АРХИТЕКТУРА

Крупные перемены в жизни России на рубеже XVII — XVIII веков вызвали и значительные изменения в русской архитектуре. Расширились задачи градостроительства, возникла необходимость в новых производ­ственных, административных, общественных зданиях. Были сделаны по­пытки регулирования частного жилого строительства. Новые типы соору­жений требовали разработки особых приемов их выполнения, применения новых материалов, конструкций. Интенсивно развивается в это время стро­ительная техника.

Своеобразные приемы начали складываться в архитектуре Москвы на грани XVII —XVIII веков. Появляются новые жилые сооружения, располо­женные главным образом вдоль улицы, а не усадебным приемом, как в XVII веке (дом Гагарина на Тверской улице, не сохранился), крупные утилитарные постройки (Арсенал в Кремле). Наряду с применением архитектурных форм, связанных с традициями XVII века (так называемая Сухарева баш­ня— здание, где помещалась Навигационная школа), вырабатываются постепенно и новые стилевые черты.

Характерный памятник московского зодчества начала XVIII века — церковь Архангела Гавриила, так называемая Меншикова башня, соору­женная на территории усадьбы А. Д. Меншикова (1701 —1707, ил. 29). Строитель ее Иван Петрович Зарудный (вторая половина XVII в.— 1727) был крупным зодчим и выдающимся скульптором-декоратором. В Меншиковой башне своеобразно объединяются мотивы церковного сооружения и чисто светские элементы. Здесь применена традиционная схема церковно­го зодчества предшествующего времени — восьмерик на четверике. Однако она сочетается здесь с ордерными элементами и увенчивавшим некогда здание высоким шпилем.

Большие возможности для дальнейшего интенсивного развития русско­го зодчества раскрылись в строительстве нового города на берегах Невы — Петербурга, заложенного первоначально как порт и крепость, но вскоре превращенного в столицу. То оригинальное, что определилось в строитель­стве Москвы на рубеже XVII—XVIII веков, получило здесь интенсивное развитие. Хотя строительство Петербурга шло в трудных напряженных условиях Северной войны, тем не менее в нем с самого начала ярко раскры­лись новые черты, показательные для архитектуры того времени. Возникла потребность в создании генерального плана города. Первые опыты (Ж.-Б. Леблона — 1716 и Д. Трезини — 1717 — 1725) были в целом неудач­ны, так как решали задачу слишком схематично и отвлеченно, без учета конкретных особенностей местности. Но они подготовили почву для даль­нейшего развития этого сложного и ответственного дела.

Строительство города сопровождалось большими работами по укрепле­нию берегов Невы и малых рек, сооружению каналов. Эти меры были не­обходимы для создания города на болотистых низких берегах. Одновремен­но сооружались здания различного назначения — производственные, тор­говые, административные, жилые.

Для успешного решения новых задач были приглашены многие инос­транные архитекторы, помогавшие быстрее освоить опыт западноевропей­ского строительства; одновременно русских мастеров посылали для обуче­ния за границу. Из числа приглашенных, а частью и приехавших по собственной инициативе иностранных зодчих значительное воздействие на развитие русской архитектуры начала XVIII века оказали только те, которые в России прожили долго, познакомились с местными условиями, широко и серьезно подошли к решению поставленных перед ними задач.

Наиболее крупным среди них был Доменико Трезини (ок. 1670—1734), соорудивший Петропавловский собор (1712 —1733, ил. 31) и Петровские ворота в Петропавловской крепости, спроектировавший громадное здание Двенадцати коллегий (1722 —1742), главного административного учрежде­ния страны (ныне Ленинградский университет), и Гостиный двор (1723— 1735, находился недалеко от здания Двенадцати коллегий, не сохранился). Здания, построенные Доменико Трезини, способствовали формированию характерных приемов нового стиля русского барокко. Они отличались рациональностью планов и конструкций, а также умеренным пласти­ческим убранством фасадов.

Трезини руководил архитектурной мастерской, созданной в 1706 году Городовой канцелярии (позже Канцелярии от строений) — организующего центра всего петербургского строительства того времени. Городовой канцелярией были разработаны и так называемые проекты образцовых жилых домов для различных социальных групп населения: «именитых», «зело именитых» и «подлых людей» (мещан). Применение этих типовых проек­тов намного облегчило застройку города.

Крупнейшими русскими зодчими, творчество которых сложилось в про­цессе строительства Петербурга, были М. Г. Земцов, И. К. Коробов, П. М. Еропкин. Общая направленность их работ характеризует важнейшие основные области строительства второй четверти XVIII века.

