Теремной дворец Михаила Федоровича.

Новый тип бесстолпного пятиглавого храма с сомкнутым сводом. Церковь Троицы в Никитниках.Постройки, испытавшие влияние архитектуры церкви Троицы.Троицкий монастырь в Муроме.Церковь Вознесения в В. Устюге.

Новый тип многошатрового храма на поперечно ориентированном четверике. Церковь Алексеевского монастыря в Москве. Церковь Вознесения “Малого”. Церковь Одигитрии в Вязьме. Церковь Св. Духа в Рязани.

Особенности развития архитектуры в Поволжье и Ярославле. Церковь Рождества на Волге.

Архитектура середины 1640-х гг.

“Традиционные” шатровые храмы. Церковь Троицы в Голенищеве. Церковь Успения в Вешняках. Постройки Антипы Константинова в Печерском монастыре Нижнего Новгорода.

Царское строительство. Печатный двор.

Начало строительства собора Новоспасского монастыря в Москве.

 

Основные темы

Переосмысление “словаря” годуновской архитектуры в 1610-20-е гг.

Отражение общекультурных установок на художественных особенностях архитектуры 1620-х гг.

Работа иностранных мастеров – смена географии влияния (Северная и Центральная Европа).

Проблемы происхождения шатровых колоколен, трапезных при приходских храмах.

Сложение новых типов храма – бесстолпного пятиглавого с сомкнутым сводом, многошатрового.

Возникновение нового набора декоративных элементов, его характер, источники и состав.

Формирование поволжского варианта общерусской архитектуры.

Развитие феномена провинциальной архитектуры.

Дискуссионные вопросы

“Обмирщение” или “новое благочестие”?

Проблемы применения понятийного аппарата европейских стилей к русской архитектуре XVII в. Историография. История истолкования архитектуры XVII в.

 

Вопросы

1. Назовите несколько построек 1610-х – начала 1620-х гг.

2. В память какого события и по образцу какого храма (вероятно) была построена церковь Покрова в Рубцове?

3. Охарактеризуйте основные особенности ярославского строительства конца 1610-х - начала1620-х гг.

4. Изложите историю строительства Казанского собора на Красной площади. С какими историческими событиями оно связано

5. В чем заключается новизна типа бесстолпного храма, получившего свое выражение в архитектуре церкви Троицы в Никитниках?

6. Каковы отличительные особенности многошатровых храмов XVII в.?

7. Как можно объяснить уменьшение наоса бесстолпных храмов (в церквях в поперечно вытянутым четвериком) и какое объяснение кажется Вам предпочтительнее.

8. Как выглядит зрелый тип шатровой колокольни середины XVII в.?

 

· Барокко в России. М., 1926.

· Бусева-Давыдова И.Л. Архитектура // Художественно-эстетическая культура Древней Руси. М., 1996. С. 426-457.

· Бусева-Давыдова И.Л. Категория пространства в русском искусстве XVII века // Барокко в России. М., 1994. С.16-25

· Бусева-Давыдова И.Л. Влияние архитектуры Москвы на ярославское зодчество XVII в. // АН. № 40. М., 1996. С. 63-67

· Бусева-Давыдова И.Л. Эволюция внутреннего пространства храмов XVII в. (на примере церквей Троицы в Никитниках и Покрова в Филях). № 38. М., 1995. С. 265-281.

 

Раздел 6. Живопись и прикладное искусство первой половины – середины XVII в.

Лекция 31.

Работы царских мастерских в первой трети столетия. Иконостас церкви Положения риз Богоматери в Московском Кремле.

Небо” шатра над Ризой Господней в Успенском соборе Кремля. Росписи Рождественского собора в Суздале, собора Чудова монастыря в Москве, церкви Николы Надеина в Ярославле, Успенского собора в Кремле, соборов Пафнутьево-Боровского и Кириллова Белозерского монастыря, собора Княгинина монастыря во Владимире. Иконы: “Благоверный князь Георгий Всеволодович” – надгробная доска, “Сретение иконы Владимирской Богоматери” (обе в ГТГ), иконостас Рождественского собора Саввино-Сторожевского монастыря.

Ювелирное дело. Воспроизведение изделий времени Ивана Грозного и Бориса Годунова. Широкое распространение техники эмали по скани и чеканке, использование росписи эмалевыми красками. “Большой наряд” царя Михаила Федоровича, Чаша патриарха Никона (Оружейная палата). Чеканка по серебру – ковчежцы для мощей, рака царевича Димитрия (Музеи Московского Кремля). Предметы дворцового быта.

Шитье. Произведения мастерских Строгановых.

Вопросы для дискуссий:

Судьба “строгановского” стиля в искусстве второй четверти XVII в.

Какова роль архитектурных фонов в живописи первой половины – середины XVII в. и

можно ли говорить о “пространственных решениях” композиций икон и росписей.

Проблема идеала в искусстве первой половины XVII в.

 

Вопросы:

1. Назовите предметы, входящие в состав “Большого наряда” царя Михвила Федоровича.

2. Кому приписывается авторство Деисусных икон иконостаса Ризоположенской церкви Московского Кремля.

3. В какие годы расписывались церковь Николы Надеина в Ярославле и собор Княгинина могастыря во Владимире.

4. Житие какого святого представлено в росписи церкви Николы Надеина.

5. Откуда происходит икона “Благоверный князь Георгий Всеволодович”.

6. Каковы с.жеты икон. украша.щих “небо” шатра над “Ризой Господней в Успенском соборе Кремля.

7. Какое место изображено в иконе “Сретение иконы Владимирской Богоматери” (ГТГ).

Литература.

· Брюсова В.Г. Русская живопись 17 века. М., 1984

· ИРИ. М., 1956. Т. 4

· Очерки русской культуры XVII в. М., изд. МГУ, 1979. Ч. 2.

Раздел 7. Архитектура середины XVII в.

Лекция 35. Царствование Алексея Михайловича и Федора Алексеевича.

Архитектура середины 1640-х – 1650-х гг.

Царское строительство. Завершение строительства собора Новоспасского монастыря.