рефераты конспекты курсовые дипломные лекции шпоры

Реферат Курсовая Конспект

ИСТОРИЯ РУССКОГО СРЕДНЕВЕКОВОГО ИСКУССТВА

ИСТОРИЯ РУССКОГО СРЕДНЕВЕКОВОГО ИСКУССТВА - раздел История, Министерство Образования Российской Федерации    ...

МИНИСТЕРСТВО ОБРАЗОВАНИЯ РОССИЙСКОЙ ФЕДЕРАЦИИ

 

 

Российский государственный гуманитарный университет

 

Факультет Истории искусства

 

Кафедра Всеобщей истории искусств

 

 

ИСТОРИЯ РУССКОГО СРЕДНЕВЕКОВОГО ИСКУССТВА

 

 

Программа лекционного курса

для специальности № 020900 “искусствоведение”, специальности № 021000 “музеология”,

Пояснительная записка.

Оглавление

Программа лекций – с. 1

Список обязательной и дополнительной литературы – с. 42

Контрольные вопросы – с. 49

Таблица лекций и семинаров – 53

Настоящая программа курса по истории русского средневекового искусства ориентирована на студентов, избравших специальность “История искусства” (искусствоведение). Одной из основных особенностей данного курса является то, что несмотря на сложность рассматриваемой в нем проблематики, которая предполагает наличие у слушателей необходимого бaгажа знаний (знание основных памятников архитектуры и живописи Древней Руси, литературных источников, иконографии средневекового искусства, важнейших фактов отечественной истории) и профессиональных навыков, именно с него начинается изучение истории русского искусства в целом. Сложность курса определяется колоссальным объемом материала, который должен быть освоен студентами на протяжении всего двух семестров. Такая задача делает особенно значимой самостоятельную работу слушателей – занятия в музеях, библиотеках, поездки с целью знакомства с памятниками архитектуры, монументальной живописи, иконостасными комплексами.

Составители программы руководствовались следующими основными задачами:

Дать возможно полное представление об основных этапах истории средневекового русского искусства, охарактеризовав своеобразие каждого из них на примере наиболее значительных и репрезентативных памятников;

Выявить те факторы, которые в разные периоды оказывали влияние на пути формирования стиля и определяли особенности образного мышления мастеров, а в конечном итоге особенности национального художественного менталитета;

3. познакомить слушателей с многообразными формами и видами деятельности русских художников и зодчих, а так же с тем, что составляет своего рода “инфраструктуру” русской художественной культуры, без знания которой невозможно получить правильного представления об искусстве последующих периодов его истории;

Дать студентам представление об основных исторических источниках и научной литературе по тематике всех разделов курса.

В программе предложено три типа контрольных вопросов:

1. вопросы для текущего контроля знаний, расположенные в программе непосредственно за кратким изложением содержания темы каждой лекции;

2. вопросы для письменных работ (курсовых, рефератов, докладов) – размещены в отдельном документе, прилагаемом к программе;

3. вопросы для подготовки к экзаменам – расположены в конце программы.

 

Структура программы:

Курс разделен на темы, соответствующие основным эпохам в развитии искусства и культуры Древней Руси и подразделы, соответствующие отдельным периодам истории и видам искусства.

 

Описание каждой лекции включает:

1. Названия тем и список основных памятников

2. Основная проблематика лекции

3. Вопросы для текущего контроля

4. Литература рекомендуемая

5. Литература дополнительная (для семинарских работ и углубленного изучения отдельных вопросов)

 

В конце программы прилагаются:

1. Общий список обязательной литературы;

2. Список вопросов для подготовки к экзаменам;

3. Таблица лекций и семинаров.

 

 

Тема I. Искусство Киевской Руси

Лекция 1. Введение.

Предмет изучения. Географические границы распространения традиции. Периодизация.

Историография древнерусского искусства.

1. Назовите хронологические границы того периода в истории русского искусства, который называется “средневековым”, или “древнерусским”, дайте им… 2. Опишите основные вехи пути “из варяг в греки”. 3. Какие произведения древнерусского искусства вы знаете? Имена каких исследователей вам известны? Говорят ли вам…

Период. Эпоха формирования государства восточных славян

Лекция 2.Переход от родоплеменных форм устроения жизни к государственным. Начальная стадия развития художественных ремесел. Славянские племена, их происхождение, территория их расселения и соседи –… Начальная стадия сложения государства восточных славян – Киевской Руси. Завоевание Киева Олегом. Походы Руси на…

Збручский идол.

Трофеи князя Владимира.  

Литература рекомендуемая

· Василенко В.М. Русское прикладное искусство. Истоки и становление. М., 1977

· Петрухин В.Я. Начало этнокультурной истории Руси IX–XI вв.Смоленск; М., 1995

 

Литература дополнительная

· Корзухина Г.Ф. Русские клады. М.-Л., 1954

· Рыбаков Б.А. Язычество древних славян. М., 1981

· Степи Евразии в эпоху средневековья. М., 1981.

 

 

Лекция 3: Архитектура.

Дохристианская архитектура; результаты раскопок, позволяющие судить о характере деревянного строительства в различных русских землях.

Известия о каменном строительстве княгини Ольги.

Крещение Руси и храмовое строительство. Известия о первых деревянных церквях, их особенностях. Княжеское придворное строительство.

Усвоение типологии и строительной техники византийского зодчества. Основные типы храмов, их приспособление к местным условиям и требованиям заказа. Церковь крестово-купольного типа.

Строительство кн. Владимира в Киеве– Десятинная церковь.

Строительство Мстислава и Ярослава. Возведение первых соборных храмов.Церковь Богородицы в Тьмутаракани, Спасо-Преображенский собор в Чернигове.

Софийские соборы: в Киеве, Новгороде,Полоцке.

Основные проблемы: Значение принятия христианства для развития каменного строительства. Характер традиции, к которой принадлежали византийские мастера, строившие в русских княжествах. Место русских построек…

Литература обязательная

· Комеч А.И. Древнерусское зодчество конца X – начала XII вв. М., 1987.

· Раппопорт П.А. Зодчество Древней Руси. Л., 1986.

 

Литература дополнительная

· Асеев Ю.С. Архитектура Древнего Киева. Киев, 1982.

· Булкин В.А. Софийский собор в Полоцке // Древнерусское искусство: Художественная культура X – первой половины XIII века. М., 1988. С. 59–64.

· Логвин Г.Н. София Киевская. Киев, 1971 (Альбом).

· Раппопорт П.А. О роли византийского влияния в развитии древнерусской архитектуры // Византийский временник. 1984. Т. 45. С. 185–191.

· Раппопорт П.А. Русская архитектура X - XIII вв.: каталог памятников. Л., 1982.

· Раппопорт П.А. Строительные артели Древней Руси // Раппопорт П.А. Древнерусская архитектура. СПб., 1993. С. 246–254.

· Штендер Г.М. Первичный замысел и последующие изменения галерей и лестничной башни новгородской Софии // Древнерусское искусство: проблемы и атрибуции. М., 1977. С. 30–54.

· Якобсон А.Л. Закономерности в развитии средневековой архитектуры. Л., 1985.

Лекция 4. Стенописный декор Десятинной церкви. Спасский собор в Чернигове.

Ансамбль монументальной живописи Софийского собора в Киеве.Его иконографическая программа, стиль. Проблема датировки. Митрополит Иларион как возможный автор идейного замысла декорации храма. Вопрос о происхождении мастеров и организации их работы (В.Н. Лазарев). “Светские” сюжеты в росписи собора.

Остромирово Евангелие. Где и кем созданы миниатюры рукописи, своеобразие их иконографии и стилистики.

Икона «Апостолы Петр и Павел» XI века из Софийского собора в Новгороде –древнейший дошедший до нас памятник иконописи средневековой Руси.

Литургическая утварь. Ювелирное дело, основные техники – чернь, перегородчатая эмаль, чеканка.

Монументальная пластика – архитектурная резьба. Предметы личного благочестия – мелкая пластика.

Влияние монастырской культуры на духовную жизнь Киева и на стилистику искусства. Изборник Святослава 1073 г.

 

Основные проблемы:

Место русских памятников в контексте истории византийского искусства, черты своеобразия и факторы, их определявшие.

Принципы формирования программ монументальной живописи, которыми руководствовались создатели мозаик и фресок Софийского собора в Киеве.

Проблема интерпретации содержания и назначения “светских” изображений в Софийском соборе Киева.

 

Вопросы для текущего контроля:

1. Мнение исследователей о происхождении мастеров, создавших ансамбли древнейших монументальных росписей Киевской Руси.

2. На чем основываются авторы различных датировок живописной декорации Софийского собора в Киеве.

3. Приведите примеры стилистических аналогий мозаикам и фрескам Софийского собора в Киеве.

4. Какие идеи “Слова о законе и благодати” находят параллели в идейной концепции декорации Софии Киевской.

5. Какие из “светских мотивов” росписей Софии Киевской находят аналогии в искусстве Византии и восточных соседей Руси.

6. Кто такой Остромир и что думают исследователи о происхождении миниатюр Остромирова Евангелия.

 

Темы семинарских и курсовых работ.

1. Влияние заказа на формирование программы живописного декора Софийского собора в Киеве.

2. Место мозаик и фресок киевского Софийского собора в истории византийского искусства.