М. Г. Земцов (1686 — 1743) был строителем различных но назначению сооружений — дворцовых и административных, временных построек для празднеств, церквей — и одновременно возглавлял контроль над всем жи­лым строительством в городе. Из построек Михаила Григорьевича Земцова лучше всего сохранилось здание церкви Симеона и Анны на Моховой улице (1731 —1734). Оно решено по общей схеме церковных построек Москвы конца XVII века (колокольня, трапезная, собственно церковь), но с приме­нением новых форм (система ордера, шпиль).

Другим известным произведением Земцова был Аничков дворец на Невском проспекте, построенный в начале 1740-х годов для графа А. Г. Ра­зумовского. Здание многократно переделывалось в более позднее время, но эти изменения сравнительно слабо затронули его объемную композицию. Аничковым дворцом открывается период создания в Петербурге крупных репрезентативных сооружений середины XVIII столетия.

С именем И. К. Коробова (1700 —1747) связаны большие рабты в Адми­ралтействе, проводившиеся в 1730-х годах. Адмиралтейство было заложено через год после Петропавловской крепости на южном берегу Невы и заду­мано первоначально как судостроительная верфь и одновременно как кре­пость. Позднее, после переноса основного строительства города на южный берег, оно превратилось в главное узловое здание дальнейшей планировки городского центра. Иваном Кузьмичом Коробовым в 1732 — 1738 годах была возведена знаменитая золоченая Адмиралтейская игла (так назвал ее А. С. Пушкин), с флюгером в виде трехмачтового корабля. Повторенная А. Д. Захаровым, она и поныне завершает башню главного въезда на тер­риторию здания. Коробов явился крупнейшим мастером русской про­мышленной архитектуры 1730—1740-х годов.

П. М. Еропкин (ок. 1698 — 1740) был выдающимся градостроителем. Используя накопленный до него опыт, Петр Михайлович Еропкин вырабо­тал замечательные для того времени приемы, основанные на принципе регулярности, то есть геометрической правильности и простоты плани­ровки, с тонким пониманием конкретных особенностей местности. Это ярко проявилось в осуществленных проектах планировки Адмиралтейского ос­трова (района от Невы до Мойки и особенно района Коломны).

Значение зодчества первой половины XVIII века — прежде всего в ус­пешном освоении проектирования и строительства новых типов зданий, в глубоком внимании к градостроительным вопросам, в упорной работе над новыми архитектурными приемами — лаконичными и рациональными, опирающимися на традиции и в то же время соответствующими многообра­зию актуальных задач.

Стиль архитектуры этого времени может быть охарактеризован как раннее барокко, в котором сплавлены воедино русские архитектурные традиции XVII века и привнесенные формы западноевропейского строи­тельства. Планы сооружений этого времени отличались относительной простотой и структурной четкостью. Этими же качествами характеризова­лись, как правило, и архитектурно-пластические решения фасадов и интерьеров. Специфически барочные мотивы распространялись в основном лишь на некоторые детали декоративного порядка (рисунок фронтонов, наличников окон и дверей и проч.). Умеренность и рациональность архи­тектурных приемов петровского и послепетровского периодов в значитель­ной мере обусловливались необходимостью исходить при постройке зданий из жестких требований экономии.

Общая направленность строительства середины XVIII века принципи­ально другая, чем в начале столетия. В эти годы краткого по времени подъема дворянской монархии определяющими были дворцовые и церков­ные сооружения. Они должны были всем своим обликом — размерами, богатством и разнообразием отделки, цветом — привлекать к себе внима­ние, резко выделяться среди других построек. В пригородных районах, при дворцах создаются большие парки с геометрической регулярной плани­ровкой и многообразными декоративными сооружениями. Они служат па­радным фоном для находившихся в них больших дворцовых зданий.

Ф.-Б. Растрелли (1700—1771). Эти особенности строительства середи­ны XVIII века получают свое полное выявление в творчестве крупнейшего архитектора того времени Франческо-Бартоломео Растрелли, сына извест­ного скульптора. В своих ранних постройках Растрелли использует те приемы, которые были характерны для строительства начала столетия. В дальнейшем, с середины 1740-х годов, его творчество становится очень своеобразным: расширяются размеры зданий, появляются внутренние па­радные дворы, увеличивающие пышность и торжественность въезда во дворец, усиливается рельеф фасадов благодаря широко примененным и в различных ритмах располагаемым колоннам и пилястрам. Вводится интенсивная расцветка зданий, построенная на ярких тонах и позолоте. Для внутренней планировки дворцовых зданий характерен прием анфи­ладного размещения залов и комнат длинными рядами, с дверями, располо­женными по одной оси. Вследствие этого создается иллюзия бесконечной цепи уходящих в глубину помещений. В отделке богато используется дере­вянная, обычно позолоченная резьба — орнаментация и скульптура, а так­же зеркала, живописные вставки.

