Натурфилософские ориентации досократовской философии

Греческая античная философия сформировалась в VII – VI вв. до н.э. Она является первой в истории попыткой рационального постижения окружающего мира.

В развитии античной философии выделяют четыре этапа.

Первый этап (VII – V вв. до н.э.) – досократовский (Милетская школа, Гераклит Эфесский, Элейская школа, Пифагор и пифагорейцы, Эмпедокл и Анаксагор, Левкипп и Демокрит).

Второй этап (пол. V – конец IV вв. до н.э.) – классический (софисты, Сократ, Платон, Аристотель).

Третий этап (к. IV – II вв. до н.э.) – эллинистический (кинизм, эпикуреизм, стоицизм, скептицизм).

Четвертый этап (I в. до н.э. – V – VI вв.) – римский (эпикуреизм, стоицизм, скептицизм, неоплатонизм).

Первоисточником греческой философии является мифология. Ранние греческие философы пытались объяснить явления природы и общества на основе естественных причин с помощью разума, путем их тщательного изучения, посредством наблюдения за природными явлениями.

Аристотель назвал ранних греческих философов «физиками», исследователями природы. Для характеристики ранней древнегреческой философии чаще других используется термин натурфилософия[3].

Милетская школа (VI в. до н.э.). Представители – Фалес (625 – 547 гг. до н.э.), Анаксимандр (610 – 546 гг. до н.э.), Анаксимен (585 – 524 гг. до н.э.). Школа носила материалистический характер. Ее представители поставили вопрос о первооснове всего.

Фалес первоосновой всего многообразия мира считал воду. Анаксимандр – апейрон, беспредельное абстрактное вещество (неопределенную материю). Анаксимен воздух.

Гераклит Эфесский (520 – 460 гг. до н.э.) – выдающийся материалист и диалектик. Основой всех явлений природы, их материальным первоначалом является огонь. Согласно Гераклиту, все течет, все изменяется: «В одну и ту же реку нельзя войти дважды». Стихийная диалектика Гераклита – учение о роли противоположностей во всеобщем изменении природы, об их борьбе и единстве: «Война есть царь всего».

Пифагорейская философия. Основатель – Пифагор (580 – 500 гг. до н.э.). Пифагорейство – первое идеалистическое философское направление в античной Греции.

Основа явлений природы – числа, образующие космический порядок как прообраз общественного порядка («Числу все вещи подобны», «Где нет числа и меры, там хаос и химеры»).

Учение о числе – первая попытка постановки вопроса о роли и значении количественной стороны явлений природы.

Пифагорейцы высказали мысль о закономерности природных явлений, считали, что движение небесных тел подчиняется математическим соотношениям, образуя «гармонию сфер».

Идеализм пифагорейцев состоял в том, что они отрывали числа от вещей, абсолютизировали, обожествляли и мистифицировали их.

Пифагорейцы развивали стихийно-диалектические идеи: ими разработана таблица противоположностей (предел – беспредельное, нечет – чет, единство – множество, правое – левое, мужское – женское, покой – движение, прямое – кривое, свет – тьма, добро – зло, прямоугольник – квадрат).

Являлись сторонниками учения о бессмертии души, идеи метемпсихоза[4].

Элеаты (к. VI – н. V в. до н.э.) – другое идеалистическое направление. Парменид (к. VI – V вв. до н.э.) ввел понятие «бытие» («бытие есть, а небытия нет»), отождествил бытие и мысль («мысль о предмете и предмет мысли есть одно и то же»), противопоставил единое и неподвижное бытие множественности изменчивых вещей.

Согласно Пармениду, истинное знание может быть достигнуто лишь при помощи разума, чувства не способны познать истину.

Зенон Элейский(сер. V в. до н.э.) доказывал, что движение и множество (многообразие явлений) относятся к области чувственного восприятия, поэтому они не могут быть отражены в мышлении.

Зенон отрицал возможность достичь истинного знания путем чувственного восприятия. Пытался доказать, что в «истинном бытии» движение и множество не существуют, что признание движения и множества приводит к неразрешимым противоречиям, к затруднениям (по-гречески – «апория»).

Например, апория «дихотомия» (деление пополам): движущийся предмет должен дойти до половины пути, прежде чем достигнет его конца, а прежде чем пройдет эту половину, должен пройти ее половину, и т.д. Вывод Зенона: признание движения приводит к противоречию, следовательно, невозможно разумом (мышлением) разрешить проблему движения.

Зенон абсолютизировал прерывность движения и игнорировал его непрерывность (тело не может никогда достичь своей цели, ибо оно должно было бы пройти за конечное время бесконечное множество точек). Реальное движение есть единство прерывности и непрерывности (каждая отдельная часть пути неразрывно связана с целым, с непрерывностью).

Зенон трактовал диалектику как сопоставление противоположных взглядов с целью отыскания истины. Его апории – первая попытка рационально осмыслить движение.

Материалисты V в. до н.э. Эмпедокл (490 – 430 гг. до н.э.) основой всех природных явлений считал четыре материальных элемента: огонь, воздух, воду и землю.

Анаксагор(500 – 428 гг. до н.э.) за первооснову всех явлений природы принимал мельчайшие неделимые материальные частицы – «гомеомерии» (семена вещей). Движение «гомеомерий» Анаксагор объяснял внешней по отношению к ним силой – «Нусом» (мировым разумом).

Материалисты-атомисты V в. до н.э. Левкипп(500 – 440 гг. до н.э.) впервые выдвинул учение об атомах как неделимых материальных частицах и о пустоте.

Демокрит (460 – 370 гг. до н.э.) исходил из признания материальности мира. Атомы – это бытие, а пустота – небытие.

Атомные вихри, возникающие в различных местах Вселенной, образуют бесчисленные миры, которые возникают, развиваются и уничтожаются. Вселенная бесконечна и вечна. Движение неотделимо от материи.

Характерной чертой материализма Демокрита является детерминизм – признание причинной обусловленности, закономерности явлений природы.

Рождение материализма как философского учения, признающего первичность бытия, материи по отношению к мышлению, сознанию связывают с именами Левкиппа и Демокрита.