3. Как соотносятся в живописном декоре Софийского собора в Киеве иконографическая и стилистическая традиция с «тенденциями времени»?

4. «Светские сюжеты» росписи Софии Киевской и методы их интерпретации.

 

Литература обязательная

· Аверинцев С.С. К уяснению смысла надписи над конхой центральной апсиды Софии Киевской //Древнерусское искусство: Художественная культура домонгольской Руси. М., 1972. С. 25–49.

· Бочаров Г.Н. Художественный металл Древней Руси. М., 1984.

· Лазарев В.Н. Древнерусские мозаики и фрески. XI–XV вв. М., 1973.

· Логвин Г.Н. Софiя Киïвська. Киïв, 1971.

· Попова О.С. Византийские и древнерусские миниатюры. М., 2003.

· Рыбаков Б.А. Русское прикладное искусство X–XIII веков. Л.,1970.

 

Литература дополнительная

· Высоцкий С.А. Светские фрески Софийского собора в Киеве. Киев, 1989.

· Грабар А.Н. Светское изобразительное искусство домонгольской Руси и “Слово о полку Игореве” //ТОДРЛ. 1962. Т. 18. С. 233–271.

· Лазарев В.Н. Мозаики Софии Киевской. М., 1960.

· Салько Н.Б. Живопись Древней Руси XI–XIII века. Мозаики, Фрески. Иконы. Л., 1982.

 

Период. Эпоха правления Ярославичей и Владимира Мономаха

(вторая половина XI в. – первая четверть XII в.)

Раздел 1. Архитектура

 

Лекция 5. Архитектура Киевской Руси второй половины XI в. – первой трети XII в. Развитие и интерпретация византийской традиции храмоздательства. Сложение местных особенностей построения объемно-пространственной композиции.

Успенский собор Киево-Печерского монастыря; история создания иконографического канона в русской архитектуре. Собор Выдубицкого монастыря. Златоверхий собор Михайловского монастыря.

Приезды новых византийских артелей. Типологическое разнообразие в архитектуре Киевской Руси. Собор Кловского монастыря.
Надвратная церковь Печерского монастыря.

Строительство епископа Ефрема и Владимира Мономаха в Переяславле. Церковь Михаила. Спасская церковь. Церковь Андрея. Церковь Михаила Архангела в Остре. Укрепления и остатки гражданских сооружений.

Строительство Владимира Мономаха в Чернигове, Смоленске, Суздале, Владимире,

Киеве. Церковь Спаса на Берестове.

Oсновные темы:

Приезды греческих артелей и их влияние на развитие архитектуры Киевской Руси.

Становление архитектурной традиции. Формирование типологических и художественных предпочтений; значение авторитета образцов. Интерпретации образцов времени Владимира и Ярослава, возникновение новых сакрально значимых образцов и их влияние.

Возникновение новых форм и изменение типа кладки в киевских постройках н. XII в.

Сложение типа “закомарного” храма и его особенности.

Bопросы:

1. Чем определяется значение Успенского собора Печерского монастыря как образца в русской архитектуре?

2. Что Вы знаете об истории строительства Успенского собора Печерского монастыря?

3. Опишите варианты реконструкции собора Кловского монастыря.

4. Какие изменения строительной техники отмечаются в церкви Спаса на Берестове? Назовите известные Вам особенности ее архитектуры.

 

Лекция 6. Новгородское зодчество первой трети XII в. как местный вариант киевской архитектурной традиции. Церковь Благовещения на Городище. Храмы, связанные с деятельностью зодчего Петра. Церковь Св. Николая на Ярославовом дворище. Георгиевский собор Юрьева монастыря.

Собор Рождества Богородицы Антониева монастыря (этапы строительства, конструктивные и композиционные особенности).

 

Bопросы:

 

1. Какие черты объединяют новгородские постройки н. XII в. (техника кладки, особенности декора, пропорции)?

2. В чем отличия архитектуры собора Антониева монастыря от других современных ему построек Новгорода?

3. Какая особенность венчания храмов складывается в русской архитектуре к концу XI в.?

Литература обязательная

· Комеч А.И. Древнерусское зодчество конца X – начала XII вв. М., 1987.

· Раппопорт П.А. Строительные артели Древней Руси // Раппопорт П.А. Древнерусская архитектура. СПб., 1993. С. 246–254.

Литература дополнительная

· Асеев Ю.С. Архитектура Древнего Киева Киев, 1982

· Высоцкий С.А. Золотые ворота в Киеве Киев, 1982

· Ильин М.А. Мастер Петр // Архитектура СССР М., 1943. № 2

· Комеч А.И. Роль византийской традиции в новгородском строительстве начала XII века (Георгиевский собор Юрьева монастыря) // Русско-Балканские культурные связи в эпоху средневековья. София, 1982. С. 263–281.

· Логвин Г.Н. Чернигов. Новгород-Северский. Глухов. Путивль М., 1980

· Раппопорт П.А. Зодчество Древней Руси Л., 1986

· Раппопорт П.А. О роли византийского влияния в развитии древнерусской архитектуры Византийский временник. 1984 Т. 45 С. 185-191

· Раппопорт П.А. Русская архитектура X - XIII вв.: каталог памятников Л., 1982

 

Раздел 2. Живопись, ювелирное дело, пластика.

 

Лекция 6. Расцвет монументальной живописи и иконописания в Киеве.

Деятельность скрипториев. Миниатюры Псалтири Гертруды. Сведения Киево-Печерского патерика о приходе мастеров из Константинополя. Декорации Успенского собора Печерской лавры, собора Михайловского Выдубицкого монастыря.

Сведения о печерских иконописцах Алимпии и Григории.

Икона “Св. Георгий” из Успенского собора Московского Кремля. Вопросы иконографии, стиля и датировки.

Два направления в живописи рубежа столетий: “монастырская” и классицизирующая. Памятники живописи Новгорода рубежа XI–XII вв. Фрески Софийского собора и церкви Благовещения на Городище. Изображение Константина и Елены, его стилистическая характеристика и датировка. Миниатюры Евангелия попа Домки (“Милятино Евангелие”) и Мстиславова Евангелия. Мозаики и фрески Михайловского Златоверхого собора, росписи церкви Спаса на Берестове в Киеве и Елецкого монастыря в Чернигове.

Росписи Николо-Дворищенского собора, их соотношение с фресками Софии Новгородской и мозаиками Михайловского Златоверхого собора.

Монументальная пластика: шиферные плиты из церкви Св. Ирины и Михайловского монастыря в Киеве.

Ювелирное дело. Основные формы украшений, типы декора. Оклад иконы “Петр и Павел” из Софийского собора Новгорода; кратиры Косты и Братилы; Большой сион новгородского Софийского собора. Суздальский змеевик.

Артели художников монументалистов, механизм распространения традиции: памятники монументальной живописи Переяславля Русского, Чернигова, Витебска, Полоцка, Суздаля.

Oсновные проблемы:

Пути распространения стилистической традиции, формирующейся в Киеве, на другие регионы Руси.

Формы и способы адаптации заимствуемой художественной традиции.

Архитектурная пластика: ее функция и символика. Источники традиции.

Вопросы для текущего контроля:

1 На какой крупный константинопольский центр культа Богоматери была ориентирована идейная программа росписи собора Киево-Печерской лавры.

2 Назовите храм, роспись которого повторяла роспись собора Печерского монастыря.

3 Какие миниатюры византийско-русского стиля знаете вы в Трирской псалтири (“Псалтири Гертруды”).

4 Кто такая Гертруда.

5 Что из себя представляет “Изборник Святослава” (его содержание и характер иллюстраций).

6 С какой фазой в развитии стиля византийской живописи связаны памятники Киева и Новгорода последней трети XI в. – начала XII в. Приведите примеры стилистических аналогий.

7 Какие мнения существуют по вопросу датировки иконы “Св. Георгий” из Успенского собора Московского Кремля.

8 Какая датировка “Константина и Елены” из Софийского собора в Новгороде кажется вам наиболее предпочтительной. Почему.

9 Назовите основные черты, характеризующие стиль мозаик и фресок Михайловского Златоверхого собора в Киеве. Особо акцентируйте в чем состоит их отличие от стиля мозаик Софии Киевской. Приведите стилистические аналогии в византийской живописи.

10 Назовите наиболее значительные памятники ювелирного дела Киевской Руси XI в. – первой четверти XII в.: торевтика, перегородчатые эмали.

 

Литература обязательная

· Декоративно-прикладное искусство Великого Новгорода: Художественный металл. XI–XV века. М., 1996.

· Демина Н.А. Отражение поэтической образности в древнерусской живописи (на примере иконы “Георгий-воин” XI–XII вв.) //Древнерусское искусство: Художественная культура домонгольской Руси. М., 1972. С. 7–24.

· Лазарев В.Н. Михайловские мозаики. М., 1966.

Литература дополнительная

· Лазарев В.Н. Византийская икона комниновской эпохи // Лазарев В.Н. Византийское и древнерусское искусство. М., 1978. С. 9–29.

· Лазарев В.Н. О росписи Софии Новгородской // Лазарев В.Н. Византийское и древнерусское искусство. М., 1978. С. 117–174.

· Сычев Н.П. Забытые фрагменты новгородских фресок XII в. //ЗОРСА РАО. 1918. Т. 12 (переизд. – Сычев, 1977. С. 193–219).

