рефераты конспекты курсовые дипломные лекции шпоры

Реферат Курсовая Конспект

Особенности развития русской философии

Особенности развития русской философии - раздел История, Мировоззрение и его исторические типы   Русская Философия Возникла Позднее, Чем Европейская. В 10 –11...

 

Русская философия возникла позднее, чем европейская. В 10 –11 веках в процессе становления и развития государственности на смену язычеству приходит христианство. Через Византию Древняя Русь приобщается к античной и средневековой европейской культуре, в том числе и философии. Ее наши предки называли словом «любомудрие». Символом ее выступала София – божественная премудрость. Философия была тесно связана с религией и понималась как путь к праведной жизни. Философские учения и школы отсутствовали, а философские идеи встречались в произведениях различных жанров: «Повести временных лет» летописца Нестора, «Поучении» князя Владимира Мономаха и др.

Период монголо-татарского нашествия затормозил развитие философии, она возрождается в 15 веке в рамках церкви. Развивается исихазм – учение о внутренней сосредоточенности для общения с богом. Его влияние проявляется в творчестве Андрея Рублева, деятельности Сергия Радонежского.

Светская философия зарождается в 16 веке в связи с политическими потребностями объединения княжеств вокруг Москвы. Возникает концепция «Москва – третий Рим». Под «Римом» понимается центр истинной веры, православия. Эта идея способствовала централизации государства, его укреплению и усилению и, в то же время, порождала настроения мессианизма и изоляционизма, которые еще долго проявлялись в нашей истории.

В конце 17 века начинаются реформы Петра I, вокруг него собирается группа передовых мыслителей, «ученая дружина». Ее участники проповедуют учение Коперника, отстаивают право науки на свободное развитие.

Выдающимся мыслителем 18 века был М.В. Ломоносов. Как любой крупный ученый, он от проблем науки приходил к мировоззренческим, философским обобщениям. Развивая корпускулярную теорию, теорию сохранения вещества Ломоносов склонялся к материализму, высказывал идеи развития материального мира. Его современником был выдающийся украинский мыслитель Г. Сковорода. В истории философии он получил прозвище «украинский Сократ»: подобно античному философу главной проблемой философии считал изучение человека и был гоним за свои взгляды.

А.Н. Радищев развивал на русской почве передовые демократические идеи о пагубности крепостничества, отсутствия гражданских свобод, самовластия. В сибирской ссылке написал трактат «О человеке, его смертности и бессмертии», где на уровне знаний своего времени собрал аргументы, как в пользу смертности, так и бессмертия души, предоставляя читателю самому делать вывод какие из них убедительнее.

В 20-30 годах 19 века в работах П.Я Чаадаева ставится вопрос, надолго определивший проблематику русской мысли – о судьбе России. В «Философических письмах» настроения мыслителя пессимистичны: Россия выпала из исторического прогресса, настоящее ее темно, а будущее неопределенно. Причиной отсталости нашей страны мыслитель считает православие как консервативную, противящуюся прогрессу силу. К концу жизни Чаадаев высказывает надежду: может быть, Россия как былинный богатырь копит силы и совершит еще великие дела.

В 30-40 годы 19 века разворачивается дискуссия между славянофилами и западниками. Первые выступали за особый путь развития для России, а вторые считали, что Россия подобно всем европейским странам должна идти по пути капитализма. В 50-60 годы своеобразным продолжением славянофильства было почвенничество. Россия имеет свою, особую почву для развития и не должна допускать у себя развития капитализма, атеизма и социализма, всех этих западных зол. К этому направлению принадлежал знаменитый писатель Ф.М. Достоевский.

А.И. Герцен, выдающийся мыслитель и общественный деятель, в «Письмах об изучении природы» критикует современный ему материализм за отсутствие идеи развития, а идеализм за оторванность от насущных нужд общественной жизни. Прозорливыми и горькими были размышления Герцена о будущем России: необходима революция, освобождение крестьян, но народ темен и неграмотен, чем в таких условиях обернется переворот? Н.Г. Чернышевский, идеолог освободительного движения, в основу своих теорий кладет антропологический материализм, настаивая на том, что человек должен стоять в центре внимания философии, его благо должно быть целью общественной жизни.

Своеобразным и очень интересным явлением стал космизм. Его родоначальником является Н.Ф. Федоров. В произведении «Философия общего дела» автор утверждает: главным злом в жизни людей является смерть, люди, боясь смерти, стремятся насытиться земными благами, соперничают и воюют из-за них. Значит надо при помощи науки и техники сделать людей бессмертными, а чтобы соблюсти справедливость, надо оживить и сделать бессмертными всех предков. Человечество расселится по космосу и создаст справедливый общественный строй.

