ЭТИЧЕСКИЕ УЧЕНИЯ В ИНДИИ

Ученые до сих пор ведут полемику о возникновении и основных этапах развития феодализма в Индии1. Расхождения в периодизации объясняются тем, что вызревание феодальных отношений в Индии шло постепенно, неравномерно, нередко замедленно. Однако большинство авторов согласны с тем, что в IV—VI вв. н. э. происходит массовое формирование частного феодального землевладения большей части Индии, а с VIII до конца XVIII в. развитой феодализм характерен для всей Индии.

Замедленность и постепенность развития феодальных отношений обусловлены особенностями сложившегося еще в древности общественно-экономического уклада. Во-первых, неравноправие варново-кастового строя, унаследованного от древности, как бы «маскировало» процесс формирования классов феодального общества. Во-вторых, прочность сельской—соседской— общины, сохранявшейся на протяжении всего периода феодализма, уклад которой не менялся при различных формах правления. Феодальная рента была максимально приближена к прибавочному продукту, что лишало крестьян возможности расширенного, а нередко и простого воспроизводства, и не вызывало у феодалов стремления вкладывать средства в земледелие. При этом экономически целесообразной была натуральная рента, вследствие чего феодальная собственность типа домена или поместья не получила широкого распространения. Как правило, феодал не вмешивался в дела общины, ограничиваясь получением ренты.

В раннее средневековье преобладала государственная фео-

1 Подробнее об этом см.: История Индии в средние века. М., 1968; Ашрафян К.З. Феодализм в Индии. М., 1977; Очерки экономической и социальной истории Индии. М., 1977; Узловые проблемы истории Индии. М., 1981.

дальная собственность, ко времени развитого феодализма — многообразные формы феодальных владений, возникших в результате пожалований за несение службы, царских дарений знати, монастырям и .храмам, а также присвоения земли верхушкой общины. В ряде случаев возникала и своеобразная форма коллективной феодальной собственности—в брахманских, позже—в раджпутских общинах. О формах и способах дарения можно судить по одной из них, так называемой брахмадейе —владении населенной территорией с правом получения с подчиненного населения земельного налога и различных податей. Дарственная грамота делала феодала фактически не зависимым от государя, что нашло точное выражение в словах мыслителя V в. Буддхагхоши о брахмадейе: «Дарение брахману—это лучшее дарение, он пользуется им, подняв зонт (т. е. символ власти), как если бы был царем»2.

Варново-кастовое деление сохранялось, претерпевая лишь внутренние изменения, становясь более дробным и запутанным, особенно в городах. Касты ремесленников и торговцев разделялись на более или менее привилегированные. Основания выделения новых каст были многообразны. Чаще всего это происходило по профессиональному признаку, но нередко—по религиозному (приверженцы одной секты); иногда—по этническому признаку. Часто эти признаки усиливали друг друга, порою один, начальный, вытеснялся другими, как было с возникновением объединения сикхов. Сохранение варново-кастовой системы было проявлением и следствием устойчивости родовых, патриархальных и рабовладельческих отношений, усложненных этнической и религиозной разобщенностью: «Сословно-кастовая неоднородность стимулировала внутриклассовые конфликты, препятствовала формированию более или менее единых с классовой точки зрения течений и движений. Официальной, феодальной по сути, идеологии долго не противостояла идеология крестьянства. Генетическая связь значительной его части со свободным крестьянством, высокими и средними землевладельческими кастами (раджпуты, гурджары) содействовала длительному сохранению пережитков общинной идеологии...»3.

Постепенность создания и последующая устойчивость социально-экономических отношений феодализма обусловила определенную преемственность и постоянство в развитии духовной культуры. Достижения духовной культуры Древней Индии получают развитие, оформление, канонизируются. Многое в них переосмысливается, но не испытывает «коренных ломок».

В области философии окончательно оформляются и закрепляются возникшие в древности философские школы. Однако, тенденция их развития отвечает интересам господствующего

2 Цит. по: Узловые проблемы истории Индии, с. 113.

3 Ашрафян К.З. Феодализм в Индии, с. 210.

класса: усиливается идеалистическая аргументация при разработке проблем онтологии и гносеологии; этические учения даже таких школ, как буддизм и джайнизм, далеких в свой ранний период от религиозной традиции вед, приобретают ярко выраженный религиозно-этический характер. Это приводит к их сближению с брахманистской концепцией, получившей развитие уже во II—I вв. до н. э. в форме индуизма, а к XIII в., когда и джайнизм и буддизм утрачивают былое влияние, индуизм становится безраздельно господствующим направлением.

Оппозицию традиционному индуизму представляют разнообразные, усиливающиеся по мере развития феодализма и роста городов, религиозно-реформаторские учения, подобные учению бхакти, особенно в поздний период (XVII—XVIII вв.). Достаточно сильны оппозиционные настроения в литературе. Мыслители-гуманисты, поэты, писатели и драматурги, обращаются к трактовке буддийских и джайнистских источников, используют сюжеты «Махабхараты» и «Рамаяны».