ГРАВЮРА

В эпоху петровских реформ гравюре придавалось большое значение, ибо она наиболее полно отражала успехи политического и культурного строи­тельства русского государства. Она существовала в форме книжной иллюс­трации, а также самостоятельных станковых произведений, исполненных в жанре баталии, городского пейзажа, портрета и т. д. Гравированные лис­ты рассылались по стране. Их давали также русским дипломатам в зару­бежных государствах для демонстрации успехов в России.

А. Ф. Зубов (1682 — после 1750). Крупнейшим мастером русской гравюры начала XVIII века был Алексей Федорович Зубов. Вместе с братом Иваном, впоследствии известным московским гравером, он сначала учился в Оружейной палате, а затем у А. Шхонебека. В историю русского искусст­ва Зубов вошел как первый создатель видов Петербурга. Ему принадлежат огромная «Панорама Петербурга» (1716, ил. 48) на восьми листах, изобра­жения морских сражений («Баталия при Гренгаме», 1721), празднеств по случаю побед («Торжественное вступление русских войск в Москву после победы под Полтавой», 1711) и других важнейших событий того времени. Парадную часть подобных изображений Зубов дополнял точно переданны­ми жизненными деталями. Он создавал гравюры, пользуясь чертежами и проектами зодчих, например, М. Г. Земцова. Документальность компози­ций совмещалась с декоративностью гравированного листа и изображением предполагаемых построек. Виды города изображались художником «с птичьего полета», что способствовало ощущению масштабов грандиоз­ных сцен — панорам берегов Невы.

М. И. Махаев (1718—1770). В середине XVIII века обширную серию видов Петербурга создал Михаил Иванович Махаев. При помощи камеры-обскуры он фиксировал контуры изображений, а затем сочинял свои ком­позиции — панорамы Невы с кораблями, виды отдельных зданий вдоль этой реки и каналов. Они были награвированы работавшими при Академии наук «под смотрением» И. А. Соколова мастерами Е. Г. Виноградовым, Г. А. Качаловым и другими. Листы Махаева, получившие широкую извес­тность не только в России, но и за ее пределами, отличает от зубовских панорам их более «картинный» характер. Изображения отчетливо переда­ют облик столицы, ее архитектуру. Они исполнены с большим пониманием перспективы, с тонким умением передать глубину пространства. Рисунки Махаева (и гравюры по ним) служили живописцам XVIII века образцами для картин.

Вместе с совершенствованием «ученой» гравюры в русском искусстве XVIII столетия получает развитие народная картинка — лубок, резавший­ся вначале на дереве, позднее — на меди. Лубочная гравюра распространя­лась в широких кругах народа. Именно в ней, сохранявшей традиционные сюжеты и в то же время затрагивавшей злободневные вопросы, отчетливее всего проявилась сатирическая тенденция в изобразительном искусстве всего XVIII века.