В 20 веке космизм разделился на два направления. Фантастическое направление связано с именем К.Э. Циолковского. Нам он известен главным образом как теоретик ракетостроения, но ракеты и космические полеты были только частью грандиозных планов мыслителя. Он полагал, что космос населен разумными высокоразвитыми существами и именно для налаживания контактов с ними нужны ракеты. Со временем ракеты станут не нужны, люди превратятся в разумные животно-растения, смогут непосредственно усваивать солнечную энергию, покинут Землю как свою колыбель и будут жить в космосе.

Родоначальником научного направления считается выдающийся ученый В.И. Вернадский, создавший учение о ноосфере, сфере разума. Человечество превращается в геологическую силу, со временем оно сможет взять под свой контроль развитие не только всей Земли, но и космоса, но для этого оно должно стать по настоящему разумным, уничтожив войны, неравенство, соединив в единое целое естественно-технические и гуманитарные знания.

В конце 19 века одним из ведущих направлений общественно-политической мысли было народничество. Главной задачей народники считали помочь России избежать капитализма и перейти непосредственно к социализму, как более справедливому общественному строю. При этом они ссылались на существование общины в русской деревне как признаку того, что русский народ – социалист по природе. Разногласия начинались на вопросе о методах достижения желаемого.

Анархисты (М.А. Бакунин, П.А. Кропоткин) выступали за немедленную революцию. Народ в любой момент готов к ней, нужно только начать бунт. После революции нужно уничтожить государство, крупную промышленность и люди будут жить свободными общинами, обмениваясь результатами сельскохозяйственного и ремесленного труда.

Народники умеренного направления во главе с П.Л. Лавровым полагали, что народ к революции не готов, его надо готовить, просвещать. Деятели этого направления занимались «хождением в народ».

Радикальное направление, возглавляемое П.Н. Ткачевым, утверждало, что народ вообще не способен к революции. Ее должна осуществить небольшая сплоченная группа заговорщиков, которая захватит в свои руки государственную власть и будет действовать в пользу народа. Чтобы ослабить старую власть, ее надо запугать методами террора.

Активно развивалась в это время религиозная философия. В ней также можно выделить несколько направлений.

Л.Н. Толстой предлагал реформировать религию, выбросив из нее все проблемы мироустройства и оставив только моральные нормы. Основой жизни людей должна быть евангельская заповедь: «Бог есть любовь». В вопросах общественной жизни Толстой был близок анархизму, отрицая роль государства и всех видов власти над человеком, но вместо активной борьбы предлагал пассивное сопротивление. В отношениях между людьми главным должен стать принцип «непротивления злу насилием».

В.С. Соловьев был первым крупным оригинальным русским философом. Он создал целостное и своеобразное учение о всеединстве, где обосновывал идею преобразования мира в нетленный космос Истины, Добра и Красоты в совместной деятельности Бога и человечества.

К.Н. Леонтьев ставил ту же задачу, что и народники – не допустить развития в России капитализма, но подходил к ее решению с иных, консервативных позиций. «Россию надо подморозить», - утверждал он, для этого надо укреплять начала православия и самодержавия.

В конце 19 века в Россию проникает марксизм, причем не как единое учение, а в виде различных школ и направлений. Ортодоксальным марксистом был Г.В. Плеханов, стремившийся строго следовать взглядам К. Маркса и Ф. Энгельса. Легальный марксизм (П.Б. Струве, М.И. Туган-Барановский) интересовался в основном экономическими проблемами. В.И. Ленин подходил к марксизму творчески, стремясь приспособить его к новым историческим условиям и тем задачам, которые стояли перед нашей страной.

После Октябрьской революции развитие философии внутри страны было затруднено из-за подчинения идеологическим задачам, поэтому философам приходилось отыскивать ниши, в меньшей степени подчиненные партийному контролю, для того, чтобы иметь возможность свободно мыслить. Так, А.Ф. Лосев занимался проблемами античной эстетики, М.А. Бахтин развивал теорию диалога и изучал смеховую культуру. Э.В. Ильенков создал интересную теорию идеального и исследовал сущность сознания.

Множество русских философов продолжили свою деятельность за рубежом. Одной из самых ярких фигур был Н.А. Бердяев. В его неортодоксальной религиозной философии самое важное место занимали проблемы свободы и творчества человека. В многочисленных произведениях он освещал вопросы развития России, своеобразия ее исторического пути.

 

– Конец работы –

Эта тема принадлежит разделу:

Мировоззрение и его исторические типы

ВВЕДЕНИЕ... К изучению философии студенты приступают со смешанным чувством зачастую она... Философия средоточие многовековых поисков ответов на существенные вопросы об окружающем мире его устройстве и...