 

Тема II. Становление и развитие местных художественных традиций в эпоху образования на территории Киевской Руси самостоятельных государств – княжеств и феодальных республик

Период. Эпоха борьбы за киевский престол

  Распри между представителями разных княжеских домов, среди которых… Раздел 1. Архитектура первой половины – середины XII в. в южно-русских и западно-русских землях.

Литература обязательная

· Раппопорт П.А. Строительные артели Древней Руси // Раппопорт П.А. Древнерусская архитектура. СПб., 1993. С. 246-254

· Воронин Н.Н., Раппопорт П.А. Зодчество Смоленска XII – XIII вв. М., 1979. С. 37-39,62, 64-76, 87, 88-90, 91, 93, 103, 116, 133-139, 140 – 141, 145-150.

 

Литература дополнительная

· Асеев Ю.С. Архитектура Древнего Киева. Киев, 1982

· Каргер М.К. Древний Киев. Л., 1961

· Логвин Г.Н. Чернигов. Новгород-Северский. Глухов. Путивль. М., 1980

· Раппопорт П.А. Зодчество Древней Руси. Л., 1986.

 

Раздел 2. Живопись, пластика первой половины – середины XII в.

(Новгород, Полоцк, Киев, Псков)

Лекция 8. Роль митрополии и монастырской культуры как факторов, противодействующих центробежным тенденциям в политике. Роль Киева как художественного центра Руси. Книгописание и переводческая деятельность. Митрополит Клим Смолятич. Сохраняющаяся синхронность в развитии стиля византийского и русского искусства. Усиление аскетических начал в искусстве. Сложение нового условного изобразительного языка и повсеместное распространение абстрактно-орнаментального стиля. Распространение практики частного заказа храмовых росписей. Игумен Антоний - заказчик росписи собора Антониева монастыря в Новгороде; ее состав, иконографические и стилистические особенности.

Параллельно развивающееся направление – роспись Георгиевского собора Юрьева монастыря (стадия развитого комниновского стиля).

Иконопись и книжная миниатюра – “Благовещение Устюжское” (ГТГ), “Св. Георгий” из Юрьева монастыря (ГТГ), “Богоматерь Знамение” (Новгород, Софийский собор); декор Юрьевского Евангелия (ГИМ).

Киев – фрески крещальни Софийского собора; Полоцк – Бельчицы.

Архиепископ Нифонт – заказчик и составитель программы росписи собора Мирожского монастыряво Пскове, росписи папертей Софийского собора в Новгороде, фрески церкви Св. Климента в Старой Ладоге.

Ювелирное дело: оклад иконы “Богоматерь Одигитрия” (Новгород), эмали оклада Мстиславова Евангелия (ГИМ).

 

Основные темы:

Проблема интерпретации семантики линейно-орнаментального стиля.

Вопрос происхождения мастеров, создавших роспись собора Антониева монастыря.

Место иконы “Благовещение Устюжское” в контексте истории византийской живописи XII в.

Влияние заказа на иконографические программы росписей (Антониев, Мирож).

 

Вопросы:

1. Как оценивал В.Н.Лазарев стиль росписи собора Антониева монастыря.

2. С какими памятниками византийской живописи можно сопоставить роспись собора Мирожского монастыря

3. Как датируется исследователями роспись собора Мирожского монастыря. как эти датировки обосновываются.

4. Какие иконографические циклы входят в состав росписи собора Мирожского монастыря

5. Что из себя представляет роспись Мартирьевской паперти Софийского собора в Новгороде.

6. Что из себя представляет роспись башни Георгиевского собора Юрьева монастыря в Новгороде.

 

Литература обязательная

· Декоративно-прикладное искусство Великого Новгорода: Художественный металл. XI–XV века. М., 1996.

 

Литература дополнительная

· Сарабьянов В.Д. Церковь Георгия в Старой

· Соболева М.Н. Стенопись Спасо-Преображенского собора Мирожского монастыря во Пскове // Древнерусское искусство: Художественная культура Пскова. М., 1968. С. 7–50

· Штендер Г.М. “Деисус” Мартирьевской паперти Софийского собора в Новгороде // Древнерусское искусство: Монументальная живопись XI–XVII вв. М., 1980. С. 77–92.

 

 

Период. Завершение процесса формирования самостоятельных государств на территории Киевской Руси

  Раздел 3. Архитектура Новгорода второй трети – конца XII века

Литература обязательная

· Комеч А.И. Каменная летопись Пскова XII – начала XVI в. М, 1993. C. 35-68.

· Раппопорт П.А. Зодчество Древней Руси. Л., 1986.

· Раппопорт П.А. Строительные артели Древней Руси //Раппопорт П.А. Древнерусская архитектура. СПб., 1993. С. 246–254.

Литература дополнительная

· Алферова Г.В. Собор Спасо-Мирожского монастыря Архитектурное наследство. 1958. М., 1958

· Каргер М.К. Новгород. Л., 1980

· Комеч А.И. Композиция фасадов новгородских церквей XII – XIII вв. // Древнерусское искусство: художественная культура X – первой половины XIII в. М., 1988. С. 101-119.

· Мильчик М.И., Штендер Г.М. Западные камеры собора Мирожского монастыря во Пскове // Древнерусское искусство : Художественная культура X - первой половины XIII в. М., 1988

 

Раздел 3.Живопись и прикладное искусство Новгорода, Киева и западно-русских земель второй половины – конца XII в.

Лекция 10. Период формирования новгородской художественной традиции, появление собственных артелей фрескистов. Изменения в характере построения систем живописного декора храма, усиление значения литургических мотивов и одновременно возрастание роли частного заказа, его влияния на формирование иконографического состава росписей и их стилистическую ориентацию. Росписи церквей Св. Климента, Успения, Св. Георгия в Старой Ладоге, фрески церкви Благовещения на Мячине (“в Аркажах”), росписи Спаса на Нередице и Спаса в Хутынском монастыре. Сведения о работах в Старой Руссе. Иконы: “Спас Нерукотворный” (ГТГ), “Богоматерь Умиление” (Московский Кремль), “Ангел Златые власы” (ГРМ). Особенности “поэтики” новгородской живописи. Личность художника – Олисей Грецин.

Фрески Спасо-Евфросиниева монастыря в Полоцке, росписи собора Кириллова монастыря в Киеве. Книжная миниатюра – Добрилово Евангелие.

Ювелирное дело – Крест Евфросинии Полоцкой (утрачен).

Основные темы:

Основные особенности стиля живописи последней трети XII в.

Два направления в стиле нередицкой росписи.

Соотношение памятников Южной и Северо-Западной Руси (Киев и Новгород).

Принципы формирования программ храмовых росписей.

“Праздничное” и “повседневное” в живописи Новгорода (церковь Георгия в Старой Ладоге и Нередица).

Вопросы:

1. Назовите известные вам памятники иконописи XII в., связанные с Новгородом, расположите их в хронологической последовательности..

2. Как датируются росписи церкви Георгия в Старой Ладоге, как аргументируется датировка

3. К какому направлению в стиле живописи XII в. вы бы отнесли росписи храма “в Аркажах”.

4. Имеются ли, на ваш взгляд, различия между стилем росписей церкви Георгия в Старой Ладоге и Нередицы.

5. В какой новгородской росписи имеется изображение Христа-священника и каково его символическое значение.

6. Сцены жития какого святого включены в росписи собора Кириллова монастыря в Киеве.

7. Назовите имя мастера, создавшего “Крест Евфросинии Полоцкой”.

 

Литература.

· Дорофиенко И.П., Редько П.Я. Раскрытие фресок XII в. в Кирилловской церкви Киева //Древнерусское искусство: Монументальная живописи XI–XVII вв. М., 1980. С. 45–51

· Лазарев В.Н. Фрески Старой Ладоги. М., 1960

· Мясоедов В.К., Сычев Н.П. Фрески Спаса-Нередицы. Л., 1925

· Селицкий А.А. Система росписи собора Спасо-Евфросиниевского монастыря в Полоцке //Древнерусское искусство: Художественная культура X – первой половины XIII в. М., 1988. С. 177–194

· Царевская Т.Ю. Фрески церкви Благовещения на Мячине (“в Аркажах”). Новгород; СПб., 1999.

Раздел 4. Архитектура Северо-Восточной Руси второй половины XII в.

(Юрий Долгорукий, Андрей Боголюбский, Всеволод Юрьевич.

Галич, Суздаль, Владимир)

 

Лекция 11. Архитектура Галича первой половины – середины XII в. Церковь Спаса. Успенский собор.

Строительство Юрия Долгорукого. Перенос традиций архитектуры юго-западной Руси (Галич) на почву Залесской земли. Спасо-Преображенский собор Переславля-Залесского. Церковь Бориса и Глеба в Кидекше. Георгиевский собор в Юрьеве-Польском. Церковь Георгия во Владимире.

Строительство Андрея Боголюбского. Успенский собор во Владимире. Церковь Рождества Богоматери и остатки дворца в Боголюбове. Церковь Покрова на Нерли. Золотые ворота и укрепления Владимира. Церковь Спаса во Владимире.

Строительство Всеволода Большое Гнездо. Перестройка Успенского собора. Дмитровский собор. Укрепления детинца. Собор Рождественского монастыря.

