ИСКУССТВО ВТОРОЙ ПОЛОВИНЫ XIX ВЕКА

ВВЕДЕНИЕ

Крымская война 1855 —1856 годов подорвала крепостнический строй. Крах внутренней и внешней политики царского правительства, обострение нужды и бедствий народных масс вызывали все большее возмущение. Крестьянские волнения прокатились по всей стране, назревала революци­онная ситуация. В. И. Ленин в статье «Крестьянская реформа» и пролетар­ски-крестьянская революция» (1911) писал: «Крымская война показала гнилость и бессилие крепостной России».

В этой обстановке самодержавие было вынуждено идти на уступки и решиться на освобождение крестьян сверху, боясь, что доведенный до отчаяния народ восстанет против поработителей и освободится своими силами.

Реформа 1861 года открыла дорогу капиталистическому развитию Рос­сии. Правда, реформа носила крепостнический характер: хотя личная зависимость крестьян от помещиков была официально упразднена, в стране по-прежнему сохранялись старые порядки.

Идеологами крестьянских масс выступили русские революционные де­мократы, поставившие своей целью бороться за интересы народа, за его освобождение от крепостничества. Их деятельность, связанная со вторым разночинским периодом русского освободительного движения, разбудила широкие слои общества к сознательной гражданской жизни. Демократиче­ская мысль проникала во все области русской культуры.

Диссертация Н. Г. Чернышевского «Эстетические отношения искусства к действительности» (1855) стала знаменем борьбы демократических дея­телей искусства и литературы. Чернышевский учил, что «прекрасное есть жизнь», что писатель и художник обязаны не только правдиво отражать жизнь своего народа, но и выносить в своих произведениях общественный приговор отрицательным явлениям современности.

Необычайно высокого развития достигла русская литература. Н. А. Не­красов с глубокой сердечной болью писал о тяжелой доле русского народа, воспевал его духовную красоту, разоблачал уродства крепостничества. В самые темные углы беспросветной действительности заглянул М. Е. Сал­тыков-Щедрин, предав беспощадному осмеянию помещичье-чиновничью Россию. Комедии и драмы А. Н. Островского обличали самодурство и ко­рысть старого московского купечества, взяточничество и спесь чиновников. Русские писатели создали образ маленького человека, сохранившего в тя­желейших условиях чистое сердце и любовь к правде. Л. Н. Толстой и Ф. М. Достоевский проникли в глубины человеческой психологии. Компо­зиторы «Могучей кучки» принесли славу национальной музыке.

Влияние русской демократической мысли и прогрессивной литературы благотворно сказалось на развитии изобразительного искусства. Художни­ки-демократы поставили целью связать свое творчество с актуальными вопросами современности. Это была страстная, непримиримая борьба за подлинно народное искусство.

В 1863 году четырнадцать воспитанников Академии художеств под воздействием демократических идей выразили решительный протест про­тив казенного, официального искусства и отказались писать конкурсную картину на заданные темы: «Освобождение крестьян» и «Пир в Валгалле» (последняя взята из древнескандинавского эпоса). Молодые художники во главе с И. Н. Крамским, ратовавшие за свободный выбор темы, оставили стены Академии. Это было небывалое коллективное выступление против обветшавших академических традиций.

«Протестанты» искали новых путей искусства и, выйдя из Академии, организовали «Первую Санкт-Петербургскую артель свободных художни­ков» — художественную коммуну, основанную под воздействием популяр­ного романа Н. Г. Чернышевского «Что делать?». Они стали жить вместе, сообща брали заказы и заработок делили поровну, свои же картины посвя­щали сценам из народной жизни. И хотя Артель просуществовала сравни­тельно недолго, так как организационные формы ее были мало реальны в обстановке того времени, влияние этого объединения на последующее развитие русского прогрессивного искусства было исключительно велико.

Критический реализм стал основным методом всех передовых художни­ков второй половины XIX века. Это было важнейшее направление, форми­рующее национальную художественную школу.

Критический реализм развивался и укреплялся в борьбе с идеалистиче­ской эстетикой за народность искусства, утверждающего новые идеалы. Художники вслед за Чернышевским могли бы сказать, что они стремятся передать действительность многообразно — «в формах самой жизни».

Главное содержание искусства — современная жизнь народа — посте­пенно осознавалось как результат исторического процесса и было тесно связано с постоянным обогащением реализма, о чем свидетельствуют этапы его развития в XIX — начале XX века. В единстве правдивого и актуально­го содержания сюжетов и четкого построения действия в композиции, в психологической выразительности образов и цветовой гармонии лучшие художники-реалисты видели важнейшую задачу творческих поисков. Бо­рясь за идейность искусства, они выступали убежденными противниками как казенного академического псевдоклассицизма, так и пошло-обыватель­ского натурализма.

Исследованию искусства и творческих проблем реализма второй поло­вины XIX века посвящено множество трудов советских авторов. И в настоя­щее время по-прежнему не ослабевает актуальность углубленного анализа высоких демократических традиций наших предшественников — как ис­кусства отдельных мастеров, так и теоретических вопросов, связанных с прогрессивным художественным наследием.