Философия Ср. веков. Схоластика. Номинализм и реализм. Философия Фомы Аквинского.

Господствующим мировоззрением средних веков было христианство.

В Римском государстве проблемы отдельного человека безразличны государству.

Переход физического сопротивления в область морали приводит к христианству, которое носит надклассовый, надсоциальный характер: сведение проблем в сторону морали.

Основные идеи этого времени – это идеи теологические, касавшиеся того, как понимать Бога, Троицу, творение.

Философия этого времени была тесно сопряжена (и в этом ее исключительность) с теологией (совокупность религиозных доктрин о сущности и действии Бога).

Проблематика – основывалась на бытийном отношении Бог–Человек.

Как и теолог, философ строил свои системы, обращаясь к изначально Божественному смыслу бытия. Отвечая на вопросы религии и вопрошая заповеди веры.

Философия вынуждена подчиниться более сильному православию. Но она полностью не исчезает, т.к. нужна логика истолкования библии.

Средневековая философия:

- основана на религиозных представлениях (откровение и монотеизм – один бог).

- возникает до появления феодального строя, а исчезает до его исчезновения.

- стала служанкой богословия (зависимость от христианства).

Однако у философии были свои, отличительные от религии функции, связанные с основным ее свойством – сомнении в истинности вероисповедных догматов и со свойствами разума, призванного эти сомнения побеждать и причащаться высшей истине.

Средневековую философию можно разделить на 3 периода:

1. Патристика – 2–6 вв.

2. Анализ возможностей слова, связанный с Христианской идеей творения мира по Слову – 7–10 вв.

3. Схоластика – 11–14 вв.

Этапы средневековой философии:

1) Патристика – совокупность учений отцов церкви, которые стояли у истоков христианской идеологии.

Имеет двусмысленную природу: 1 – опирается на сверхразумное откровение Бога; 2 – на рациональный анализ откровения с помощью выработанных мыслительных приемов.

Разум находится в прочном родстве с верой.

Естественно, вера стоит выше разума. То, что разуму не поддается, основывается на вере.

Если веры нет, то нет правильности, т.е. правила.

Вера – свертывание разума в душе.

Вера и разум взаимодополнительны. «Верю, чтобы понимать»; «Понимаю, чтобы верить».

Если основа веры – изучение библии, то отношение к библии как к высшему авторитету, заключается в толковании священных текстов – возрастает роль авторитета.

Творим не мы, а бог творит с помощью людей. Вера в священное писание.

Главное учение – «философия» Аврелия Августина – «О граде Божъем»:

В основе града земного лежит эгоистический интерес человека, любовь к себе. Когда люди объединяются по любви к Богу – это град небесный. Церковь – земной представитель града небесного: власть небесная и земная объединена церковью => политическая власть должна ориентироваться на церковь, церковь выше власти.

2) Схоластика – до этого философия – техническая наука.

(Схоластика – тип религиозной философии; хар-ся соединением теолого-догматических предпосылок с рационалистической методикой и интересом к формально-логическим проблемам)).

Стремилась рационально обосновать и систематизировать христианское вероучение (средневековая «школьная» философия).

Основные проблемы: проблемы универсалий и доказательства бытия Бога.

Проблема универсалий – проблема общих понятий (ставилась Платоном – «идеи», Аристотелем – «материя и форма»).

Одним из важных философских вопросов, был вопрос об отношении общего к единичному. Спор по этому поводу известен как спор о универсалиях, т.е.. о природе общих родов и понятий.

В зависимости от ее решения всех ученых делят на:

Реалисты – утверждали, что общие понятия (универсалии) имеют реальное существование и предшествуют существованию единичных вещей (дом вообще существует, как и конкретный дом).

3 вида существования универсалий: (троякость существования) «до вещи» в Божием разуме, «в самих вещах» как их сущность или формы и «после вещей» - в человеческом разуме как результат абстракции.

Умеренный реализм (существует и крайний реализм – общее существует только вне вещей – Ансельм).

П. Абеляр – существуют только единые вещи. Но они могут быть сходны между собой, на этом сходстве и основана возможность универсалий.

Номиналисты – считали понятия лишь именами, реально существуют лишь отдельные вещи с их индивидуальными качествами. Общие понятия, создаваемые нашим мышлением об этих вещах, не только не существуют независимо от вещей, но даже не отражают их свойств и качеств.

(Когда мы утверждаем что-то по отношению к многим вещам, наше утверждение относится не к вещи, а к слову).

Существует только индивидуальное и только оно может быть предметом познания – номинализм.

Представитель Уильям Оккам.

Задача знания – постижение частного, единичного. Общее существует только в уме человека. В самих вещах нет ни общего ни единичного. И то и др. присуще только нашему способу рассмотрения одной и той же вещи.

Для объяснения перехода мысли к общему Оккам вводит понятие интенции, т.е. о направленности мысли, о логических и психических актах или знаках. Все общие понятия – это знаки, логически обозначающие многие объекты.

Концептуализм – умеренная позиция в споре об универсалиях. Отвергался крайний реализм и утверждалось, что в единичных предметах существует нечто общее, выражаемое понятием. (Основные представители концептуализма – Фома Аквинский, Петр Абеляр).

Фома Аквинский:

Истинная философия – христианская религия: с 9 века – первые шаги в сторону разграничения идеологии и философии (схоластика).

Существование бога самоочевидно, но если мы не знаем, что такое бог, то эта очевидность сомнительна.

Невозможно определить бытие бога. Сотворенное не тождественно творцу, следовательно, бессмысленно заниматься этим.

Человек не может познать бога.

3 доказательства бытия бога:

1) Космологическое: раз существует мир, то существует и творец, который его создал.

2) Теологическое: раз в мире существует целесообразность то должен быть разум, следовательно необходим бог.

3) Антологическое: бог всесовершенен – форма всех форм. Среди его свойств есть свойство существования бога, следовательно бог существует. Он обладает всеми свойствами.

В основе – принцип веры и гармонии.

Вера и разум не противоречат друг другу: Вера и Разум – это разные пути к истине, но не разные истины.

В связи с тем, что теология является высшей мудростью, конечный объект которой – исключительно Бог как «первопричина» вселенной, мудростью, независимой от всех остальных знаний, Фома не отделяет науку от теологии.

Из различия форм, являющихся подобием Бога в вещах, Фома выводит систему порядка материального мира.

Формы вещей, независимо от степени их совершенства, сопричастны творцу, благодаря чему занимают определенное место в универсальной иерархии бытия. Это касается всех областей материального мира и общества.

По его мнению, необходимо, чтобы одни занимались сельским хозяйством, др. были пастухами, а третьи – строителями.

Для божественной гармонии социального мира необходимо также, чтобы существовали люди, занимающиеся духовным трудом и работающие физически.

Каждый человек выполняет определенную функцию в жизни общества, и все творят определенное благо.

Т.о., согласно учению Фомы Аквинского, различия в функциях, выполняемых людьми, являются результатом не общественного разделения труда, а целевой деятельности Бога.

Миром управляет божественный закон. Естественный закон – естественное право, независимо от веры в бога и христианство. Люди способны жить по правилам добра, независимо от того, верят они или нет.

Философия средневековья придает моральный оттенок всем понятиям и вещам. Вся социальная наука морализируется.