Мировоззрение – это система устойчивых взглядов человека на мир и свое место в нем.
Для мировоззрения характерны следующие черты:
- активная форма знания, определяющая жизненную позицию и программы деятельности человека;
- целостность, увязывающая три базовых элемента: человек – мир – отношения между ними;
- всеобщность – у любого человека в процессе его жизнедеятельности формируется тот или иной тип мировоззрения под влиянием повседневного мира и общекультурного материала.
Предмет мировоззрения – это вопрос о сущности и характере отношений в системе «человек – мир».
Роль мировоззрения заключается в том, чтобы управлять жизнедеятельностью людей в целом, что конкретизируется в двух основных функциях:
- аксиологической (ценностной);
- ориентационной – определяет стратегию движения к цели и выясняет пути ее достижения.
Структура мировоззрения представлена следующими уровнями:
- обыденно-практическим – здесь формируется повседневное мировоззрение в форме мироощущения (эмоционально-психической стороны отношения человека к миру) и мировосприятия (чувственно-познавательной стороны, задающей целостное видение объекта);
- рационально-теоретическим – здесь создается обобщенная и концептуально оформленная модель мировоззрения в форме миропонимания (интеллектуальной стороны отношений человека к миру, раскрывающей их сущность в виде понятий, категорий, теорий, концепций).
Основными структурными элементами мировоззрения являются знания, ценности, убеждения, программы практических действий.
Знания– более или менее достоверная информация о реальности (как внешней по отношению к человеку, так и внутренней).
Ценности – смысловые ориентации, наделенные личностной, социальной и культурной значимостью.
Убеждения – личностная форма знаний, принимаемых человеком в качестве истинных и определяющих его позицию.
Исторические типы мировоззрения – мифологическое, религиозное, философское. Мифология(греч. mythos – предание, сказание; logos – рассказ) – исторически первая форма мировосприятия, понимания мира и самого себя первобытным человеком.
Она представляет собой специфическую систему фантастических представлений об окружающей человека природной и социальной реальности.
Вместе с тем мифология является значимым явлением в культурной истории человечества, поскольку воспроизводит коллективный практический опыт и посредством традиции транслирует его от поколения к поколению.
Мифологическое мировоззрение отличают следующие признаки:
- синкретизм – неразрывное единство человека и природы, когда люди не стремились выделиться из окружающего их мира;
- антропоморфизм– перенесение человеческих качеств на неживой и живой мир природы;
- вера во множество сверхъестественных существ, олицетворяющих разнообразный природный мир;
- доминирование чувственно-эмоционального восприятия окружающего мира над рациональным познанием.
Первобытная мифология явилась первой попыткой абстрактного объяснения генезиса всего существующего, что стало предпосылкой для возникновения философии.
Религиозное мировоззрение связано с оформлением монотеистических (единобожие) религий (иудаизм, христианство, ислам).
Структура религиозного мировоззрения включает два уровня:
- психологический – отражает взгляды, чувства, настроения, характер поведения и специфику действий (культовую практику) верующих людей;
- идеологический – представляет систему догматических знаний о божественной реальности, на базе которых формируются религиозные ценности, убеждения и разрабатываются нравственные нормы поведения людей.
Специфика религиозного мировоззрения проявляется в том, что:
- мир удваивается: наряду с реальным выделяется сакральный (священный) как прообраз и цель деятельности человека, и между ними устанавливается граница;
- сущность Бога духовна, он Творец мира и находится вне мира;
- источником знаний выступает Священное Писание и вера, которая выше разума;
- религиозная картина мира строится по принципу нисходящей иерархии: Бог – человек – животные – растения – неживой мир.
Философское мировоззрение принципиально отличается от мифологического и религиозного своей ориентацией на свободный интеллектуальный поиск истины, что предполагает:
- осмысление предельных оснований бытия и мышления;
- обоснование ценностного отношения людей к действительности;
- стремление к систематической целостности знания о мире, человеке и характере их взаимоотношений;
- логическую аргументацию выдвигаемых положений;
- опору на разум и внутренний опыт человека.
Философия рассматривается в качестве теоретического ядра мировоззрения, в функции которого входят систематизация знаний, их обобщение и рационализация при помощи языка понятий и категорий.