Греческая философия.
Содержание: философия стремится объяснить тотальность реальности. Ее интересы далеки от поздних интересов науки, отрасли которых объясняют лишь отдельные фрагменты реальности.
По сути, философия созидается вопросом, обращенным к реальности в целом: что есть начало всех вещей?
Предмет философии – бытие, реальность как целое. Бытие, в свою очередь, может открыться только через уяснение первоначала всех вещей.
Парменид.
Понятие «бытие» - впервые выработал Парменид. Также он впервые поставил вопрос о том, как можно мыслить бытие.
В центре внимание – проблемы соотношения бытия и небытия, бытия и мышления.
Бытие есть, а небытия нет, т.к. бытие можно выразить в мысли, то чего нет, выразить в мысли нельзя.
Небытие невыразимо, непознаваемо, недоступно мысли, потому оно и есть небытие.
Ибо «одно и то же есть мысль и бытие».
Бытие– это то, что есть всегда, оно едино и вечно – главные признаки. Вечность бытия и его единства неразрывно связаны. У бытия нет прошлого и будущего, поэтому оно едино и неподвижно, потому что движению нельзя взяться из того, что неподвижно.
Парменид и Зенон: мир который отражается в голове человека, иллюзорен. Движение существует в ложном чувственном восприятии, бытие – неподвижно.
Античное понимание.
Бытие – сливалось с бытийным процессом и положительными нравственными моментами.
Платон.
Бытие – это то благо, к которому надо стремиться.
Гегель.
(исходя из диалектики Гегеля) В качестве самого первого тезиса, с которого начинается всеобщее развитие, Гегель выделяет тезис «бытие». Его «антитезис» – небытие.
«Бытие» и «небытие» дает синтез – «становление». Далее развитие продолжается по той же схеме.
Марксизм.
Раньше философия пыталась только объяснить мир, теперь Маркс пытается изменитьего.
Сущность Материалистического Понимания Истории заключена в признании ведущим, определяющим в жизни общества – общественное бытие.
Общественное бытие – философская категория для обозначения объективного реального существования социальной формы материи (материальный мир).
Общественное сознание отражает общественное бытие (социальная форма материи).
В силе того, что есть объективное и субъективное начало, то есть более широкое понятие «бытие» чем объективное (т.к. есть еще и субъективное).
НО: есть бытие материальное – производственное; и идеальное бытие.
Дюрик.
Бытие едино – идеалистическое понимание.
Итак…
Бытие – философская категория, означающая независимое от сознания существование объективного мира, материи, природы, а в обществе – процесса материальной жизни людей.
Небытие – его противоположность.
Становление философского понятия материя.
Платон: его учение о мире людей и мире вещей.
Материя– источник единичности, вещности, изменчивости, смертности и рождаемости, зла и несвободы. Материя, как и идея, вечна.
Мир чувственных вещей – результат оформления материи и сущностей.
Декарт.
Материя –бесконечная вселенная, которая состоит из капсул, делимых до бесконечности. Декарт наделил материю самостоятельной силой и рассматривал движение как проявление жизни материи, которая представляет собой единственную субстанцию, единственное основание бытия.
Французские материалисты: Дидро, Гольбах, Гельвеций, Ламетри:
Более развитый характер материализма
Материя –бесконечная совокупность вещей, предметов.
Материя тождественна природе, следовательно более глубокая разработка атрибутов материи (движения, пространства, времени).