 

Основные темы:

Формирование местных архитектурных школ. Своеобразие архитектуры Северо-Востока (отличие от южно-русской и от европейской романской архитектуры). Галицкие и центрально-европейские аналогии владимирских храмов. Основные тенденции развития владимирской архитектуры. Сложение местной строительной практики.

Символическое и политическое значение владимирских построек (обустройство новой столицы и резиденции владимирских князей).

 

Вопросы:

1. Охарактеризуйте особенности построек Юрия Долгорукого, Андрея Боголюбского, Всеволода Большое Гнездо.

2. Изложите важнейшие события переноса резиденции Андрея Боголюбского во Владимир.

3. В чем отличия владимирских памятников от их романских аналогий?

4. Какие постройки Боголюбова Вам известны?

5. Опишите реконструкцию церкви Покрова на Нерли Н.Н. Воронина; как она обосновывается?

6. Какова роль скульптуры во владимирских храмах?

7. Какие изменения были внесены в архитектуру Успенского собора во Владимире при кн. Всеволоде и чем была вызвана эта перестройка?

Литература обязательная

· Воронин Н.Н. Зодчество Северо-Восточной Руси XII – XV вв. Т.1. М., 1961.

· Комеч А.И. Дмитриевский собор во Владимире как итог развития архитектурной школы // Дмитриевский собор. К 800-летию создания. М., 1997.С. 10 – 20

 

Литература дополнительная

· Вагнер Г.К. Скульптура Древней Руси: XII век. Владимир. Боголюбово. М., 1969

· Дмитриевский собор. К 800-летию создания. М., 1997.

· Иоаннисян О.М. Основные этапы развития галицкого зодчества // Древнерусское искусство: художественная культура X – первой половины XIII в. М., 1988. С. 41-58.

· Комеч А.И. Архитектура Владимира 1150-1180-х гг.: художественная природа и генезис “русской романики” // Древнерусское искусство: Русь и страны византийского мира. XII век. СПб., 1999. С. 231-254.

· Раппопорт П.А. Очерки по истории военного зодчества Северо-Восточной Руси и Северо-Западной Руси X-XV веков. М.-Л., 1951.

 

 

Раздел 5. Живопись и пластикаСеверо-Восточной Руси второй половины XII в.

 

Лекция 12. Росписи Спасского собора Переславля-Залесского, церкви Бориса и Глеба в Кидекше, Покрова на Нерли, Успенского и Дмитриевского соборов во Владимире. Новая фаза контактов со столичным искусством Византии. Программность строительно-художественной деятельности владимиро-суздальских князей. Образ идеального властителя и “благословенного царства”, ветхозаветные аллюзии. Иконопись Северо-Восточной Руси (“Богоматерь Боголюбская”, оглавный “Чин с Христом Эммануилом”).

Скульптурная декорация фасадов храмов Боголюбова, Покрова на Нерли, Успенского и Дмитриевского соборов Владимира – их идейная программа, истоки стилистической традиции. Работы пришлых и местных мастеров.

 

Основные темы:

Своеобразие стилистики искусства Владимиро-Суздальской Руси. источники формирования местной художественной традиции. Роль княжеского заказа.

Принципы образного осмысления храмового пространства художниками и резчиками по камню.

Романское, византийское и местное во владимиро-суздальской архитектурной пластике. Интерпретация идейных программ фасадной пластики храмов.

Проблема различения рельефов Дмитриевского собора, выполненных в разное время.

 

Вопросы:

1. Что из себя представляют росписи Спасского собора в Переславле-Залесском и церкви в Кидекше.

2. Какие росписи домонгольского времени сохранились в Успенском соборе Владимира и как они датируются.

3. Какие слова и понятия более всего, по вашему мнению, подходят для характеристики росписи Дмитриевского собора во Владимире

4. Как были украшены постройки Боголюбова. Какова роль скульптуры во владимирских храмах?

5. Как эволюционировал стиль белокаменной пластики от рельефов Боголюбова и церкви Покрова на Нерли до фасадного декора Дмитриевского собора во Владимире.

 

Литература.

· Вагнер Г.К. Скульптура Древней Руси. XII век. Владимир, Боголюбово. М., 1969

· Дмитриевский собор. К 800-летию создания. М., 1997

· Лифшиц Л.И. “Ангельский чин с Эммануилом” и некоторые черты художественной культуры Владимиро-Суздальской Руси //Древнерусское искусство: Художественная культура X – первой половины XIII в. М., 1988. С. 211–230.

 

Раздел 6.Архитектура конца XII – первой половины XIII века.

 

Лекция 13. Гродно, Полоцк, Смоленск, Киев, Чернигов, Новгород, Владимир (Суздаль, Юрьев-Польской)

 

Гродно. Борисоглебская церковь на Коложе. Нижняя церковь в Детинце. Пречистенская церковь. Церковь в Волковыске.

Полоцк. (Собор Бельчицкого монастыря.) Спасская церковь Ефросиньева монастыря. Источники развития особенностей архитектуры рубежа XII – XIII вв.

Смоленск. Церковь Михаила Архангела (Свирская). Собор Троицкого монастыря на Кловке. Пятницкая церковь. Спасский собор. Церковь на Малой Рачевке. Кирилловская церковь. Церковь на Вознесенской горе. Собор на Протоке. Церковь на Окопном кладбище. Церковь на Краснофлотской ул.

Старая Рязань. Спасская церковь. Церковь в Ольгове городке. Влияние смоленской архитектуры на зодчество других княжеств. Отражение тенденций рубежа XII – XIII вв. в архитектурных школах различных княжеств. Вопрос о значении самостоятельного развития и влияний в сложении и распространении этих тенденций.

Киев. Церковь на Вознесенском спуске. Церковь Апостолов в Белгороде. Церковь Василия в Овруче. Подпорная стена Выдубицкого монастыря. Петр Милонег.

Малый храм в Белгороде. Церковь Гнилецкого монастыря в Киеве.

Чернигов. Церковь Параскевы Пятницы. Археологические остатки храмов в Новгороде-Северском, Путивле, Трубчевске, Вщиже.

Новгород. Церковь Параскевы Пятницы на Торгу. Троицкий собор в Пскове (вопрос датировки). Церковь Михаила Архангела на Прусской улице. Церковь Рождества Богородицы в Перыни.

Северо-Восток. Рождественский собор в Суздале. Георгиевский собор в Юрьеве-Польском. Успенский собор Княгинина монастыря. Собор Спасского монастыря в Ярославле.

 

Основные темы:

Возникновение общих тенденций в архитектуре разных школ. Последовательность их сложения.

Формирование нового типа храма со ступенчато повышающимся завершением основного объема. Плановые, конструктивные и объемно-пространственные особенности архитектуры нового направления. Новые декоративные приемы.

Пути адаптации новых тенденций в архитектуре северо-западных и северо-восточных земель.

Вопросы:

1. В каких памятниках впервые появляются повышенные (“башнеобразные”) завершения объемов?

2. Какие княжества выступают в роли ведущих при формировании новых тенденций в архитектуре рубежа XII – XIII веков?

3. Назовите конструктивные и плановые особенности, связанные с новыми тенденциями в архитектуре рубежа XII – XIII веков?

4. В каком памятнике рубежа XII – XIII веков использованы повышенные подпружные арки?

5. Какие декоративные элементы характерны для построек с “башнеобразным” завершением?

6. Каковы особенности интерпретации тенденций рубежа веков в архитектуре Новгорода?

7. Каковы особенности интерпретации тенденций рубежа веков в архитектуре Владимиро-Суздальского княжества?

 

Литература обязательная

· Воронин Н.Н. Зодчество Северо-Восточной Руси XII – XV вв. Т.1. М., 1961.

· Воронин Н.Н., Раппопорт П.А. Зодчество Смоленска XII – XIII вв. М., 1979. С. 163-195, 348-353.

· Раппопорт П.А. Зодчество Древней Руси. Л., 1986.

Литература дополнительная

· Барановский П.Д. Собор Пятницкого монастыря в Чернигове // Памятники искусства, разрушенные немецко-фашистскими захватчиками в СССР. М.-Л., 1948. С. 13-34.

· Булкин В.А. Церковь Михаила Архангела на Прусской улице в Новгороде. К вопросу о развитии башнеобразных композиций в древнерусском зодчестве XI – XIII вв. // Искусство Руси, Византии и Балкан XIII века. СПб., 1994. С. 49-50

· Воронин Н.Н. Древнее Гродно. М., 1954

· Иоаннисян А.И. Строительные артели Всеволода III и его наследников // Дмитриевский собор. К 800-летию создания. М., 1997. С. 21 - 37

· Каргер М.К. Новгород. Л., 1980

· Раппопорт П.А. Русская архитектура на рубеже XII - XIII вв. // Древнерусское искусство: проблемы и атрибуции. М., 1977. С. 12-29

· Раппопорт П.А., Штендер Г.М. Спасская церковь Евфросиньева монастрыя в Полоцке // Памятники культуры: новые открытия. 1979. М., 1980. С. 459-468

 

Литература по домонгольской архитектуре в целом:

§ Раппопорт П.А. Русская архитектура X-XIII веков. Каталог памятников. Л., 1982.

§ Раппопорт П.А. Зодчество Древней Руси. Л., 1986.