Если Вам нужно дополнительный материал на эту тему, или Вы не нашли то, что искали, рекомендуем воспользоваться поиском по нашей базе работ: Особенности развития русской философии

Что будем делать с полученным материалом:

Если этот материал оказался полезным ля Вас, Вы можете сохранить его на свою страничку в социальных сетях:

Все темы данного раздела:

Менталитет и мировоззрение
  В последнее время в отечественной литературе для характеристики духовной стороны существования человека и общества употребляется понятие «менталитет». Менталитет

Мировоззрение в современную эпоху
  Роль мировоззрения в жизни общества всегда была велика, поскольку деятельность людей определяется не напрямую обстоятельствами их жизни, а опосредована их восприятием и пониманием э

Исторические типы мировоззрения
Обыденное мировоззрение. Иначе его можно назвать – житейское мировоззрение, здравый смысл. Оно является руководством в повседневной жизни, в обычных, стандартных ситуациях. Складыв

Мифология как исторически первый тип мировоззрения
  Мифология – это освоение мира в воображении и при помощи воображения. Люди первобытного общества имели очень много конкретных знаний, которые помогали им выжить в п

Религия как тип мировоззрения
  По мере развития человеческого общества, накопления знаний и умений возникает, казалось бы, парадоксальная ситуация: на смену мифологической уверенности в объяснимости всего мира пр

Философия и другие типы мировоззрения
Любое мировоззрение связано с осмыслением мира, выявлением смысла. В мифологии и религии этот смысл дан заранее, он находится свыше и вне человека (судьба, рок, божественный замысел и т.п.) и может

Структура философии
Как всякая обширная теоретическая область, философия делится на ряд разделов в зависимости от предмета изучения. Назовем основные, центральные разделы. Онтология– раздел ф

Различные типы философствования
Проблемы, которые ставит перед собой философия, относятся к коренным, вечным проблемам бытия, на них невозможно дать однозначные ответы, поэтому открывается широкое поле для споров и дискуссий. Обр

Происхождение философии.
  Философия возникла одновременно в древнейших центрах мировой цивилизации – Древней Индии, Древнем Китае и Древней Греции. Рассмотрим причины и условия ее появления на примере Древне

Основные этапы развития европейской философии
  АНТИЧНАЯ ФИЛОСОФИЯ Античной называется философия Древней Греции и Древнего Рима, она существовала с 7 века до н.э. до 5 века н.э. Характерной чертой античного мирово

Онтология и проблема бытия
  Одним из центральных разделов философии является онтология – учение о сущем, о первоосновах бытия. В обыденном словоупотреблении «быть» означает существовать, быть в наличии. В фило

Проблема материи в истории философии.
  Античная философия началась с поисков первоначала. Фалес основой всего существующего считал воду, Гераклит – огонь. Вершиной греческого материализма было учение Демокрита об атомах.

Атрибуты материи
  Атрибут –неотъемлемое свойство,то, без чего данный объект не существует. Основными атрибутами материи являются движение, пространство, время, отраж

Основные философские позиции по проблеме сознания.
  Представители объективного идеализма (Платон, Гегель) трактуют сознание, дух как вечное первоначало, которое лежит в основе всего существующего. Эта исходная предпосылка фактически

Теория отражения
  Диалектический материализм, пытаясь понять, как в процессе развития материи появляется сознание, выдвинул предположение: очевидно, вся материя обладает свойством, которое, развиваяс

Исторические типы метафизики и диалектики
Еще с древности люди заметили, что всем предметам и явлениям мира присущи как изменчивость, так и устойчивость. Первоначально, в мифологическом мышлении, господствовала идея круговорота: изменение

Системность
  Системность является характерной чертой материальной действительности, это означает преобладание в мире организованности над хаотичными изменениями.   Единичн

Детерминизм
Важным аспектом понимания мира является ответ на вопрос, обусловлены ли явления мира в своем существовании и развитии, имеет ли эта обусловленность регулярный, упорядоченный или произвольный, неупо

Развитие
Наука и философия изучают связи между объектами мира, но таких связей существует необозримое множество и далеко не все следует учитывать для понимания действительности. Закон – внутренняя,

Проблема человека в истории философии
  У античных мыслителей образ мира космоцентричен. Мир – это космос физических тел, а человек – его часть. Греки используют понятие «душа», но понимают под ней нечто квазителесное, ск

Проблема антропосоциогенеза
Проблема появления человека на земле волновала мыслителей всегда. Долгое время господствовала религиозная версия: человека сотворил бог по образу и подобию своему. В Новое время, когда активно разв

Природа человека
Вопрос о соотношении биологического и социального в человеке имеет очень большое значение: та или иная теоретическая позиция оказывает влияние на практическую деятельность в медицине, педагогике, ю

