ПРИКЛАДНОЕ ИСКУССТВО

Преобразования Петра I подвергают ломке старый патриархальный быт, утверждают светский образ жизни. В новых дворцах и домах интерьеры отделываются «на европейский манер», вводится костюм общеевропейского образца, более удобный, чем тяжелая, длиннополая, старорусская одежда (с мт-портрет Т. М. Головкина работы И. Н. Никитина, тгл. 35). Вы­растает потребность в художественно оформленных предметах мебели, посуды, тканях, костюмах нового типа. Строятся фабрики, заводы, мануфакту­ры, вырабатывающие художественные изделия: стекло, шпалеры, шелковые ткани. Эти изделия мы называем произведениями прикладного искусства^

Широко привлекаются иностранные мастера, причем их обязывают обучать русских учеников. Молодых людей посылают за границу учиться мебельному, керамическому, ткацкому и другим ремеслам. Мастера и ремесленники быстро осваивают европейские образцы, внося в них свое понимание формы, колорита, свойственное народным традициям. На­пример, в мебели русские мастера, ознакомившись с новыми типами ан­глийских и голландских стульев, столов, бюро, делая предметы из оте­чественных пород древесины, смягчают волнистые контуры предметов, придают им большую массивность, обобщенность. Русская мебель этой эпохи сдержанно декоративна. Ее отличают резьба невысокого рельефа, точеные детали, полировка под воск, окраска в голубовато-зеленый цвет, роспись. Цветовыми акцентами служит обивка кожей, трипом (шерстя­ной бархат), шелком, набойкой. Пример самобытного решения раннего барокко в мебели — крупномасштабное адмиралтейское кресло Пет­ра I в Летнем дворце (Ленинград). Оно как бы символизирует мощь и энер­гию эпохи (ил. 47).

В резных украшениях дворцовых помещений, в шпалерах, в орнамента­ции металлической и стеклянной посуды часто прославлялись победы и преобразования Петра I. Для этой цели нередко использовались условные изображения из книги «Символы и эмблематы», неоднократно переизда­вавшейся в России.

Прикладное искусство Петровской эпохи отличалось ясностью форм, симметрией, чистыми интенсивными тонами. В его истоках народная куль­тура и творческое освоение достижений западноевропейской культуры и искусства.

Стиль русского барокко проявляется в интерьерах дворцов, построен­ных Ф.-Б. Растрелли. Анфиладная планировка залов создает иллюзию бесконечного пространства. Основное украшение залов — золоченая резьба (ил. 45). Она восходит к традициям резьбы XVII века. Теперь ее содержа­ние глубоко светское. Это — побеги, цветы, раковины, скульптуры жен­щин, амуров, свободно и асимметрично скомпонованные. Живописные пла­фоны как бы раскрывают потолки. Залы наполняются светом, льющимся из окон-дверей, сиянием позолоты резьбы и мебели, блеском зеркал и хру­стальных люстр. С барочными интерьерами органично сочетались костюмы знати ярких, насыщенных тонов, парчовые, шелковые, бархатные, пре­увеличенно пышных форм, украшенные золотым шитьем, кружевами, блистающие драгоценностями. Для барокко характерно слияние отдельных искусств в единый синтетический образ, ярко декоративный, пронизанный движением.

Орнамент, называемый рокайлей, строится асимметрично, в дина­мичном ритме, из стилизованных завитков, раковин, пальметт, цве­тов, плодов.

Мебель. Для дворцов середины XVIII века мебель частью проектирует Растрелли (ил. 46). Иногда ее выписывают из Франции и Англии. Выполняют ее и русские мастера. В середине XVIII века распростра­няются новые по назначению формы — туалетные столы, комоды, декора­тивные пристенные столы мягких криволинейных очертаний. Их основное украшение — рельефная резьба. Ее золотят или подцвечивают. Применяют и роспись цветами и сплошное окрашивание мебели, преимущественно в светлые цвета — слоновой кости, белый, зеленый. Для обивки используют узорные шелка, бархат, шпалеры, вышивки.

В быту городских масс, а также в небогатых дворянских усадьбах еще долго живут старинные народные формы мебели (перекидные скамьи, ярко расписанные сундуки и коробы, шкафы) и посуды (братины, ковши, ча­ши), ручное ткачество.

Шпалеры. В XVIII веке занимают почетное место в убранстве дворцов шпалеры — безворсовые ковры, своего рода декоративные картины, вы­тканные трудоемким ручным способом. Основные материалы — шерсть и шелк — придают шпалере гибкость и пластичность. Ее колорит приглу­шен матовостью шерсти. Шелк же, введенный в детали, вносит блестя­щие блики.

Производство шпалер впервые в России налаживается в 1717 — 1719 годах в Петербурге. Вначале на шпалерной мануфактуре главен­ствуют, французские ткачи. Они преднамеренно затягивают обучение русских мастеров. Но все же в 1720-х годах русские ткачи, ученики главным образом француза Филиппа Бегагля, начинают работать са­мостоятельно. Из первых произведений выделяется шпалера (парад­ный портрет-баталия) Филиппа Бегагля и его ученика Ивана Кобы-лякова «Персона государева на коне» (1723). Выпускаются шпалерная серия так называемых индийских ковров с пейзажами далеких стран, заморскими животными, орнаментальные панно, портреты. Картоны, образцы для ткачества, создают Л. Каравакк, художник мануфактуры Д. Соловьев.