§ Раппопорт П.А. Строительное производство Древней Руси X – XIII вв. СПб., 1994.

 

 

Раздел 7. Живопись, пластика, прикладное искусство конца XII – первой половины XIII века.

Лекция 14.Изменение стилистических принципов, зарождение монументально-пластического стиля. Рельефы Рождественского собора в Суздале и Георгиевского собора в Юрьеве-Польском. Героико-эпическое начало в трактовке тем “святости” и “Земли обетованной”.

Росписи храмов Киева и Смоленска (церковь Апостолов в Белгороде; Смоленск, росписи храма “на Протоке”).

Новгород: Иконы: “Никола” из Новодевичьего монастыря, “Успение Десятинное”, “Пантелеймоново Евангелие”.

Влияние искусства юго-западных княжеств: “Хутынский служебник”, “Галицко-Волынское Евангелие”.

Северо-Восток:Рождественский собор в Суздале. “Дмитрий Солунский”из Дмитрова (ГТГ), “Богоматерь Великая Панагия” (ГТГ), “Спас Златые Власы” (Кремль), “Деисус оглавный” (ГТГ), “Богоматерь Белозерская” (ГРМ), “Спас Василия и Константина” (Ярославль). Миниатюры: Ростовские рукописи: “Апостол”, Евангелие из собрания из библиотеки МГУ, “Спасское Евангелие”, “Евангелие учительное Константина Болгарского”, “Слово Ипполита о Христе”, “Троицкий кондакарь”.

Западные и южные врата золотой наводки Рождественского собора в Суздале. Техника, стиль, время создания.

Ювелирное искусство: Рязанский клад. Потир Всеволода Юрьевича, шлем Ярослава Всеволодовича. Мелкая пластика.

 

Основные темы:

Роль патронимического культа в формировании идеального образа святого. “Эстетические” критерии в представлениях о святости и святыни.

Ветхозаветные мотивы в программе декорации фасадов Георгиевского собора Юрьева-Польского.

Орнаментика в искусстве рубежа XII–XIII вв.

Образ “наместной иконы” – “Богоматерь Великая Панагия”, “Богоматерь Белозерская”.

Вопросы:

1. Почему икона “Богоматерь Великая Панагия” (Ярославская Оранта) так называется

2. Назовите основные приметы памятников живописи первой трети XIII в.

3. Что вы знаете о росписях храмов Смоленска рубежа XII–XIII вв.

4. Опишите южные врата Суздальского собора.

5. Опишите северные врата Суздальского собора.

6. Какие иллюминированные рукописи ростовского происхождения вам известны.

7. Какие черты, по вашему мнению, составляют характерные особенности памятников новгородской живописи и живописи центров Северо-Восточной Руси.

 

Литература.

· Вагнер Г.К. Белокаменная резьба древнего Суздаля. Рождественский собор. XIII век. М., 1975

· Вагнер Г.К. Мастера древнерусской скульптуры: рельефы Юрьева-Польского. М., 1966

· Вагнер Г.К. Скульптура Владимиро-Суздальской Руси: г. Юрьев-Польской. М., 1964

· Овчинников А.Н. Суздальские златые врата. М., 1978

· Попов Г.В. Из истории древнейшего памятника города Дмитрова // Древнерусское искусство: Художественная культура домонгольской Руси. М., 1972. С. 198–216

· Попова О.С. Две русские иконы раннего XIII в. // Древнерусское искусство: Художественная культура X – первой половины XIII в. М., 1988. С. 231–243

· Попова О.С. Галицко-Волынские миниатюры раннего XIII в. //Древнерусское искусство: Художественная культура домонгольской Руси. М., 1972. С. 283–315

 

Тема III. Искусство эпохи татаро-монгольского владычества

Раздел 1. Архитектура второй половины XIII – первой половины XIV вв. (Юго-Западные земли, Новгород, Псков, Тверь, Москва)

Литература обязательная

· Воронин Н.Н. Зодчество Северо-Восточной Руси XII – XV вв. Т.2. М., 1961.

· Каргер М.К. Новгородское зодчество // ИРИ. М., 1954. Т.2. С. 46-50

· Комеч А.И. Каменная летопись Пскова XII – начала XVI в. М, 1993.

Литература дополнительная

· Борисов Н.С. Русская церковь в политической борьбе XIV – XV веков. М., 1986.

· Гладенко Т.В., Красноречьев Л.Е., Штендер Г.М., Шуляк Л.М. Архитектура Новгорода в свете последних исследований // Новгород: к 1100-летию города. М., 1964. С. 220-232.

· Иоаннисян О.М. О возобновлении монументального строительства на Руси после монгольского нашествия // Древний Псков: исследования средневекового города. СПб., 1994. С.80-82

· Иоаннисян О.М. Основные тенденции развития древнерусского зодчества в XIII в. // Искусство Руси, Византии и Балкан XIII в. С. 21-24

· Каргер М.К. Новгород. Л., 1980

· Кирпичников А.Н. Каменные крепости Новгородской земли. Л., 1984

· Косточкин В.В. Русское оборонное зодчество конца XIII – начала XVI вв. М., 1962

· Максимов П.Н. Зарубежные связи в архитектуре Новгорода и Пскова XI – начала XVI вв. // АН. 1960. № 12.

· Максимов П.Н. К характеристике памятников московского зодчества XIII – XV вв. // Материалы и исследования по истории Москвы. Т.2.

· Максимов П.Н. Церковь Николы на Липне близ Новгорода // АН. 1952. № 2.

· Седов Вл.В. Об иконографии внутреннего пространства новгородских храмов XIII - начала XVI веков. Иконография архитектуры. М., 1990.102-127

· Седов Вл.В. Псковская архитектура XIV - XV веков М., 1992.

· Седов Вл.В. Церковь Николы на Липне и новгородская архитектура XIII в. // Древнерусское искусство: Русь. Византия. Балканы. XIII век. СПб., 1997. С. 393-412.

 

Раздел 2. Живопись и прикладное искусство второй половины XIII – первой половины XIV вв.

 

Лекция 16. Основные художественные центры, факторы, влияющие на формирование стиля. Митрополия: “Богоматерь Свенская”, “Богоматерь Максимовская”,“Спас Оплечный”.

Новгород: Росписи церкви Николы на Липне. Иконы: “Никола” из Духова монастыря (ГРМ), “Никола Липненский” (Новгород), краснофонные иконы, “Никола” из Любони, “Никола” из Озерева (ГРМ). “Сошествие во ад” из Тихвина (Новгород). Книжная миниатюра: “Симоново Евангелие” (РГБ), “Уваровская Кормчая”, “Хлудовская Псалтирь” (ГИМ).

Новые стилистические веяния, работы балканских мастеров. “Васильевские врата” золотой наводки, праздничные иконы иконостаса Софийского собора в Новгороде.

Монументальня пластика – крест из Боровичей, “Людогощенский крест” (Новгород).

Первая роспись церкви Успения на Волотовом поле и памятники близкие к ней: “Тверские врата” Александровой слободы, Евангелие (ГИМ, Хлуд 30), икона “Рождество Богоматери” (ГТГ), “Богоматерь с Христом на троне” (Новгород), миниатюры “Сказания об Аврааме” (РГАДА).

Формирование новых художественных традиций:

Памятники Ростовской земли. Данные о росписях. Иконы: “Богоматерь Умиление” (из Калязина), “Спас Пантократор” (МиАР), “Богоматерь Толгская” (большая), “Собор Архангела Михаила” из Великого Устюга (ГРМ), “Богоматерь Толгская” (малая), “Архангел Михаил”, “Спас Нерукотворный” (ГТГ), “Сошествие во ад” из Чухченемы (ГТГ), “Богоматерь Кубенская” (Вологда).

Рукописи: “Федоровское евангелие” (Ярославль), “Оршанское Евангелие” (Киев).

Тверь: Данные о росписях Спасского собора. Иконопись: “Борис и Глеб” (Киевский музей). Рукописи: “Хроника Георгия Амартола” (РГБ).

Псков: Росписи собора Снетогорского монастыря; иконы: “Илья Пророк в пустыни” (ГТГ), “Богоматерь Одигитрия” (ГТГ), “Успение” (ГТГ), “Богоматерь Одигитрия” (Псков), “Никола в житии” из Виделебья (ГРМ).

Памятники Западно-Русских земель: рукопись “Слова Григория Двоеслова”, известия о художественной деятельности князя Василия Волынского.

Москва: Работа в Москве византийских художников, приглашенных митрополитом Феогностом. Росписи храмов Кремля. “Сийское Евангелие” (БАН, ГРМ); иконы “Борис и Глеб”, “Спас Ярое Око”.

Мелкая пластика, ювелирное дело.

 

Основные темы:

Архаическое и новое в памятниках живописи конца XIII – первой половины XIV в.

Росписи церкви Николы на Липне и собора Снетогорского монастыря во Пскове – два варианта развития местных художественных традиций.

Стилистическая характеристика иконы “Богоматерь Свенская” (ГТГ).

Икона “Богоматерь Максимовская” и византийская живопись ранне-палеологовского времени.

Иконы “Спас Оплечный” и “Спас Ярое Око”: два варианта стиля одного и того же времени или памятники разных стилистических этапов?

Основные особенности живописи центров Северо-Восточной Руси.