Освоение и отчуждение. Проблема свободы.
  Центральной проблемой философии является взаимоотношения человека и мира. Мы уже выяснили, что поведение животных определяется целесообразностью, и оно заключается в приспособлении

Основные способы освоения мира человеком
  Освоение мира человеком происходит по трем направлениям: 1. Практическое (человек преобразует мир). 2. Духовно-теоретическое (человек познает мир). 3. Пра

Техника и техническая деятельность.
Под техникой понимают совокупность различных устройств, созданных человеком для преобразования, хранения и использования вещества, энергии и информации, а также совокупность различных навыков, усто

Познание
  Богатство современных высокоразвитых обществ во многом порождается знанием. Науко- и информационноемкие технологии требуют развития системы образования, превращения ее в самую обшир

Познание как предмет философского анализа
  Познание – обусловленный общественно-исторической практикой процесс приобретения и развития знания. Этот способ духовно-теоретического освоения мира всегда был одним из основных пре

Познание и практика.
  Практика является источником познания: все знания вызваны к жизни главным образом ее потребностями. Например, математические знания вызваны необходимостью измерять земельные участки

Многообразие форм знания и познавательной деятельности.
  Деятельность              

Структура познания
  В процессе познания задействованы практически все способности человека, среди которых важнейшими являются чувство и разум. В истории философии существовали две крайности, абсолютизи

Истина и заблуждение
  Истина не является частью бытия, это феномен человеческого сознания, но, в то же время, истина не зависит от человека. Истинным будет только такое содержание человеческих представле

Ценности и их роль в жизни человека и общества.
Практически осваивая мир, мы относимся к нему утилитарно, рассматривая его с точки зрения пользы. Все остальные качества предметов в данном случае для нас несущественны. Но при этом и сам человек в

Проблема духовности в современном российском обществе
  Точнее было бы ее назвать проблемой бездуховности. Ее истоки заметил еще Достоевский, один из героев которого делает вывод: «Если бога нет, то все позволено». Действительно, религио

Социальная философия и ее задачи
В обыденном сознании существует иллюзия непосредственного восприятия социальной реальности. Кажется, что общество, социальная реальность – что-то непосредственно данное, непосредственно доступное д

Основные философские подходы к пониманию общества
Выбор того или иного способа объяснения общества зависит от исходной мировоззренческой установки. 1. Натуралистический – общество рассматривается как естественное продолжение закономерност

Структура общества
Общество – это сверхсложная самовоспроизводящаяся система. Она включает в себя ряд уровней, подсистем, каждая из которых обладает определенной автономностью (т.е. самостоятельностью и, в свою очере

Социальная сфера
Социальная структура общества есть целостная совокупность всех функционирующих в нем общностей, взятых в их взаимодействии. Она включает в себя общности, связанные с биологической природой человека

Политическая сфера
Политика – сфера отношений между классами, нациями и другими большими общностями людей по поводу власти в обществе. Экономика и политика тесно связаны между собой. Иногда возникают такие ситуации,

Духовная сфера жизни общества
Духовная сфера жизни общества представляет собой сложное пересечение и взаимодействие различных уровней и форм общественного сознания, а также проявления коллективного бессознательного. По

Предмет и задачи философии истории
Для историка прошлое – это данность, которая находится вне его. Для философа прошлое связано с настоящим, как пишет немецкий философ 20 века К. Ясперс в книге «Смысл и назначение истории», через пр

Периодизация истории общества
  Жизнь человеческого общества – это не только сохранение и воспроизведение общественных структур. Она представляет собой непрерывный исторический процесс изменения всех сторон социал

Движущие силы и субъекты исторического процесса
Материализм утверждает, что развитие человеческого общества подчиняется объективным закономерностям, и в то же время рассматривает историю как деятельность преследующих свои интересы людей. Как сов

ПЕРСОНАЛИИ
Аристотель – древнегреческий философ, энциклопедист и систематизатор античной науки и философии. Бакунин М.А. – русский революционер, народник, мыслитель- утопист, основатель одного из нап

СЛОВАРЬ
  Абсолютная идея – термин философии Гегеля, обозначающий надличностное, надмировое первоначало мира. Абстракция ( с лат. – отвлечение) или абстрактное мышление – способ мышл

Хотите получать на электронную почту самые свежие новости?
Education Insider Sample
Подпишитесь на Нашу рассылку
Наша политика приватности обеспечивает 100% безопасность и анонимность Ваших E-Mail
Реклама
Соответствующий теме материал
  • Похожее
  • Популярное
  • Облако тегов
  • Здесь
  • Временно
  • Пусто
Теги