Отечественные ткачи достигают высокого мастерства в 1730-х годах в серии шпалер, называемой «Русские ученики», с отличными декоратив­ными композициями из пышных цветов, ваз, скульптур, птиц, животных, насыщенными цветом и движением.

В последующие десятилетия замечательное искусство едва не погибает из-за косности придворного ведомства. В 1760-х годах мануфактура восста­навливается. К концу XVIII века на мануфактуре выполняются портреты, копии станковых картин. Шпалера постепенно теряет присущий ей свое­образный декоративный характер, превращается в тканую картину.

Стекло. Для XVIII века характерны два типа стекла, изготовляемые выдувным способом.

Первый из них — бесцветное, прозрачное простое стекло и хрусталь. Хрустальная питьевая посуда и зеркала, преимущественно для царского стола и знати, поставляются ямбургскими заводами (ил. 41), а с 1730-х го­дов — петербургским (ил. 42). Более широкие круги снабжаются стеклян­ной посудой частными заводами, расположенными главным образом в рай­оне Москвы, а с середины XVIII века предприятиями Владимирской и Ор­ловской губерний, стекло которых не уступает петербургскому.

Второй тип — стекло бесцветное с зеленоватым оттенком или зеленое. Сочные, округлые штофы, бутылки, нередко с лепниной, расписываются яркими эмалевыми красками. Ветви, птицы, звери, сцены винопития, вы­полненные в свободной манере, напоминающей народные росписи (мебель, изразцы, лубок), тесно связаны с народным искусством. Такое стекло назы­вается гутным, черкасским (в XVIII веке под таким наименованием подра­зумевали украинское) . Оно выпускалось частными заводами и распростра­нялось среди всех слоев общества.

Особенно славятся в середине XVIII века хрустальные бокалы, предна­значенные для подарков и наград. Теперь они становятся легче по пропор­циям, сложнее по форме. Искусными приемами гранения (резьба со сняти­ем части поверхности стекла) мастера заставляют хрусталь сверкать, вспыхивать изнутри тысячами огней. Рисунки рельефные или углублен­ные, выполненные гравированием (разновидность резьбы), изящны. Гладь прозрачного стекла служит как бы воздушной средой для гравированных ромашек, завитков, портретов цариц, пейзажей'. Линии орнаментики иногда подцвечиваются позолотой.

Фарфор. Событием мирового значения явилось получение на основе научно поставленных опытов русского фарфора Д. И. Виноградовым (1720—1758) на Казенном заводе в Петербурге в 1746 — 1747 годах. Поиски Виноградова шли независимо от китайских мастеров (где фарфор был известен уже с VII столетия) и западноевропейских (в Мейсене фабрика была открыта в 1709 году).

Первые русские мастера, работавшие с Виноградовым,— выходцы из народа. Это ученик, а затем его преемник в области технологии Никита Воинов, гончар-формовщик Филипп Федоров, живописцы по финифти Иван Алексеевич Черный и его сын Андрей. А. И. Черный, одаренный колорист, становится основоположником миниатюры по фарфору с пун­ктирной техникой, тончайшим мазком.

Виноградовский фарфор (табакерки, посуда, подсвечники) отличается простыми сочными формами, гармонично связанными с росписью (ил. 43). Пейзажи с людьми, фантастические китайские сюжеты, написанные в лег­кой декоративной манере, бережно включают как фон белый материал — фарфор, покрытый блестящей глазурью. Применяются и сплошное покры­тие золотом и лепные украшения. Это не только обогащает изделие, но и позволяет скрыть недостатки фарфоровой массы.

Над фарфоровой пластикой начинают работать еще при Виноградове. Но сохранились фигурки лишь 1760-х годов: людей восточного типа, не­гров, изображенных в сильном барочном движении. Фарфоровая скульпту­ра этого же времени мальчика-кучера с характерным русским лицом — первая из многих, посвященных народным типам России и начавших в фар­форе особый жанр (ил. 44).

 

РУССКАЯ ЖИВОПИСЬ ВТОРОЙ ПОЛОВИНЫ XVIII ВЕКА

Временем подлинного расцвета, настоящего взлета русской живописи стала вторая половина XVIII века. За прошедшие полвека Россия сумела догнать по развитию культуры другие европейские страны. Причем если, например, во Франции XVIII века аристократия переживала упадок, готовясь окончательно уступить свои позиции новому классу, то в России абсолютистская монархия и дворянство еще выполняли прогрессивную историческую миссию, направленную на усиление и развитие своей страны.

Передовые русские люди усваивали идеи французских просветителей, они мечтали о развитии «естественного» человека, о разумной монархии, в России сильны были патриотические настроения. Впервые в России сложился круг передовой интеллигенции.

В Москве был организован университет, появился первый профессиональный театр, обучение иностранным языкам открыло доступ к сокровищам мировой мысли. После великих трудов М. В. Ломоносова быстро развивалась литература. Классицизм в архитектуре дал блестящие результаты именно в России.