 

Вопрос для дискуссии:

Истоки и пути формирования псковской художественной образности псковской традиции.

 

Вопросы:

1. Когда созданы росписи собора Снетогорского монастыря, с какой стилистической традицией они связаны.

2. Назовите наиболее характерные памятники новгородской живописи рубежа XIII–XIV вв.

3. Назовите и опишите наиболее характерные памятники псковской живописи второй половины XIII – первой половины XIV в.

4. Приведите примеры памятников новгородской живописи, созданных под прямым влиянием византийского искусства палеологовского времени.

5. Какие черты памятников живописи, принадлежащих к консервативному направлению, указывают на время их создания.

6. Какие росписи были созданы в Москве византийскими художниками и их русскими учениками.

7. Приведите стилистические аналогии для иконы “Спас Оплечный” из Московского Кремля.

8. Приведите стилистические аналогии для иконы “Спас Ярое Око” из Московского Кремля.

9. Где находятся “Васильевские врата”.

 

Литература.

· Алпатов М.В., Родникова И.С. Псковская икона XIII–XVI веков. Л., 1990

· Лазарев В.Н., Мнева Н.Е. Памятник новгородской деревянной резбьы XIV в. (Людогощенский крест) //Лазарев В.Н. Византийское и древнерусское искусство. М., 1978. С. 181–195

· Лифшиц Л.И. О стиле росписи Снетогорского монастыря // Древнерусское искусство: Монументальная живопись XI–XVII вв. М., 1980. С. 93–114

· Лихачев Д., Лаурина В., Пушкарев В. Новгородская икона XII–XVII веков. Л., 1980

· Попов Г.В. Тверская икона XIII–XVI веков. СПб., 1993

· Попова О.С. Искусство Новгорода и Москвы первой половины четырнадцатого века. Его связи с Византией. М, 1980

· Рындина А.В. Оклад Евангелия Симеона Гордого //Древнерусское искусство: Рукописная книга. М., 1972. С. 172–188.

· Рындина А.В. Складень мастера Лукиана //Византия. Южные славяне и Древняя Русь. Западная Европа. Искусство и культура. М.. 1973. С. 310–323

· Рындина А.В. Шиферная икона Бориса и Глеба из Солотчи //Древнерусское искусство: Зарубежные связи. М., 1975. С. 106–118

· Смирнова Э.С. Живопись Великого Новгорода. Середина XIII – начало XV века. М., 1976

· Смирнова Э.С. Московская икона XIII–XVI веков. Л., 1988.

 

Тема IV. Эпоха возвышения Москвы

  Раздел 1.Архитектура Новгорода и Пскова второй половины XIV– первой трети XV…  

Литература обязательная

· Седов Вл.В. Об иконографии внутреннего пространства новгородских храмов XIII - начала XVI веков. Иконография архитектуры. М., 1990. С.102-127

· Комеч А.И. Каменная летопись Пскова XII – начала XVI в. М, 1993. С. 105-125

Литература дополнительная

· Гладенко Т.В., Красноречьев Л.Е., Штендер Г.М., Шуляк Л.М. Архитектура Новгорода в свете последних исследований // Новгород: к 1100-летию города. М., 1964. С. 220-232.

· Каргер М.К. Новгород. Л., 1980.

· Каргер М.К. Новгородское зодчество // История русского искусства. Т.2. М., 1954. С. 55-58.

· Максимов П.Н. Новгородская архитектура XI – XV вв. в свете новых исследований. Автореферат на соискание ученой степени кандидата архитектуры. М., 1969

· Максимов П.Н. Творческие методы древнерусских зодчих. М., 1976

· Романов К.К. Псков, Новгород и Москва в их культурно-художественных взаимоотношениях // Известия Российской академии истории материальной культуры. Т. IV. Л., 1925

· Седов Вл.В. Псковская архитектура XIV–XV веков М., 1992.

· Седов Вл.В. Церковь Благовещения на Городище: XIV век // Великий Новгород в истории средневековой Европы. К 70-летию Валентина Лаврентьевича Янина. М., 1999 391-404

· Седов Вл.В. Церковь Спаса-Преображения на Ковалеве // Новгородские древности. В. V. М., 2000. С. 47-80

· Седов Вл.В. Церковь Федора Стратилата в Новгороде // Архив архитектуры. В. IX. М., 1997

· Спегальский Ю.П. Псков. Л., 1978.

 

Раздел 2.Живопись Новгорода и Пскова второй половины XIV – первой трети XV вв.

Лекция 19. Эпоха владыки Алексея, время наивысшего расцвета Новгородской феодальной республики. Монументальная живопись Новгорода 1360-х – 1400-х гг. Фрески второго слоя росписи церкви Успения на Волотовом поле. Феофан Грек в Новгороде, его миссия здесь. Сведения о художнике, его работа над росписью церкви Спаса на Ильине улице. Соотношение местной традиции с новой волной влияния византийского искусства, захватившего все крупные центры культуры Руси. Фрески Ковалева – второе (более традиционное) направление в русском искусстве, заявившее о себе одновременно с творчеством Феофана Грека. Росписи церкви Федора Стратилата – развитие традиции Волотова и интерпретация идей Феофана Грека. Фрески церкви Рождества на кладбище и церкви Архангела Михаила “на Сковородке” – “промосковское” направление в местном искусстве. Книжная миниатюра: “Псалтирь Грозного” (РНБ), Сильвестровский сборник (РГАДА) – иллюстрации жития Бориса и Глеба. Иконопись: “Борис и Глеб на конях”. “Покров Богоматери”, “Благовещение с Федором Тироном” (все в Новгородском муз.). “Архангел Михаил” из чина (ГТГ), “Св. Николай” из Порхова (Новгород), “Сошествие Св. Духа” (Новгород).

Псков. Иконы: “Богоявление” (Г.Эрм.), “Борис и Глеб” (ГТГ), “Св. Николай” из Кожского монастыря (ГТГ). Росписи храмов Довмонтова города, их атрибуция и датировка. Евангелие 1409 г. (ГИМ). Иконы “академического” и экспрессивного направления – “Рождество Богоматери”, “Варвара, Параскева, Ульяна”, “Собор Богоматери” (все в ГТГ).

 

Основные темы:

Основные принципы живописной системы Волотовскй росписи.

Феофан Грек – воплощение исихастского идеала святости. Активизация личностного начала.

Образная интерпретация архитектурного пространства художниками-стенописцами.

Особенности новгородского иконописания рубежа XIV–XV вв.

Проблемы датировки памятников псковской живописи XIV–XV вв.

Вопросы для дискуссий: Проблема датировки второго слоя Волотовской росписи.

Как соотносятся друг с другом росписи церкви Успения на Волотовом поле и церкви Федора Стратилата.

 

Вопросы:

1. Чем отличается роспись церкви Спаса на Ильине от второго слоя росписи церкви на Волотовом поле.

2. Кто был заказчиком росписи церкви Спаса на Ильине.

3. Кого из святых Феофан Грек представил в росписи барабана главы церкви Спаса на Ильине.

4. Какая мысль объединяет изображения столпников со сценой “Гостелюбие Авраама” (Ветхозаветная Троица) в росписи Феофана Грека.

5. Где работал Феофан Грек до приезда в Новгород.

6. В каком году была создана роспись церкви Спаса на Ковалеве и из какого источника взята эта дата.

7. Почему на западной стене хор церкви Федора Стратилата изображена сцена “Покров Богоматери”.

8. В какой части росписи церкви Федора Стратилата расположен “Страстной цикл”.

9. Назовите наиболее характерные приметы псковской школы живописи.

 

Раздел 3.Архитектура Москвы второй половины XIV – середины XV вв.

Лекция 20. “Раннемосковское зодчество”.

Дмитрий Иоаннович, Василий I, Василий II

Стены Московского Кремля. Собор и трапезная Чудова монастыря. Собор Симонова монастыря.

Строительство конца XIV в. в Коломне и Серпухове. Успенский собор в Коломне. Церковь Иоанна Предтечи на Городище. Воскресенская церковь. Богоявленская церковь Голутвина монастыря. Рождественская церковь в Бобреневе монастыре. Трапезная церковь Высоцкого монастыря в Серпухове.

Старо-Никольский собор в Можайске. Церковь Иоакима и Анны в Можайске.

Церковь Николая в Каменском. Благовещенская церковь (собор) в Кремле. Церковь Рождества Богородицы (Воскрешения Лазаря) в Московском Кремле. Церковь Успения на Городке в Звенигороде. Собор Вознесенского монастыря.

Троицкий собор Троице-Сергиева монастыря. Собор Рождества Богоматери Саввин-Сторожевского монастыря.

Спасский собор Андроникова монастыря.

Ремонт Успенского собора в Ростове. Церковь Благовещения в Дорогомилове. Тверь. Архангельский собор в Старице. Никольская церковь в Старице. Церковь… Архитектура Московской Руси середины XV в. Строительство в Кремле. Крестовоздвиженская церковь. Введенская церковь на…

Литература обязательная

· Воронин Н.Н. Зодчество Северо-Восточной Руси XII–XV вв. Т. 2. М., 1962.

· Выголов В.П. Архитектура Московской Руси середины XV века. М.,1988. С. 71-94, 177-225.