Самыми крупными и характерными постройками Растрелли были три больших комплекса — Екатерининский дворец (1752 — 1756) в Царском Селе (ныне г. Пушкин), Зимний дворец (1754 — 1762, ил. 32) и Смольный монастырь (1748 —1764) в Петербурге, представляющие собой как бы три типа дворцов: загородного, городского и дворца-монастыря.

Екатерининский дворец — громадное вытянутое здание с анфиладами залов и комнат. Перед дворцом — большой парадный двор и обширный регулярный парк с различными павильонами (из которых хорошо сохра­нились Эрмитаж и Грот). Дворец был первоначально ярко расцвечен в гамме синего и белого цветов с позолотой скульптурных и орнаменталь­ных частей.

Зимний дворец решен в виде громадного блока с внутренним парадным двором. В угловых объемах располагались основные помещения дворца — парадная лестница, тронный зал, театр, церковь и частично жилые комна­ты. Первоначальные внутренняя планировка и отделка дворца сохранились лишь частично.

Смольный монастырь, в те годы расположенный еще за пределами города, у излучины Невы, задуман был также с парадным двором, в центре которого находился главный собор, а кругом — жилые корпуса. Въезд должен был подчеркиваться высокой многоярусной башней-колокольней, не осуществленной в натуре, но о замысле ее можно судить по замечательной проектной модели (ныне в музее Академии художеств СССР, Ленин­град) .

С. И. Чевакинский (1713 — вторая половина 1770-х гг.). Наряду с Рас­трелли видное место в строительстве Петербурга того времени принадле­жит Савве Ивановичу Чевакинскому. Он получил архитектурное образова­ние в мастерской Коробова и в дальнейшем был в основном связан со строи­тельством Адмиралтейского ведомства. Однако в соответствии с общей направленностью архитектуры тех лет Чевакинскому и по заданиям Адми­ралтейства пришлось заниматься в первую очередь церковным строитель­ством. Его крупнейшая постройка — Никольский военно-морской (1753 — 1762), как он первоначально официально назывался, собор. Сам храм — пятиглавый, двухъярусный. На некотором расстоянии от него расположена высокая, стройная, очень красивая по силуэту колокольня со своеобразным завершением — небольшим переходящим в шпиль куполом. Никольский собор свидетельствует о связи с древнерусскими архитектурными традици­ями, это ощущается в плане собора, в характерном пятиглавии, в наличии двух церквей: одной — отапливаемой — в первом этаже и другой — холод­ной — во втором (летний храм).

Д. В. Ухтомский (1719—1774). Крупнейшим зодчим Москвы середины XVIII века был Дмитрий Васильевич Ухтомский. Из его сохранившихся в натуре построек наибольшее значение имеет высокая колокольня Троице-Сергиевой лавры (1741 —1769, ил. 30, г. Загорск, близ Москвы), видимая на далеком расстоянии. Над массивным кубическим первым этажом, скры­вающимся с дальних точек зрения за высокими старыми стенами монасты­ря, возвышаются четыре верхних яруса — звона, празднично и разнообраз­но декорированных.

Важнейшую роль в дальнейшем развитии русской архитектуры сыграла руководимая Ухтомским Архитекторская команда — своеобразная школа-мастерская, в которой практическая работа совмещалась с обучением. Из команды Ухтомского вышли многие крупнейшие русские зодчие конца XVIII века.

В середине XVIII века основное внимание в строительстве обращалось на дворцовое и церковное зодчество. Большие размеры сооружений требо­вали применения новых конструкций. Широкое привлечение народных мастеров (в частности, резчиков при выполнении огромного числа деревян­ных скульптур), стремление в декоративных формах обращаться к тради­циям русского зодчества XVII века привели к созданию многочисленных, высокохудожественных, праздничных и красочных произведений, харак­терных для расцвета барокко в России.

Грандиозные постройки середины XVIII века свидетельствовали не столько о силе дворянской монархии, оказавшейся весьма непрочной, сколько о дальнейшем интенсивном росте русской науки и культуры.