СКУЛЬПТУРА ВТОРОЙ ПОЛОВИНЫ XVIII ВЕКА

- Вторая половина18 века – начало 19 века – золотой век русской скульптуры.

- Целая плеяда выдающихся скульпторов.

- Петербургской Академии художеств принадлежит огромная роль в воспитании целого отряда талантливейших русских скульпторов ХVШ столетия. Высокая культура рисунка в Академии, штудирование человеческой фигуры, воспитание навыков мастерства - первоклассных мастеров скульптуры.

- Направление в русском искусстве второй половины XVIII века – классицизм (идея гражданственности, античность, подобие античной скульптурной тщательной и точной лепке.

Федор Гордеевич Гордеев (1744—1810)

- К старшему поколению скульпторов второй половины XVIII столетия. Сын дворцового скотника, он окончил Академию художеств годом позже Шубина, одновременно с ним был в Париже и Риме, так же, как Шубин, посетил
раскопки Помпеи и Геркуланума и вернулся на родину в 1772 году. Гордеев свой дальнейший жизненный и творческий путь тесно связал с Академией, в которой долгое время играл руководящую роль.

- Его искусство характеризует начальные шаги в развитии классицизма.

- Напряженная динамичность и захватывающий зрителя драматизм присущи ранней композиции Гордеева «Прометей».

- О воплощении нового художественного идеала, о внимательном освоении Гордеевым опыта античного искусства говорит барельефное надгробие Н.М.Голицыной (мрамор, 1780). Замысел идет от древнегреческих стел. Фигура плакальщицы - чистый профиль; большое значение - складкам широкой драпировки, в которую закутана женская фигура (в памяти многочисленные образы античного искусства).

- Ему принадлежит статуя Аполлона Мусагета, модель которой Гордеев выполнил в 1798 году по античному оригиналу. Бронзовый бог, облаченный в длинные ниспадающие одежды, увенчанный лавровым венком, изображен с древним музыкальным инструментом - кифарой - в руках.

Федот Иванович Шубин (1740—1805)

- Обучение в Академии художеств. Поездка в Париж и Рим. Побывал на раскопках Геркуланума и Помпеи. Античность не привлекла его особого внимания. Шубин - великолепный мастер реалистического портрета.

- В 1773 г. был избран в члены Академии художеств. Среди его работ особенно привлекательны женские образы. В портрете М.Р.Паниной (середина 70х гг.) уже стареющая, но ещё красивая женщина, гордая и независимая, представлена в простом домашнем платье, украшенном бантом и кружевами. Гладкая кожа, мягкие, свободные складки одежды, мастерски выполненные локоны и цветы на голове необыкновенно естественны.

- Шубинские портретные бюсты рассчитаны на круговой осмотр. Таков портрет императора Павла I, существующий в трёх вариантах: два - в бронзе (1798 и 1800гг.), один - в мраморе (1800 г.). В парадной одежде, с орденами, но с изменением точки зрения его облик тоже меняется — от сурового до комичного, от мечтательного до жалкого, что в полной мере соответствовало характеру императора.

- Портрет Ломоносова.Без парика. Мягкий и задумчивый взгляд.

Этьен Морис Фальконе (1716—1791)

- Памятник Петру I. Первоначальный эскиз в 1765 году. Каменная скала, весившая, после ее частичной обрубки, около восьмидесяти тысяч пудов. К 1775 — 1777 годах происходила отливка статуи из бронзы, открытие же памятника состоялось в 1782 году. Помощницей Фальконе в работе над памятником явилась его ученица Мари Анн Колло (1748—1821), изваявшая голову Петра. После отъезда Фальконе установкой памятника руководил скульптор Гордеев. Гордееву же принадлежит и идея самого постамента со змеёй, которую попирает нога коня.

- Философское содержание - с замечательной силой. Фальконе прекрасно связал ритмически фигуру Петра с конем, а все изваяние всадника — со скалой-постаментом. Вместе с тем пластическое решение монумента - со строгим учетом его расположения в середине огромной Сенатской площади.

- Героическое толкование образа, патетичность всего художественного замысла памятника приближают произведение Фальконе к тому направлению поисков «большого стиля», по которому шло в эти годы формирование классицизма. Творение Фальконе оставило значительный след в произведениях поэтов и художников последующих поколений и приобрело широкую известность под пушкинским наименованием «Медный всадник».

Михаил Иванович Козловский (1753—1802)

- Один из величайших русских скульпторов. Из демократической среды — его отец был «трубачевским мастером» в военно-морском флоте. С 1764 по 1773 год Козловский учился в Академии художеств.

- Интерес к сюжетам русской истории был характерен для раннего периода деятельности Академии. Идеи героического служения родине, борьбы за ее независимость, для провозглашения идеалов любви и дружбы, ненависти к тиранам и преклонения перед действительно благородными поступками.

 

- Заграничные занятия Козловского начались с Рима и только в 1779 году он переехал в Париж.

