медведя».

В начале двадцатого столетия губернатор Суматры Л. Вестенек (L.C. Westenek) получил письменное сообщение о встрече с диким человеком, называемым седапа (Sedapa). Уп­равляющий поместья, расположенного в горах Барисан, вмес­те с несколькими работниками наблюдал седапу с расстояния примерно в 15 ярдов (около 140 м). По его словам, это было «крупное, очень волосатое существо на коротких ногах (но не орангутан), которое, совсем как человек, бежало мне напере­рез».

В статье о диких людях, опубликованной в 1918 году, Ве­стенек вспоминает сообщение некоего г‑на Устинга, жителя Суматры. Идя однажды по лесу, он наткнулся на человека, си­девшего спиной к нему на бревне. Устинг писал: «Меня пора­зила его шея, точнее, ее кожа: ужасно грязная и напоминав­шая шкуру зверя. „Да ты, парень, грязнуля, и кожа у тебя вся в каких‑то складках“, – пробормотал я про себя… и тут уви­дел, что это вовсе и не человек».

«Не был он и орангутаном, одного из которых я как раз недавно наблюдал», – продолжал Устинг. Если не орангутан, то кто же? Этого Устинг сказать не мог. Как мы уже отмечали, есть предположения, что дикие люди являются сохранивши­мися до наших дней неандертальцами или представителями вида Homo erectus .

Но если мы не можем быть уверены относительно видо­вой принадлежности гоминидов, по всей видимости живущих рядом с нами, то как можно с уверенностью что‑либо утверж­дать о гоминидах, живших в отдаленном прошлом?

Изучение ископаемых костных останков такой уверенности дать не может. В письме нашему исследователю Стиве­ну Бернату от 15 апреля 1986 года Бернар Хевельман преду­преждает: «Не переоценивайте значение ископаемых свидетельств. Окаменелость – явление чрезвычайно редкое, можно сказать, исключительное, а значит, по таким свиде­тельствам нельзя составить точную картину жизни на Земле на протяжении прошедших геологических периодов. К тому же костные окаменелости приматов – вообще большая ред­кость по той простой причине, что высокоорганизованным и очень осторожным существам гораздо проще избегать обстоя­тельств, при которых возможен процесс окаменения – на­пример гибели в торфяном болоте».

Несомненно, эмпирический метод может дать лишь ограниченные результаты в силу неполноты и несовершенства исходного материала – ископаемых костных останков. Одна­ко комплексная, объективная оценка всей совокупности сви­детельств, в том числе касающихся древнего человека и жи­вущих ныне людей‑обезьян, позволяет прийти к выводу о длительном сосуществовании этих различных видов, в противоположность теории эволюционного перехода от одного вида к другому.