Литература дополнительная

· Альтшуллер Б.Л. Бесстолпные храмы XIV века в Коломне // Советская археология. 1977. М., 1977

· Балдин В.И. Архитектура Троицкого собора Троице-Сергиевой лавры // АН. № 6. М., 1956. С. 21-55

· Воронин Н.Н. К характеристике архитектурных памятников Коломны времени Дмитрия Донского // Материалы и исследования по истории Москвы. Т.2. М.-Л., 1949. С. 234-236.

· Максимов П.Н. К характеристике памятников московского зодчества XIII – XV вв. // Материалы и исследования по истории Москвы. Т.2.

· Максимов П.Н. Собор Спасо-Андроникова монастыря в Москве // Архитектурные памятники Москвы XV – XVII вв. Новые исследования. М., 1947.

· Огнев Б.А. Некоторые проблемы раннемосковского зодчества // АН. № 12. 1960.

· Огнев Б.А. Успенский собор в Звенигороде на Городке // МИА. 1955. № 44 С. 20 – 58.

 

Раздел 4.Живопись и прикладное искусство Москвы и прилежащих к ней княжеств второй половины XIV – первой трети XV вв.

Лекция 21. Духовная деятельность Сергия Радонежского и русских митрополитов – Алексея, Киприана, Фотия. Формирование нового нравственного идеала, его влияние на искусство.

Иконы: “Борис и Глеб на конях”, “Никола” из Угрешского монастыря, “Сошествие во ад” из Коломны, “Борис и Глеб, в житии” из Коломны (все в ГТГ), миниатюры Киевской псалтири (НРБ). Активизация художественных связей с Византией. Феофан Грек в Москве. Работы в Кремле, Феофан вместе с Прохором с Городца и Андреем Рублевым расписывает Благовещенский собор. Сложение высокого иконостаса. “Деисусный чин” Благовещенского собора, споры об авторстве Фофана и о первоначальном месте нахождения икон. Иконы, приписываемые Феофану и связанные с мастерами его круга: “Богоматерь Донская”, “Иоанн Предтеча, ангел пустыни”, “Преображение” (все в ГТГ). Икона “Архангел Михаил в деяниях” (Архангельский собор Кремля).

Сведения письменных источников о Рублеве и его ближайшем окружении. Произведения, приписываемые Рублеву: “Евангелие Хитрово” (РНБ), роспись Успенского собора в Звенигороде, “Звенигородский чин” (ГТГ). Праздничные иконы Благовещенского иконостаса, вопрос об авторстве Рублева и Прохора с Городца. Андрей Рублев и Даниил Черный. Роспись Успенского собора во Владимире, “Васильевский чин” (ГТГ, ГРМ). “Троица” (ГТГ), время создания иконы, характеристика ее стиля, интерпретации символики и идейной концепции. Работы мастерской Андрея Рублева в Троицком соборе Троице-Сергиевского монастыря: роспись, иконостас.

Греческие художники в Москве. Икона “Петр и Павел” (Успенский собор Кремля) Памятники ювелирного искусства и шитья: “Воздух Марии Тверской”, Саккос Фотия (Оружейная палата), Ковчег Дионисия Суздальского (Музеи Кремля); оклад Морозовского Евангелия, оклад иконы “Богоматерь Владимирская”.

Работы мастеров княжеств Северо-Восточной Руси. “Успение” из Кирилло-Белозерского монастыря (Кириллов).

 

Вопросы для дискуссий: Согласны ли вы с традиционной атрибуцией центральных икон “Деисуса” Благовещенского как произведения Феофана Грека.

Какая из двух существующих датировок “Троицы” Андрея Рублева кажется вам наиболее обоснованной, почему?

Является ли икона “Борис и Глеб на конях” (ГТГ) произведением московского мастера или созданием псковского иконописца, как считают некоторые исследователи.

 

Вопросы:

1. С каким ансамблем русской монументальной живописи XIV в. можно сравнить икону “Борис и Глеб на конях” (ГТГ). Укажите черты общности.

2. С каким памятником новгородской монументальной живописи соотносится стиль миниатюр Киевской псалтири.

3. Откуда происходит икона “Богоматерь Донская”.

4. На каких признаках основываются исследователи, приписывающие иконы “Праздничного чина” Благовещенского иконостаса двум главным мастерам.

5. Когда появляются первые высокие иконостасы и из каких рядов они состоят.

6. Имеются ли принципиальные различия в стиле “праздничных икон” Благовещенского и Троицкого иконостасов.

7. Как исследователи датируют “Троицу” Андрея Рублева и как обосновывают свое мнение.

 

Литература.

· Алпатов М.В. Андрей Рублев. М., 1972

· Лазарев В.Н. Андрей Рублев и его школа. М., 1966

· Лазарев В.Н. Феофан Грек и его школа. М., 1961;

· “Троица” Андрея Рублева. Антология /Сост. Г.И.Вздорнов. М., 1981.

 

Раздел 5. Архитектура Новгорода и Пскова второй трети XV– начала XVI вв.

Лекция 18. Новгород. Строительство времени митр. Евфимия. Реконструкции. Церковь Иоанна на Опоках. Церковь Успения на Торгу. Церковь Благовещения на Мячине. Церковь Петра и Павла на Славне.

Постройки, интерпретирующие традиционную новгородскую типологию. Церковь Двенадцати Апостолов на Пропастех. Церковь Дмитрия на Славкове улице. Церковь Симеона в Зверином монастыре.

Перестройка митрополичьего двора. Евфимиева часозвоня. Грановитая палата.

Псков. Церковь Успения в Мелетове. Церковь Косьмы и Дамиана с Примостья.Церкви Рождества Богородицы в погостах Старая и Новая Уситва.Церковь Ильи в Выбутах.Церковь Георгия в Камно. Церковь Михаила и Гавриила в Кобыльем Городище.Церковь Николы в Красных прудах. Церковь в погосте Верхний Мост. Церковь Георгия со Взвоза. Церковь Варлаама Хутынского. Церковь Богоявления с Запсковья.Церковь Николы в Устье.

Политика Пскова по отношению к Москве и Новгороду.

История приглашения псковских мастеров для строительства в московских землях.

 

Основные темы:

Ретроспективные тенденции в архитектуре времени архиепископа Евфимия; историко-культурное обоснования их развития.

Расцвет псковской архитектурной школы. Сложение ряда устойчивых признаков псковской архитектурной школы. Объемно-пространственная типология, декоративные мотивы, их происхождение и своеобразие. Особенности конструкции перекрытия рукавов креста. Отличия от новгородской архитектуры (конструкция, объемно-пространственное построение, декоративные мотивы, поэтика художественного образа).

Значение работы псковских мастеров в московских землях для псковской архитектуры.

Дискуссионные вопросы:

Проблемы датировки памятников псковской архитектуры 2 половины XV в.

Вопрос о степени зависимости псковской школы от новгородской архитектуры.

Влияние московской архитектуры на развитие псковской школы.

 

Вопросы:

1. Какие храмы XII в. были перестроены с повторением прежних форм в середине XV в. в Новгороде?

2. Какие примеры строительства, подражающего постройкам конца XIV – начала XV вв. Вы можете назвать?

3. Назовите особенности декора и типологии построек времени митрополита Евфимия.

4. В чем особенность конструкции Евфимиевой (Грановитой) палаты и как объясняется их возниковение?

5. Какие подпружные арки использованы в церкви Успения в Мелетове?

6. Назовите известные Вам псковские храмы XV – начала XVI вв. со слитыми подпружными арками.

7. Почему псковские мастера были приглашены в Москву?

 

Литература обязательная

· Комеч А.И. Каменная летопись Пскова XII – начала XVI в. М, 1993. С. 125-246.

 

Литература дополнительная

· Романов К.К. Псков, Новгород и Москва в их культурно-художественных взаимоотношениях // Известия Российской академии истории материальной культуры. Т. IV. Л., 1925

· Седов Вл.В. Об иконографии внутреннего пространства новгородских храмов XIII - начала XVI веков. Иконография архитектуры. М., 1990. С. 102-127

· Седов Вл.В. Псковская архитектура XIV–XV веков М., 1992.

· Спегальский Ю.П. Псков. Л., 1978.

 

Раздел 6.Живопись, пластика и прикладное искусство середины – второй половины XV в.

Лекция 23. Война за Московское великое княжение. Возрастание роли монастырей в формировании духовного климата эпохи. Росписи собора Саввино-Сторожевского монастыря; Евангелие Кирилло-Белозерского монастыря (РНБ); икона “Иоанн Предтеча” из Николо-Пешножского монастыря (МиАР). Миниатюры “Аникиева Евангелия” (БАН). Скульптура Георгия Победоносца с Флоровских ворот Кремля (ГТГ). Деятельность троицкого резчика Амвросия.

Новый этап расцвета местных художественных традиций.

Тверь. Фрески Городни. Культивирование традиций византийского столичного искусства. “Богоматрь и Никола” из села Васильевское (МиАР). Памятники времени княжения Бориса Александровича. “Кашинский чин” (ГРМ, ГТГ); “Голубое Успение” (ГТГ). Рогатина Бориса Александровича (Музеи Кремля).

Искусство среднерусских княжеств: Ростов, Суздаль, Рязань, Нижний Новгород.