- В 1788 году Козловский вновь направляется в Париж, где попадает в самую гущу революционных событий. Здесь - статуя «Поликрат, привязанный к дереву» (гипс, 1790, Русский музей), темы человеческого страдания и жажды освобождения подняты до трагических высот. Выразительны данная в резком развороте фигура Поликрата, жест руки, вскинутой вверх в последнем судорожном усилии, лицо, охваченное смертельной мукой.

- Вернувшись во второй половине 1790 года на родину, Продолжают волновать античные темы.

- К 1789 году относится создание небольшой статуи «Пастушок с зайцем» (она известна и под наименованием «Аполлон»; имеются гипсовый, мраморный и бронзовый экземпляры в Русском музее и Третьяковской галерее). Исключительно тонком и глубоком проникновении в художественную культуру древней Эллады. Через знакомство с римскими памятниками Козловский пришел и к пониманию греческой пластики. Изящество и гибкость тела пастушка, ритмическое движение фигуры, тонко переданные взаимоотношения поворотов головы, торса ног, предопределяющие необходимость обхода скульптуры зрителем, — все это говорит о творческом воссоздании Козловским многих основных особенностей древнегреческой скульптуры, далеком от внешней подражательности.

 

- В 90-х годах внимание Козловского приковано прежде всего к героическим темам. К началу 90-х годов относится скульптура Козловского «Бдение Александра Македонского» (мрамор, 1794, Русский музей). В ней с замечательной законченностью и изяществом пластического выражения повествуется о воспитании в себе юным Александром силы воли и мужественности, которые будут необходимы ему как полководцу.

- Последнее двадцатилетие XVIII века и начало XIX столетия в истории русского искусства отмечены особым интересом к надгробным памятникам. Много в этой области сделал Гордеев, наиболее совершенные надгробия исполнил Мартос, но немалый вклад в мемориальную скульптуру внес и Козловский.

- Горячий отклик в творчестве Козловского нашел героический подвиг, совершенный русскими войсками под водительством Суворова в 1799 году и связанный с легендарным походом через Альпы. В «Геркулесе на коне» (бронза, 1799, Русский музей) - мыслить античными образами даже в тех случаях, когда он обращался к современным ему событиям. Гениального русского полководца - в виде всадника, своим обликом напоминающего образы статуй греческих атлетов, уверенно восседающего на скачущем коне. Скала и поток - Альпы и Рейн, змея — побежденного врага. Черты условности и гиперболичности, имеющиеся в этом произведении.

- ПамятникА. В. Суворову в Петербурге (1801). Лучшим из исполненных в России на протяжении XVIII и XIX столетий. Фигура генералиссимуса не портретна. Лишь отдаленное сходство с оригиналом.

- В военных доспехах - элементы вооружения древнего римлянина и рыцаря эпохи Возрождения. Всепобеждающая энергия Суворова, решительность и мужество воина, мудрость полководца и внутреннее благородство, озаряющее изнутри всю фигуру.

- Великолепно найденный в своих очертаниях цилиндрический постамент (Воронихин), на котором утверждена фигура, по пропорциям превосходно связан со скульптурным изображением.

- «Самсон, разрывающий пасть льву» (бронза, 1800). В Самсонов день – победа Полтавская. В это время происходила замена старых статуй, игравших весьма существенную роль в художественном облике петергофских фонтанов, новыми. Основные мастера русской скульптуры конца XVIII века: Шубин, Щедрин, Мартос, Прокофьев. Центральное место - вызолоченная статуя Самсона, исполненная Козловским.

- В сильном движении, напоминающая статуи Геракла и титанические образы Микеланджело, мощная фигура Самсона олицетворяла грозную силу русского оружия.

- Лев, пасть которого разрывает Самсон, символизировал Швецию (фигура льва входит в государственный герб этой страны).

- Средствами аллегории в скульптуре воспел Козловский славные победы отечественных армий, давшие возможность России «ногою твердой стать при море», широкая панорама которого открывается с террас Петергофского каскада. Во время нашествия гитлеровских захватчиков «Самсон» был похищен. После окончания войны на основании сохранившейся документации он был заново воссоздан скульптором В. А. Симоновым и поставлен на старом месте.

Иван Прокофьевич Прокофьев (1758 — 1828)

- Младшим из плеяды скульпторов XVIII века был Иван Прокофьевич Прокофьев. Сын «закройного мастера по конюшенской части», из воспитательного училища при Академии художеств в 1771 году перешел в скульптурный класс. Академию окончил в 1779 году, в последнее время своего пребывания в ней занимался под руководством Гордеева.

- Годы 1779—1784 - в Париже. На обратной дороге - в Германии, где пользовался успехом как портретист.

- В статуе «Актеон» (бронза, 1784, Русский музей и Третьяковская галерея) сильное и легкое движение юной обнаженной фигуры передано Прокофьевым с большим мастерством. В профиль особенно отчетливо выступает четкая, гибкая линия силуэта бегущего юноши, преследуемого собаками Дианы.

