Лекция 27.

Символико-аллегорический стиль в живописи. Работы новгородских и псковских художников. Иконы “Притча о хромце и слепце”, “Лествица райская” (обе в ГРМ). Деятельность митрополита Макария. Пожар 1547 г. в Москве и работы в Кремле. “Четырехчастная икона” Благовещенского собора (Московский Кремль) и “Дело дьяка Висковатого”. Церковные соборы середины XVI в., их влияние на развитие русского искусства. Росписи Благовещенского собора в Кремле и царской Золотой палаты. Роль крупных монастырей как заказчиков и новых центров идущей в них постоянной художественной деятельности. Иконы “Богоматерь Боголюбская-Соловецкая” и “Соловецкая обитель” (Московский Кремль. Успенский собор). Деятельность царского скриптория. “Лицевой летописный свод” (БАН, ГИМ, РНБ). Книгопечатание. Первопечатный “Апостол” Ивана Федорова.

Резное “Царское место” (“Мономахов трон”) Ивана Грозного в Успенском соборе.

Смена стилистических орентиров, усиление аскетических тенденций, обращение к традициям рксского и византийского искусства предшествующих столетий. Новгородская иконопись: икона “Премудрость созда себе дом” (ГТГ), иконостасы церквей Петра и Павла в Кожевниках, собора Антониева монастыря.

Образ Иоанна Крестителя – святого патрона царя Ивана Грозного: иконы Иоанна Крестителя из Рязанского музея, из Дмитрова и Махрищского монастыря (обе в МиАР). Иконы и фрески Спасо-Преображенского собора в Спасском монастыре Ярославля. Росписи Покровской церкви Александровой слободы, Успенского собора Свияжского монастыря.

Шитье мастерской княгини Евфросинии Старицкой.

Ювелирное искусство. Золотой оклад иконы “Троица” Андрея Рублева (Сергиево-Посадский музей-заповедник).

Вопросы для дискуссий:

В чем вы усматриваете принципиальное различие стиля искусства эпохи Дионисия и искусства середины XVI в.

Есть ли связь между событиями периода “опричнины” и стилистикой живописи того времени.

Отошли ли в действительности от православного канона создатели “Четырехчастной иконы”, в чем обвинял их дьяк И.М. Висковатый.

Какие историософские идеи нашли отражение в росписях Золотой палаты царского дворца и в иллюстрациях “Лицевого летописного свода”.

Следует ли проводить различие между понятиями “символ” и “аллегория” при анализе произведений иконописи.

 

Вопросы:

1. Какие произведения были созданы псковскими мастерами для соборов Московского Кремля.

2. Назовите ансамбль монументальной живописи Новгорода. В котором есть фреска “Премудрость созда себе дом”.

3. Кто был главным оппонентом дьяка И.Висковатого.

4. С каким событием многие исследователи связывали сюжет иконы “Церковь воинствующая”.

5. Когда был напечатан “Апостол”.

6.Что изображено в росписи шатра Покровской церкви Александровой слободы.

7. Назовите несколько памятников прикладного искусства, вложенных Иваном Грозным в храмы и монастыри.

8. Какие произведения мастерской Евфросинии Старицкой Вы знаете.

9. Когда были созданы росписи Благовещенского собора в Кремле.

10. Что изображено на “Мономаховом троне”.

11. Какие храмовые росписи середины – второй половины XVI в. вам известны.

Литература.

· Маясова Н.А. Древнерусское шитье. М., 1971

· Подобедова О.И. Московская школа живописи при Иване IV. М., 1972;

· Грабар А.Н. Заметка о методе оживления традиций иконописи в русской живописи XV–XVI веков //ТОДРЛ. 1981. Т. 36. С. 289–294

· Постникова-Лосева М.М. Русское ювелирное искусство. Его центры и мастера. XVI–XIX вв. М., 1974.

Раздел 3. Архитектура конца XVI в.

Лекция 31. Царствование Феодора Иоанновича, Бориса Годунова.

Моление о чадородии. Победа над Казы-Гиреем и строительство 1580-х гг.

Новый тип храма с крещатым сводом. Придел Василия Блаженного собора Покрова на Рву. Собор Донского монастыря. Надвратная церковь Симонова монастыря. Церковь Троицы в Хорошеве.

Царское строительство в монастырях. Вознесенский собор в Кремле. Собор Пафнутьево- Боровского монастыря. Собор Троицы Болдин-Дорогобужского монастыря.