Новгород в период владычества архиепископов Евфимия II и Ионы. Иконы избранных святых, шитье. “Четырехчастная икона” из церкви Св. Георгия в Новгороде (ГРМ), икона “Чудо от иконы Знамение” (Битва новгородцев с суздальцами) из села Курицкое (ГТГ); “Молящиеся новгородцы” (ГРМ). Фрески церкви Сергия Радонежского в Кремлеи церкви Симеона Богоприимца. Книжная миниатюра. Серебряное дело – Панагиар Софийского собора; фигура мастера Аврама на Сигтунских вратах Софийского собора.

Псков. Развитие двух основных направлений в местном иконописании. Иконы: “Параскева Пятница и три святителя”, “Богоматерь Любятовская” (обе в ГТГ), “Димитрий Солунский” (ГРМ), “Деисус” из церкви на Пароменье (Псков). Фрески Мелетова.

Северные письма: живопись Обонежья, Подвинья, Белозерья.

Вопросы для дискуссий:

В чем вы усматриваете основное различие между произведениями московских и новгородских художников.

Согласны ли вы с использованием понятие “школа” по отношению к местным художественным традициям.

Следует ли относить иконы “Кашинского чина” к произведениям тверской или московской школы живописи.

 

Вопросы:

1. Какие произведения троицкого резчика Амвросия вы знаете.

2. Каков сюжет изображений на Рогатине великого князя Бориса Александровича.

3. С каким событием связан сюжет иконы “Битва новгородцев с суздальцами”.

4. Какие сцены расположены в клеймах “Четырехчастной иконы” из церкви Св. Георгия в Новгороде

5. Как датируются фрески Мелетова и с какой традицией местного искусства они связаны.

6. Назовите некоторые черты характерные для псковской иконописи

7. Назовите две-три иконы “северных писем” и скажите с какой традицией они связаны..

Литература.

· Попов Г.В. Живопись и миниатюра Москвы середины XV – начала XVI века. М., 1975

· Рыбаков А. Вологодская икона. Центры художественной культуры земли Вололгодской XIII–XVIII веков. М.. 1995

· Смирнова Э.С. Живопись Обонежья. М., 1967.

Тема V. Искусство периода сложения единого Русского государства.

Раздел 1. Архитектура Северо-Восточных земель последней трети XV в.   Лекция 22. Строительство Ивана III в Кремле. Подчинение Новгорода и окончательное закрепление за Москвой политического…

Тема VI. Русское искусство позднего Средневековья

Раздел 1 Архитектура середины – второй четверти XVI в. Лекция 27. Время царствования Ивана IV (Грозного).

Лекция 27.

Резное “Царское место” (“Мономахов трон”) Ивана Грозного в Успенском соборе. Смена стилистических орентиров, усиление аскетических тенденций, обращение к… Образ Иоанна Крестителя – святого патрона царя Ивана Грозного: иконы Иоанна Крестителя из Рязанского музея, из…

Церковь Смоленской Богоматери в Кушалино Симеона Бекбулатовича.

Строительство Бориса Годунова – боярина и правителя. Церковь Троицы в Вяземах. Строительство, связанное с воцарением Бориса Годунова. Владычный монастырь в… Время цаствования Бориса Годунова. Борисов Городок. Надстройка Ивана Великого. Замысел Святая Святых. Изготовление…

Теремной дворец Михаила Федоровича.

Новый тип многошатрового храма на поперечно ориентированном четверике. Церковь Алексеевского монастыря в Москве. Церковь Вознесения “Малого”.… Особенности развития архитектуры в Поволжье и Ярославле. Церковь Рождества на… Архитектура середины 1640-х гг.

Казанская церковь в Коломенском. Преображенский собор в Нижнем Новгороде. Строительство в Саввин-Сторожевском монастыре. Собор Макарьево-Желтоводского монастыря.

Строительство патриарха Никона. Программы, образцы, новые технические и художественные приемы.

Иверский монастырь. Воскресенский Ново-Иерусалимский монастырь. Крестный монастырь на Кий-острове.

Строительство Ионы Сысоевича в Ростове Великом. Авраамиев монастырь. Митрополичий двор в Ростове.

Приходское строительство. Москва.

Церковь Рождества в Путинках.

Приходское строительство. Поволжье и Ярославль. Церковь Ильи Пророка в Ярославле. Церковь Иоанна Златоуста в Коровниках. Церковь Воскресения на… Жилое и дворцовое строительство. Дворец Милославских (Потешный).

Деревянный дворец в Коломенском.

Период царствования Федора Алексеевича. Церковь Тихвинской Богоматери в Алексеевском. Благовещенская церковь в…  

Лекция 35.

Последний этап истории иконописной мастерской Оружейной палаты. Произведения Тихона Филатьева и Кирилла Уланова. Иконостасы московских церквей и… Произведения “светского” жанра. Иллюстрации к Букварю Кариона Истомина, виды… Золотое и серебряное дело. Потир, вклад А.И.Морозовой (Оружейная палата). Искусство черни и гравировки. Использование…

Обязательная литература

· Раппопорт П.А. Древнерусская архитектура. СПб., 1993.

· История русской архитектуры / под ред. Н.И. Брунова. М., 1956.

· История русского искусства. М., 1952-1956. Т. 1-4.

· Русское декоративное искусство. М., 1965. Т.1.

· Лазарев В.Н. Древнерусские мозаики и фрески. XI–XV вв. М., 1973.

· Лазарев В.Н. Русская иконопись от истоков до начала XVI в. М., 1983 (есть переиздание)

· Смирнова Э.С. Московская икона XIII–XVI веков. Л., 1988.

· Тихомиров М.Н. Древнерусские города. М., 1956.


Контрольные вопросы.

Архитектура.

   

Живопись

2. Живопись второй половины XI – начала XII в. 3. Роспись собора Мирожского монастыря – программа, художественные… 4. Устюжское Благовещение. Проблемы стиля и датировки. Новгородские иконы 12 в.

– Конец работы –

Используемые теги: История, русского, средневекового, искусства0.066

Если Вам нужно дополнительный материал на эту тему, или Вы не нашли то, что искали, рекомендуем воспользоваться поиском по нашей базе работ: ИСТОРИЯ РУССКОГО СРЕДНЕВЕКОВОГО ИСКУССТВА

Что будем делать с полученным материалом:

Если этот материал оказался полезным для Вас, Вы можете сохранить его на свою страничку в социальных сетях:

Еще рефераты, курсовые, дипломные работы на эту тему:

ИСТОРИЯ РУССКОГО СРЕДНЕВЕКОВОГО ИСКУССТВА
Российский государственный гуманитарный университет Факультет Истории искусства...

Лекции по дисциплине История Отечественная история, История России
Составитель к и н доцент УШКАЛОВ В А г Составитель лекций к ф н доцент Топчий И В... Лекция Введение Теоретические проблемы истории...

Курс русской истории Лекции I—XXXII Курс русской истории – 1 КУРС РУССКОЙ ИСТОРИИ Лекции I—XXXII Василий Осипович Ключевский
Курс русской истории Лекции I XXXII... Курс русской истории...

Основные достижения русской культуры XIX века: романтизм в России; корни русского романтизма; русская национальная музыкальная школа и живопись во второй половине XIX века
Романтизм противопоставил утилитаризму и нивелированию личности устремленность к безграничной свободе и бесконечному , жажду совершенства и… Мучительный разлад идеала и социальной действительности - основа… Интерес к национальному прошлому нередко - его идеализация, традициям фольклора и культуры своего и других народов,…

ИСТОРИЯ РУССКОГО ИСКУССТВА
Х XIX вв... Ответственные редакторы... И А Бартенев Р И Власова...

ИСТОРИЯ ИСКУССТВА
Считается что оружие и конское снаряжение представляют наиболее характерные элементы скифской культуры Звериный...

История русской кухни
Русская кухня в этом смысле не исключение, она так же является частью нашей культуры, нашей истории Первые скупые сведения о русской кухне… Древнерусская кухня начала складываться с IX века и к XV веку достигла своего… Естественно, на формирование русской кухни в первую очередь самое большое влияние оказали природно-географические…

Эволюция военного искусства Древнего и Средневекового Китая
В древности и Средневековье жизнь китайского народа протекала в постоянных военных конфликтах. Я попытаюсь описать как развивалась их стратегия и оружие в этот период… Для того, чтобы разобраться в изучаемой теме надо в первую очередь охарактеризовать источники и литературу. Я опишу…

РУССКАЯ ПОЛИТИКА И РУССКАЯ ФИЛОСОФИЯ
На сайте allrefs.net читайте: "РУССКАЯ ПОЛИТИКА И РУССКАЯ ФИЛОСОФИЯ"

Средневековое рыцарство: история возникновения, ритуалы, символика, кодекс чести
Существуют различные взгляды и представления о том, какими были рыцари на самом деле. Одни говорят, что они были благородными, доброжелательными с… Другие же считают, что это действительно были только законы, какие-то идеи, а… ИСТОРИЯ ВОЗНИКНОВЕНИЯ О рыцарстве и о его происхождении писали очень многие, но не все сочинения придерживаются одного…

0.039
Хотите получать на электронную почту самые свежие новости?
Education Insider Sample
Подпишитесь на Нашу рассылку
Наша политика приватности обеспечивает 100% безопасность и анонимность Ваших E-Mail
Реклама
Соответствующий теме материал
  • Похожее
  • По категориям
  • По работам