- Но больше всего работал Прокофьев как мастер рельефа, создав в этой области свой индивидуальный стиль, свою манеру. Особенности античного рельефа восприняты с большой последовательностью: единства в высоте рельефа, а когда создает многофигурные композиции, то часто обращается к приему изокефалии (равноголовия).

- Высокая культура в разработке драпировок, тонкое понимание их взаимоотношений с человеческим телом.

- Успокоенный и мерный ритм лежит в основе сцен.

- Гипсовые рельефы, украшающие парадную лестницу Академии художеств (1785 —1786), дворец Строгановых, Павловский дворец, а также чугунную лестницу Академии художеств (1819—1820) - сложные аллегории, посвященные в основном изображению различных видов художественного творчества. Тут «Кифаред и три знаменитейших художества», аллегории, посвященные скульптуре и живописи, и др. Прокофьеву удавались изображения детских фигурок; он давал их очень живо и с большим изяществом. Порой эти фигурки олицетворяют такие трудные для пластического претворения понятия, как «Математика» или «Физика».

- Прокофьев являлся значительным портретистом. Сохранились два прекрасных терракотовых бюста его работы — А. Ф. и А. Е. Лабзиных (1800, Русский музей). По простоте и интимности трактовки образов бюсты эти обнаруживают значительную близость к живописным портретам русских мастеров конца XVIII — начала XIX века.

Феодосий Фёдорович Щедрин (1751—1825)

Феодосий Фёдорович Щедрин - представитель целой династии художников: его старший брат Семён и сын Сильвестр были пейзажистами. Щедрин — один из немногих русских скульпторов того времени, умевших изображать обнажённое тело в мраморе.

«Марсий». Сюжет: В древнегреч. мифе сатир Марсий, мастерски играющий на флейте, вызвал на музыкальное состязание Аполлона. Бог победил Марата и в наказание за дерзость содрал с него кожу. Привязанный Аполлоном к дереву, герой стремится к свободе, мышцы тела напряжены. Пут не видно, но зритель чувствует, как они сдерживают порыв Марсия к свободе.

Мастер прославился благодаря скульптурным украшениям на здании Адмиралтейства в Петербурге, перестроенном по проекту А.Д.Захарова. Но этот ансамбль относится уже к XIX в. — не только по времени создания, но и по стилю.

АРХИТЕКТУРА ВТОРОЙ ПОЛОВИНЫ 18 ВЕКА

Вторая половина 18 в. знаменует новый этап в истории архитектуры.

Русская монархия в этот период достигает расцвета. Экономика прогрессирует. Развивается торговля с другими странами. Укрепляется государственная власть. Совершенствуется флот и армия.

Победы на прусским королём Фридрихом II и над Турцией усиливают позиции страны на Балтийском море и выводят ее к Чёрному морю.Все эти прогрессивные изменения приходятся на вторую половину 18 века.

Положение же крестьян в этот период становится все более невыносимым: крепостной строй – кабала для крестьян – довел их до отчаяния. Доведенные до крайности крестьяне поднимаются во главе с Емельяном Пугачёвым в 1773-1775 гг. на грандиозную крестьянскую войну. Однако, с помощью колоссального напряжения сил регулярной армии Екатерине удается подавить одно из крупнейших во всей русской истории восстание.

Успехи страны на поприще международных отношений и экономики способствуют и укреплению государства и росту культуры. Они усиливают идею гражданственности. Служение отечеству, осознание действенности и общественной предназначенности искусства, пафос прославления человека и человечности, восхищение красотой ума и тела, гармонией физической и духовной, тяга к гармонии и простоте– основные взгляды просветителей. Демократическое обществои как идеал Греческое общество – вот с кого следует брать пример, - считали прогрессивные русские умы того времени.

Взгляды просветителей опираются на классические образцы, на античность. Отсюда – появление нового течения в искусстве – во 2 половине 18 века в Российском искусстве появляется классицизм. Вдохновение – в античных образцах – Греции, Рима.

Два этапа: ранний – 1760-начало 80-х гг., строгий – сер. 1980-90-е гг.

В раннем классицизме:

· Общественные здания

· Планировка – одна-две лапидарные геометрические фигуры (квадрат, треугольник, круг)

· Объемы зданий монолитны

· Поверхность стены: уступчатая – лопатки, пилястры и не совсем отделенные от стены колонны.

· Портик – на уровне 2-3 этажа, не вынесен далеко.

В строгом:

· Городские, частные дворцы и усадьбы

· Планировка – усадебная схема (центральный корпус, боковые корпуса, соединенные боковыми галереями)

· Композиция как система самостоятельных, но соподчиненных частей

· Стена гладкая. Колонны отделены

· Портик вынесен. Вход

ВЛИЯНИЯ ПРЕДЫДУЩЕГО ПЕРИОДА (барокко) – использование в раннем классицизме «рельефной стены»