Новоевропейская философия. Борьба против схоластики. Сенсуализм. Философия Ф.Бэкона.

Западная философия Нового времени открывает следующий период философской мысли.

Социальные предпосылки:

1) Прогресс в экономике, технике, рост производительности труда ? Разложение феодализма, зарождение и развитие капитализма.

2) Преобразования в социальной и политической сфере. ? Меняется сознание людей и мировоззрение в целом.

3) Жизнь рождает новых гениев. ? Бурно развивается наука, прежде всего экспериментально-математическое естествознание, основы которого заложил Галилей.

Этот период именуют эпохой научной революции. Наука играет все более значительную роль в жизни общества.

Главенствующее место в науке – механика (применение механистического метода ? прогресс в познании физического мира).

Своим развитием философия Нового времени обязана отчасти усугубленному изучению природы, отчасти все более усиливающемуся соединению математики с естествознанием. Благодаря развитию этих наук принципы научности мышления распространились за пределы отдельных отраслей и собственно философии. Последующее развитие новоевропейской философии протекало в творческом противостоянии эмпирической и рационалистической традиции, пока не пришло время для попыток их синтеза и преодоления. Хотя, в сущности, и эмпиризм (сенсуализм), и рационализм были воодушевлены общей задачей борьбы с традицией, олицетворявшей мир жизни и культуры европейского Средневековья.

Схоластика – тип религиозной философии; характеризуется соединением теолого-догматических предпосылок с рационалистической методикой и интересом к формально-логическим проблемам. Против схоластики выступали гуманисты Возрождения. Решительной критике подвергла схоластику философия Просвещения.

Сенсуализм – направление в теории познания, согласно которому чувственность (ощущения, восприятия) – основа и главная форма достоверного познания. Противостоит рационализму.

Основной принцип рационализма – «нет ничего в разуме, чего не было бы в чувствах» – разделяли как материалисты, усматривавшие обусловленность чувственного знания объективным миром, так и идеалисты, видевшие в чувственном знании самосущую сферу, не связанную с внешним миром. Преодолевая ограниченность сенсуализма, диалектический материализм раскрывает подлинную роль и диалектику чувственной и рациональной форм познания.

Рационализм – философское направление, признающее разум основой познания и поведения людей. Противостоит как иррационализму, так и сенсуализму.

Выступив против ср.-век. схоластики и религиозного догматизма, классический рационализм 17–18 вв. исходил из идеи естественного порядка – бесконечной причинной цепи, пронизывающей весь мир.

Научное (т.е. объективное, всеобщее, необходимое) знание, согласно рационализму, достижимо только посредством разума – одновременно источника знания и критерия его истинности.

Ограниченность рационализма состояла в отрыве рационального познания от чувственного, в идеалистической концепции врожденных идей.

Рационализм – один из философских источников идеологии Просвещения.

Ф.БЭКОН.

Первым философом, сознательно поставившим перед собой задачу разработки научного метода на основе материального понимания природы, был Ф.Бэкон (1561 - 1626).

Естествознание– истинная наука, а физика, опирается на чувственный опыт – важнейшая часть естествознания.

Чувства непогрешимы и есть источник всякого знания.

Наука есть опытная наука и состоит в применении рационального метода к чувственным данным.

Индукция, анализ, сравнение, наблюдение, эксперимент – главные условия рационального метода.

Главный труд – “Новый Органон”. В этом произведении Бэкон сознательно противопоставляет свое понимание науки и ее метода тому пониманию, на котором основан “Органон” Аристотеля.

Бэкон– выступил против схоластической философии и выдвинул доктрину естественной философии, основывающейся на опытном познании. Взгляды Бэкона сформировались на основе достижений натурфилософии Возрождения и включали в себя натуралистическое миросозерцание с основами аналитического подхода к исследуемым явлениям и эмпиризм. Понимание науки включало новую классификацию наук, в основу которой он положил такие способности человеческой души, как память, воображение, разум.

Соответственно этому главными науками должны быть история, поэзия, философия.

Высшая задача познания и всех наук – господство над природой и усовершенствование человеческой жизни.

Знание – сила. Но только знание, которое истинно.

Бэкон сформулировал понятия материи как природы/бесконечной совместимости вещей.

Материя обладает движением – внутренней активной силой (напряжение материи). (19 видов движения).

Движение и покой – равноправные свойства материи.

Бэкон разработал:

– Принцип эмпиризма (в максимальной степени опирается на разум при анализе фактов);

– Опытно-индуктивный метод – постепенное образование понятий путем истолкования фактов и явлений природы. (Метод собирания информации от единичного к всеобщему).

Предпосылкой реформы науки должно стать очищение разума от заблуждений (4 вида).

Идолы рода– ошибки, обусловленные наследственной природой человека.

Идолы пещеры– ошибки свойственные отдельному человеку/некоторым группам людей в силу субъективных симпатий, предпочтений.

Идолы площади– ошибки порождаемые речевым общением и трудностью избежать влияния слов на умы людей.

Идолы театра– ошибки, связанные со слепой верой в авторитеты, истина – дочь времени, а не авторитета.